поход

Пасхальный поход по Крыму. НБС - Парагильмен.

Спать в поезде в спальниках оказалось вполне даже ничего. И не надо морочиться со складыванием матрасов и постели:) Только на будущее надо учитывать, что лучше брать боковое верхнее место, а не нижнее, которое складывается и получается неровная поверхность.

Как обычно - поезд прибыл в Симферополь с опозданием. Собравшись всей группой на перроне (Виталик ехал в другом вагоне), мы двинули к троллейбусным кассам, старательно игнорируя зазывал-перевозчиков.
Карнавал тюльпанов

С собой у меня был пакет даров с Дару-Дар, предназначенный для передачи почтальону в Симферополе. Однако так получилось, что человек даром прождала целый час на вокзале и к моменту нашего прибытия уже уехала по своим делам. Соответственно на ялтинском троллейбусе в 12 часов мы не поехали, потому что пришлось ждать когда почтальон снова приедет на вокзал. Наконец пакет передан, мы договариваемся о передаче посылки даров на Сумы, и грузимся в троллейбус, который уходит с вокзала в час дня. Водители в новой форме настойчиво всех пассажиров отваживают от касс, типа "заплатите при входе". За проезд мы платим по 10 грн. с человека (рюкзаки считают как багаж). Троллейбус новый, вместительный, с низким входом и удобными сиденьями. Такие троллейбусы оснащены GPS-приемниками и через интернет можно посмотреть где они находятся в любой период времени. Также в салоне установлены два моинитора (спереди и сзади), на которых нам показывают фильм "Служебный роман".

Удивительно быстро выбираемся из Симферополя, только пару раз остановившись на остановках. Все сидячие места заняты, постепенно пассажиры выходят в многочисленных поселках-пригородах.

Из Сум мы уехали в период, когда у нас весна еще не вступила в свои права - ничего не цвело, деревья стояли голыми, а здесь мы поражались появившейся зелени на деревьях, цветущим абрикосам и высокой сочной траве, еще не тронутой пылью. Но, проезжая мимо Чатыр-Дага, точки нашего осеннего старта, видим, что на плато еще лежит снег - это большой контраст для нас, живущих на равнине и привыкших, что если снег тает, то он тает везде.

Около 14:30 мы были в Алуште, после выезда из города я пробрался через завал чьих-то сумок и попросил водителя остановить у моста в Малом Маяке и открыть заднюю дверь. Перед посадкой в Сумах в поезд мы внесли коррективы наши планы - группа бросает рюкзаки под Парагильменом, я с Виталиком остаюсь в качестве сторожей, а остальные налегке идут в НБС. В 14:45 вся наша группа выгружается из троллейбуса.

С собой у меня описание, взятое из интернета, как добраться от трассы до Парагильмена и дальше на гору.

От моста через трассу
Мост в Малом Маяке

мы быстрым темпом пошли по асфальту.
По дороге к Парагильмену

После поворота дороги открылся вид на гору Парагильмен.

Я шел впереди всей группы и высматривал начало тропы, уходящей с асфальта вдоль водопроводной трубы. Можно идти и по дороге, но так будет значительно длиннее. Тропа отыскалась в разрыве сложенной из камней стенки.

Увиденная картинка полностью совпадала с фото из моего описания. Теперь можно сделать передышку
Вид на Парагильмен

и осмотреться
Вид на море

Дерево среди лаванды

Мы стояли у лавандового поля. Чуть дальше дальше обнаружилось еще одно.
Лавандовое поле

Здесь была развилка - дорога уходила куда-то влево и вверх, вторая шла по краю поля. Кое-где были сложенные кучи камней - остатки кострищ, но никого из людей не было.

В описании ничего про развилку не было сказано, зато мы увидели на камне, лежащем на земле, красную метку - маркировка. Она вроде как указывала на дорогу, что шла по краю лавандового поля. Уйдя по ней, мы вышли к еще одному, большому, полю лаванды.
Поле лаванды, вид на Алушту

Отсюда очень хорошо была видна Алушта и побережье, но дул очень сильный ветер. Здесь мы сбросили рюкзаки и я, вместе с Владом, пошел искать тропу наверх, к Парагильмену. Остальные пока разглядывали Крымскую флору
Крымские растения

Дорога прошла по краю поля и превратилась в тропу, которая вывела на какую-то просеку, приходящую со стороны Алушты и дальше круто поднимающуюся по склону. Просека оказалась ниткой газопровода, о чем сообщала табличка "Газ", закрепленная на столбе. На карте газопровод не обозначен, но решив, что тропу надо искать в западном направлении, мы с Владом полезли вверх по просеке.

