поход

Курган Славы - Долгоруковская яйла - Перевальное

Последнюю ночь похода Инна ночевала в нашей палатке вместе со мной и Владом. Утром, в 6 часов,
Рассвет

после пробуждения мы вдвоем отправились на небольшую прогулку по окрестностях.

Умылись и почистили зубы у родника
У родника

Родник Джилки-Чокрак

И отправились по балке, вдоль стока воды. Когда-то на некотором отдалении от родника было небольшое озеро с земляной дамбой (оно обозначено на генштабовской карте). Сейчас дамба разрушена, родниковая вода до нее не доходит, она впитывается в землю. За дамбой расположено длинное водопойное корыто
Водопойное корыто

От этого корыта мы поднялись на левый склон балки и почти сразу попали на хорошо укатанную дорогу. Пройдя немного по этой дороге на север, дошли до таблички.
Посещение леса запрещено

Чуть дальше был партизанский памятник.

Еще одна табличка
Клещ

и памятник.
Памятник

От таблички "Клещ" налево с дороги уходила широкая тропа, которая привела нас к роднику "Руки"
Родник Руки

Неподалеку от родника есть недействующий геокешерский тайник.
На дереве

Место выбрано неудачное - дерево слишком бросается в глаза, как и написано в описании, традиционной части в дупле не оказалось.

От родника наверх уходит очень много тропинок. Идя по одной из них, замечаем чуть в стороне остатки партизанского шалаша.
Партизанский шалаш

Через пару минут выходим на турстоянку "Курган Славы".
Место сбора мусора

Установлено пару палаток, рядом стоят две машины. Людей не видно - еще спят. Удивляет, что вещи оставлены без присмотра...

Стараясь особо не шуметь, фотографирую памятник,
Памятник

который расположен у шлагбаума. Им перегорожен въезд в лес, также сделана небольшая изгородь. За ней среди деревьев расположен столик
Столик

и каменный шалаш.
Шалаш

Вокруг чисто, видно, что сооружения и камни вдоль дорожки выкрашены недавно. Возможно теми людьми, чьи палатки сейчас стоят на стоянке.

Чуть в стороне от стоянки, у края леса, расположен еще один памятник партизанам.

От него мы идем на Курган Славы,
Курган Славы

который является хорошим ориентиром на Долгоруковской яйле.

Забираемся по ступенькам на Курган

Ступеньки

С вершины очень хороший обзор:
- Кара-Тау
Вдали Кара-Тау

- Тырке и Демерджи
Тырке

- Чатыр-Даг
Чатыр-Даг

Видно даже Симферополь

С Кургана мы спустились не по ступенькам, а по противоположному склону. На нем видны следы от автомобиля или квадроцикла - кто-то с разгону и не раз заезжал на вершину Кургана.

Перед спуском мы заметили еще один памятник. Он находился у леса, у края яйлы

Чуть дальше - еще один.

На этом памятнике когда-то была приделана большая чайка - спилили охотники за металлом.

Если идти дальше вдоль леса, то будут еще памятники возле горы Калан-Баир (высота 914 м.н.у.м). Мы немножко прошлись по дороге, но эти памятники не увидели и повернули назад, к лагерю. От "Чайки" в лес уходила дорога. Немного пройдя по ней, мы поняли, что она удаляется от места нашей стоянки. Пришлось сворачивать и идти напрямик через лес. Спугнули косулю, и двух крупных зайцев. Сфотографировать не успел - животные очень быстро бегают:)

Гуляли мы полтора часа, к моменту нашего возвращения все уже встали.
В лагере

Тенты с палаток мы сняли и повесили сушиться. Когда готовили завтрак, где-то в отдалении послышалось что-то похожее на взрыв. Через несколько минут еще один. Я знал, что на Долгоруковской яйле находится полигон и пару раз в год на нем обязательно проводят стрельбы. Возможно взрывы доносились оттуда, а так как я не знал точного расположения полигона, то переживал, чтобы не попали под обстрел.

Позавтракали, сложили вещи и в начале десятого тронулись в путь
На маршруте

Очень быстро вышли на яйлу
На яйле

Балка, где находится родник Джилки-Чокрак
Балка с родником

Впереди уже виден Курган Славы
К Кургану Славы

К нему налегке, оставив рюкзаки у дороги, идут все, кроме меня с Инной и мамой. Влад долго сопротивляется, не хочет идти, но в конце концов Алексей его забирает с собой.

