Я

Золотая Липа - Нижнев - Горыгляды

Проснувшись утром, в начале седьмого, я вылез из палатки и обалдел - все вокруг было в тумане.
Туман на Днестре

Туман был такой густой, что не было видно противоположного берега Днестра. Глянув на реку, я обалдел еще больше - вода неслась с бОльшей скоростью, чем вчера. Это было заметно по проплывающему мусору. За ночь, после дня непрекращающегося дождя, уровень воды в Днестре поднялся на метр.
На Днестре

Костя, проснувшись, отправился ловить рыбу.
Утренняя рыбалка

Ничего так и не поймав, он вооружился фотоаппаратом и стал фотографировать туман.
Туман

Постепенно наш лагерь просыпался. Вася развел костер
В лагере

и поставил кипятить воду.

Наши женщины пожаловались, что спалось им плохо из-за того, что соседняя группа чуть ли не целую ночь пела песни. Сейчас в ихнем лагере тишина - все спят. Мы же готовим завтрак и начинаем потихоньку собираться. Помня, как мы "попали" вчера утром с дровами, решили взять с собой в байдарку напиленных чурбачков.

Туман рассеивается долго. Пока остальные допаковуют вещи, я решил пройтись на другой берег Золотой Липы - там возвышается холм с отвесной стеной белого цвета. Однако через реку я так и не перебрался - тропинка долго идет по самому берегу, а моста не видно. Сами того не подозревая, вчера мы выбрали отличное место для ночевки, на своеобразном острове.

Сфотографировав молодой папоротник, которого здесь много,
Папоротник

я вернулся назад в лагерь.

Около половины десятого соседний лагерь наконец подал признаки жизни - пару человек начали суетиться вокруг костра. К этому времени мы уже давно позавтракали, сложили все вещи, а в 10 часов начали грузиться в байдарки.
Погрузка

Из-за поднятия уровня воды пришлось отчаливать по одному - тропинка обрывалась прямо в воду, не было вчерашней площадки, на которой мы высаживались. Первой ушли Костя с Наташей на самой медленной байдарке, затем мы с Инной. Грузиться было неудобно, слишком мало места, вдобавок ко всему скользко и грязно.

К моменту отплытия туман окончательно рассеялся. Стояла замечательная солнечная погода.
На Днестре

Мы с Инной дождались, когда загрузятся и отойдут от берега наши киевские друзья, чтобы плыть дальше вместе.
Днестр

Вода в реке стала очень мутной. Даже немного плыть страшно - не сразу увидишь мель. Ярко выраженного течения нет, сейчас вся река течет быстро. Попадаются плывущие бутылки и мелкий мусор.

Дружеская "перестрелка"
Сплав по Днестру

Слева, вдали на холме, виднеется церковь
Церковь

Через полчаса неспешного махания веслами, мы увидели впереди мост.
Мост через Днестр

У одной из опор торчало из воды большое дерево, принесенное наводнением. Было не до фотографирования, так как пришлось маневрировать, чтобы не наскочить на камни. Сразу за мостом мы причалили на галечную отмель,
На галечной отмели

где нас уже ждала Наташа с Костей.

Немного размявшись, мы осмотрелись. Оказалось, что находимся мы на островке, вокруг бурлит вода.
На Днестре

Сверившись с картой, решили перебазироваться чуть ниже по течению, к месту впадения речки Тлумач.
Прибытие матраса:)

Здесь как раз оказалось хорошее место, где можно без проблем выбраться на берег. Пока ребята сушили надувную байдарку, а Женя перепаковывал свой рюкзак, я с Васей отправились на поиски родника. Мокрые кроссовки очень быстро натерли ноги, поэтому я далеко не прошел, а у Васи сначала не получилось найти родник - он видел только кресты (каменный и железный), которые упомянуты в описании. Отсутствовал Вася долго, я успел заклеить лейкопластырем натертые места и снова отправился на поиски. Во второй раз родник удалось найти - он находился на склоне, между двумя тропинками, одна из которых шла по берегу реки, а вторая - параллельно, по лесу. У родника стоит синий железный крест. Вася крест видел, но не видел стока воды, поэтому и не нашел сразу этот родник. А стока действительно нет - вода в миниатюрной земляной пещере вытекает из-под корней деревьев, набирается в углублении, где мы ее набирали, и тут же впитывается в землю.

Фото нет - потому что фотоаппарат я с собой не брал. КПК тоже не взял, точных координат родника не знаю. Но плывя по реке, его легко найти - прямо на берегу установлен столик с лавочкой, рядом какая-то могилка (наверное животное похоронили). Вот выше столика и находится родник. Немного не доплывая столика, можно пристать к берегу и даже вынести байдарки. Выше по течению от этого места на берегу стоит каменный крест - несколько лет назад во время грозы от дерева отломалась ветка и убила женщину-туристку, которая ночевала в палатке.