Сверху открылся еще лучший вид на Алушту и гору Кастель
Вид на Алушту

но нужной нам тропы мы так и не нашли - пришлось, соблюдая осторожность, обратно спускаться.

Когда мы вернулись к остальным. я предложил вариант: желающие посетить "Карнавал тюльпанов", оставляют рюкзаки на нас с Виталиком, спускаются на трассу и уезжают в ботсад. Надо было не терять время, потому что мы точно не знали время закрытия НБС, Очень долго уговаривали Влада поехать, чтобы он не оставался здесь на ветру. Договорились, что в 17 часов я включу мобильник и скажу, где мы нашли место стоянки и если надо встречу.

Оставшись вдвоем с Виталиком и с восемью(!) рюкзаками, первым делом мы решили определиться в какую сторону нам дальше двигаться. Виталик включил свой GPS и, дождавшись пока установится соединение со спутниками, немного вернулся по дороге до маркированного камня и пошел по другой дороге, что шла вверх. Как показал прибор, именно по ней нам сразу и надо было идти.

Небольшими перебежками, подхватив по два рюкзака, мы перенесли их к развилке дорог. Тут послышались голоса и с асфальта поднялась группа молодежи с рюкзаками. Пару человек из группы мы видели на вокзале Симферополя. Поздоровавшись, одна девушка удивилась зачем нам столько много рюкзаков:), а я поинтересовался куда они направляются. Сказали, что заночуют на одной из полянок под Парагильменом. Мы с Виталиком удивились: какие полянки? ведь должна же быть турстоянка, но толком ничего не смогли распросить - группа пробежала мимо.

С передышками мы дотащили все наши рюкзаки по дороге до водопроводной трубы. Тут я обратил внимание на небольшую лужу - оказалось в трубе есть небольшая дырочка, так что без воды мы точно не останемся. Видимо кто-то когда-то здесь набирал воду, потому что в луже обнаружился кусок белой изоляции с провода.

Как только мы после передышки начали переносить рюкзаки дальше, вверху послышался шум автомобиля и по дороге мимо нас спустилась "Нива". В машине сидели двое в камуфляже (лесники???), возле меня они не остановились, а уже у Виталика спросили "Можно ли здесь выехать на трассу?". Он ответил утвердительно и мужики поехали дальше. Явно браконьеры, лесники не будут спрашивать куда ехать...

Через некоторое время "Нива" проехала обратно мимо нас, таскающих рюкзаки. Мужчина, сидящий сбоку от водителя, покачал головой типа "выезд они не нашли" - оказалось, что все перегорожено камнями.

Хоть мы перенесли рюкзаки не так уж и далеко, но уже очень устали, потому что их приходилось тащить в гору. Виталик сходил налегке дальше по дороге, вернувшись он сказал, что обнаружил место для стоянки - есть кострище, воду знаем где набрать - но оно рядом с дорогой. Кое-как из последних сил дотащили рюкзаки до этого места. Здесь было еще одно лавандовое поле, которое упоминалось в моем описании и было даже фото. Т.е. мы изначально на развилке пошли не верно. Немного отдышавшись, я пошел по тропинке, которая уходила через поле. Вот появилась водопроводная труба, затем я вышел на просеку газопровода - направо чуть поодаль виднелся знак, до которого мы ранее поднимались с Владом. Там, где водопроводная труба выходила на пересечение с газопроводом в ней был порыв, заделанный кусками резины. Но вода все равно бежала несколькими струями, причем сильнее чем в найденном до этого порыве. Тропа уходила дальше вдоль водопроводной трубы.