Делаю панораму яйлы
Панорама

Пока ждем остальных, замечаем что впереди, на пригорке стоит машина, похоже военная. Рядом что-то типа палатки, изредка видны люди. Неужели все-таки сегодня стрельбы? Через некоторое время мимо машины с палаткой проходит группа на лошадях и уходит дальше по Долгоруковской яйле. Раз их не остановили, то и нас не остановят:)

Собравшись все вместе, идем по дороге мимо пригорка с военными. Ирина фотографирует окрестности, попутно в кадр попадает и машина.
Военный Урал

Под маскировочной сеткой копошатся люди в форме. Нас никто не останавливает, спокойно проходим мимо. Дорога забирает правее, целясь между двух небольших вершин. На той что подальше белеет очередной памятник. С дороги мы сходим и держим путь на небольшую рощу деревьев - вершины остаются у нас справа.
Небольшая роща

Немного не доходя до рощи, делаем привал.
На привале

По карте и показаниям GPS (Виталик включал свой, на моем аккумулятор почти разряжен) мы идем правильно, по 149-му маршруту. Где-то впереди должны быть пещеры - Лю-Хосар, Аверкиева и шахта Московская.

После посадки деревьев мы спускаемся в небольшую котловину
На маршруте

На склоне, среди камней виднеется зев пещеры
У пещеры

На дне валяются автомобильные покрышки.
На дне пещеры

К дереву приделана толстая проволока для спуска в пещеру. Слазить вниз мы не решились, полюбовавшись на еще не распустившиеся пионы,
Пионы

двинулись дальше по яйле.
На Долгоруковской яйле

Появилась тропа, кое-где она помечена турами. Со стороны Перевального постоянно слышны какие-то выстрелы или взрывы.

Доходим до большой воронки с деревьями справа от тропы
Карстовая воронка

Самые любопытные отправляются посмотреть чего там такое - явно будут пещеры
Камни

Спустившись в ложбину, к одному из входов
Пещера Аверкиева

Место очень противное - перед самим входом очень много пищевого мусора, пластика. Вонь стоит ужасная((

Чуть дальше входа с биркой другой лаз. Оттуда очень сильно веет холодом, в темноте пещере белеет снежный сугроб
Пещера

Спуститься вниз можно без особой сложности, но мы легко одеты, без фонарей и время поджимает.

Чуть дальше есть еще одна пещера

Лю-Хосар

Еще дальше есть пещера Голубиная, но к ней мы уже не ходили.

Пройдя немного по яйле,
Долгоруковская яйла

впереди уже увидели многочисленные поселки перед Симферополем

При виде цивилизации у меня пропало чувство спокойствия и умиротворения - это когда все житейские проблемы где-то далеко, мобильник выключен, ты идешь и наслаждаешься красотой природы. В этот походе такое чувство было очень сильным, потому что мы не встретили той толпы людей, которая будет в Крыму на майские праздники. Это могли быть слишком шумные туристы, и лесники, которые при встрече с нами попросили бы оплатить "услуги лесхоза". Всего этого не было!

А вот сейчас, уже при спуске, предстоит решить следующую житейскую проблему - как обойти безобразие в Кизилкобинском ущелье, где за проход берут деньги. Проблема в том, что схему обхода я оставил дома или вообще не печатал ее, хотя готовил точно. И теперь мы долго стоим в начале спуска и всматриваемся вниз, в долину.
Перед спуском

Спускаться, ой как не хочется! Ко всему еще нервируют взрывы, доносящиеся со стороны поселка Чайковское. Влад находит какую-то железную штуку, похожую на небольшой снаряд. Видны какие-то цифры, по кругу идет медная полоса, внутри "снаряда" небольшое углубление. Борясь с искушением взять эту штучку себе на память, все таки оставляем ее.

Приблизительно наметив путь обхода, сделав на прощание несколько фотографий с яйлы,

идем на тропу вниз. Постепенно становятся видны отроги ущелья.

В одном из них находится пещера Красная.