До турстоянки я так и не дошел, хотя вскоре после порыва встретил двух парней, спускающихся навстречу, они сказали, что до асфальта (дорога к водозабору, рядом сама турстоянка) идти около 10 минут. Как только уклон тропы увеличился, я повернул назад. Спускаться было не очень приятно - потому что под ногами попадались небольшие камни, разбросанные по тропе. Я внимательно смотрел под ноги и параллельно по сторонам - искал место где можно остановиться на ночевку. Немного в стороне от тропы обнаружилась небольшая поляна с кострищем, сложенным из камней. Даже немного сухих веток рядом валялось. Через поляну проходила еле видимая тропа, но это все равно лучше чем стоять у дороги. А дальше к Парагильмену не имеет смысла подниматься с рюкзаками, потому что завтра нам спускаться обратно на трассу - лучше сбегать на гору налегке.

Еще полчаса ушло у нас с Виталиком, чтобы перенести все рюкзаки от лавандового поля до найденного места нашей ночевки. Затем, прихватив тару, мы отправились к порыву трубы за водой. Вода была холодной, набирать ее оказалось неудобно - самая большая струя все время меняла свое направление течения. Только с помощью кружки Виталик быстро заполнил свою 10-ти литровую складывающуюся канистру (удобная штука) и пару бутылок.

Набрав воды, мы занялись установкой палаток - предварительно необходимо было очистить место от камней и массы мелких веточек, которые могли бы проткнуть дно.

В процессе установки своей новой палатки (сегодня у нее дебют) я позвонил Инне узнать как у них дела. Оказалось, что выйдя на трассу, они сразу же сели на рейсовый автобус, который довез их до колоннады (5 грн.), оттуда они уехали (2 грн.) до самого Никитского ботсада и уже побывали на так называемом "Карнавале тюльпанов" и сейчас просто ходят по саду. Как мы и ожидали, в связи с переносом из-за плохой погоды даты начала "Карнавала" еще не все тюльпаны распустились и не было большого великолепия.

Привожу часть фотографий, сделанных во время посещения Никитского ботанического сада

Тюльпаны

Все отобранные фото можно посмотреть здесь.

Через полчаса пришлось опять звонить Инне и говорить чтобы заканчивали экскурсию по саду и выбирались к нам - солнце уже садилось за гору и стало значительно холодать (хорошо хоть ветра здесь не было), а еще предстояло приготовить ужин и Алексею надо установить палатку. О сегодняшней радиалке на Парагильмен уже речь не шла - скоро вообще стемнеет.

Чтобы бесцельно не ждать остальных, мы с Виталиком разожгли костер и поставили греться воду для чая. Встречать группу я не буду, нас легко найти - место хорошо просматривается с тропы, идущей вдоль трубы. За все время нашего пребывания на поляне по тропе прошло только два парня, которых я встречал ранее.

Наконец в девятнадцать часов со стороны газопровода послышались знакомые голоса. Влад шел первым по тропе, поэтому пошел к нам напрямую сквозь заросли деревьев и кустарники. Пришлось кричать остальным, чтобы шли дальше вдоль трубы и по тропке выходили к месту ночевки.

Как раз закипела вода и мы все вместе попили горячего чая. Дальше женщины стали заниматься приготовлением ужина, Алексей устанавливал свою палатку, а я, прихватив Влада,
Под Парагильменом

решил вдвоем подняться до турстоянки и дальше до асфальта. Мне специально выдали часы, чтобы я засек время. Получилось, что до полян стоянки, которые были заняты парой тургрупп, мы шли 5 минут. Еще 2 минуты ушло на то, чтобы подняться до асфальта. Здесь у очередного порыва трубы один парень мыл ноги. Порыв был небольшой, струйка воды еле бежала.

Попав на асфальт, мы решили еще пройти до столбика, который упоминался в моем описании и означал начало тропы на Парагильмен. По времени это у нас заняло еще 5 минут. Дальше мы не стали идти, потому что уже солнце село и не хотелось спускаться обратно в потемках. Когда возвращались назад по дороге, то в кустах под горой послышался какой-то шум: сначала я подумал, что это падают камни со склонов или кто-то их кидает сверху, но шум повторился еще раз и еще раз. Скорее всего это было какое-то животное, недаром нам попадались кучи навоза на тропе.

Ужинали уже при свете фонариков. На Парагильмен мы решили пойти рано утром, часов в 6 - встретить рассвет и чтобы потом пораньше попасть в Алушту, откуда переехать в долину Сотеры.