Спускаться надо не спеша, под ногами очень много камней
На тропе

Очень хорошо видно "безобразие".
Безобразие в Кизилкобинском ущелье

Динозавров, которые здесь были осенью, уже убрали.

С основной тропы мы сворачиваем влево, в небольшую балку

Делаем привал
Привал

Алексей спускается чуть ниже, чтобы разведать дальнейший путь. Здесь масса тропинок, главное пройти среди деревьев. Нужная тропинка найдена, спускаемся дальше,
Спуск

до дна балки. По нему мы идем в сторону виднеющейся реки Кизилкобинки. Перед выходом на тропу к Красной пещеры, у камня

лежит дощечка со стрелкой.
Стрелка

Еще минута и мы у реки
Кизилкобинка

Здесь мы сбрасываем рюкзаки, обмываемся в реке и переодеваемся в чистую одежду. Я немного поднимаюсь по тропе в сторону Красной пещеры. Дохожу только до пересечения тропы с дорогой. На дереве висит табличка с телефонами такси. Чуть позже мимо нас со стороны пещеры проходят трое молодых мужчин.

Управившись, отправляемся и мы вниз по тропе. Проходим указатель
Указатель

Дальше - поляна со столиком и кострищем
Поляна для отдыха

Идя вдоль реки, мы высматриваем место где можно переправиться. Босиком перебираться не хочется - вода очень холодная. В конце поляны со столиком я нашел узкое место, где можно перебраться на другой берег.
Переправа

Хорошо что мы не все палки выкинули!

После переправы мы попадаем на большую поляну - туристическая стоянка "Кизил-Коба". Справа слышны голоса, от большого шатра на поляну идут три женщины. Нас они видели. Мы стараемся здесь не особо задерживаться, за поляной перебираемся через еще одну речку - приток Кизилкобинки. Здесь достаточно просто перепрыгнуть.

Ущелье осталось позади.
Кизилкобинское ущелье

В Красной пещере и возле водопада Су-Учхан мы не побывали, как нибудь в другой раз, лучше провести остаток времени до отправления поезда в Симферополе.

Идем по грунтовой дороге параллельно реке в сторону трассы.

Надпись на склоне
Надпись

Ульи

То самое "безобразие"

В последний раз приходится переправляться через реку
Переправа

За процессом с интересом наблюдают парень с девушкой, расположившиеся неподалеку на берегу. Виталик не выдерживает и прямо в обуви шагает вброд.

Дальше движемся все так же вдоль реки, оставляя позади себя яйлу

Колодец у пчелофермы

По открытой местности идти под солнцем очень тяжело, поэтому наша группа растягивается

Наша мама идет впереди всех. Самыми последними идут Инна и Влад.

За мостом мы собираемся все вместе и уходим через стадион до остановки.

Видя нашу группу, очень долго на остановке стоит рейсовый автобус, водитель надеется, что мы с ним поедем. Наверное заметив, что сзади идет троллейбус, автобус наконец-таки уезжает. До троллейбуса приходится немного пробежаться. Проезд до Симферополя 3 грн., Влад опять с интересом уткнулся в монитор.
В троллейбусе

Едем мы минут 50. С вокзала уходим в сквер. Отсюда я звоню почтальону Дару-Дар, который курирует линию Симферополь-Сумы: у нее дела, поэтому передачи не будет. Так даже легче для меня. По очереди уже налегке идем на рынок. Девушки покупают продукты на обед и ужин в поезде. Мы с Инной традиционно везем в Сумы пару бутылок пива "Крым". Бычки надеемся купить в поезде. На привокзальном рынке большая перестройка, готовят торговые площадки к началу сезона.

Обедаем в сквере. И в 16:20 отправляемся на перрон
Жд вокзал в Симферополе

Как раз в это время ко второй платформе подтягивают наш поезд на Сумы. В очередной раз мы говорим: "Прощай, Крым! До скорых встреч!"
Подскажите, пожалуйста, как сходить на Курган Славы за 1 день от Перевального или Партизанской шапки
От Партизанской шапки не ходил, так что не подскажу. А из Перевального легко, там все вполне очевидно. Сначала к Красной пещере, затем поднимаетесь на Долгоруковскую яйлу, а наверху уже направление на курган хорошо видно.