Принеся воды из родника, мы сели обедать. Как раз в это время к нам подплыла группа водников из Житомира. Оказывается это они вчера пережидали дождь и кричали нам с берега. Они поинтересовались местонахождением родника и уплыли к нему. Вскоре за этой группой по реке прошла еще одна, вдоль противоположного берега, на надувных байдарках.

После обеда мы упаковали просушенную байдарку. Я с Наташей остался на берегу, а остальные отправились в Нижнев проводить Женю. Описания упоминают следующие достопримечательности в этом городе:
- водяная мельница XIX в
Водяная мельница

- церковь XVIII в.
Церковь в Нижневе

- памятник Богдану Хмельницкому
Памятник Б.Хмельницкому

Кроме вышеупомянутого ребята видели много другого интересного

В одном из магазинов Инна купила хлеба (у нас как раз закончился) и печенья до чая.

Пока мы с Наташей ждали обратно провожающих - успели замерзнуть: становилось прохладно от ветра как только солнце скрывалось за тучи. Пришлось даже ветровки надевать.

Наконец ребята вернулись. Мы быстро собрались и загрузились в байдарки. Костя сел в байдарку к нам, а Наташа - к Васе. Они очень быстро ушли по реке. После Нижнева начиналось самое интересное - Днестровский каньон; очень жаль, что Женя нас покинул так рано.

Чуть ниже родника, который мы искали с Васей, через реку протянулись трубы газопровода.
Газопровод через Днестр

После него, за поворотом
Сплав по Днестру

нас ждала одна из визитных карточек Днестровского каньона - почти отвесная стена, сложенная из девонских отложений красного цвета
Начало Днестровского каньона

Мы побросали весла и дрейфовали, наслаждаясь видом и параллельно фотографируя.

Дальнейший путь уже не был таким примечательным: по правому берегу среди деревьев были видны крыши домов. Это дачный поселок Смерклов. На левом берегу расположилось село Вистря. С реки видна сельская церковь,
Церковь в Вистре

дальше тянутся домики. Очень поразили последних два заброшенных дома - до этого мы не видели брошенных хат в селах.
Заброшенные хаты

За этими хатами есть большая поляна для лагеря, но на берегу галька - возможно и тут ее добывают.

После Вистри на высоком правом берегу расположилось село Кутище. Домов практически не видно, зато издалека видна церковь на холме.

Наташа с Васей вырываются далеко вперед. Впереди остров, который мы обходим справа.
Остров на Днестре

Напротив острова, к реке выходят дома села Кутище.

После острова слева потянулся красивый берег, изрезанный оврагами.
Овраги

Кроме окружающих красот мы замечаем, что в нашей байдарке провернулась трубка со стрингером и теперь он торчит, грозя прорвать брезент. Нужно будет поправить, как только мы остановимся.

Следующее село - Горыгляды, на левом берегу.
На подходе к Горыглядам

Очень тяжело грести из-за сильного встречного ветра.

Немного не доходя села, у реки стоит "Камаз" и пятеро людей - будут грузить гальку. У села Днестр делает петлю, на противоположном берегу расположены невысокие горы - отсюда и название такое "Горыгляды". На вершине гор расположено еще одно село - Одаев. Согласно информации - где-то здесь должна быть пещера "Под Думкой" и убежище воинов УПА в скале. Мы замечаем на правом берегу байдарки и людей. Пытаемся подойти поближе, чтобы поинтересоваться где именно находится пещера. Приходится грести против течения, которое здесь на повороте очень сильное.

У байдарок стоит пару человек из житомирской группы, с которой уже дважды пересекались. Я кричу "Где здесь пещера?". Говорят "Не брали":) Местный пацан, удящий рыбу, тоже ничего сказать не может. Только зря потратили силы:(

Плывем возле правого берега. Откуда-то идут остальные житомиряне. Мужчина с фотоаппаратом кричит нам, что стоит забраться на гору, к Одаеву - оттуда открывается очень хороший вид на окрестности.

Как только берег начал понижаться - пристаем. Наташа с Васей, видя наш маневр, тоже причаливает к берегу, но слишком далеко от нас - нет сил грести туда. Мы разминаемся - почти полтора часа гребли, не выходя на берег. С трудом, но поправляем стрингер

Здесь на берегу галька, на которой валяется мусор, нанесенный рекой в половодье. Дальше до гор простирается луг, на котором пасутся коровы и кони
Луг

Видна дорога, что ведет на верх, к Одаеву.
Дорога к Одаеву

Пока мы стояли, отдыхали, мимо прошла группа житомирян и еще одна, на надувных байдарках, которую мы видели у Нижнева. Они пристали чуть дальше на гальку.
Берег напротив Горыгляд

Оттуда пришел мужчина и спросил, знаем ли мы где здесь находится родник - он должен быть где-то под горой. Они планируют пополнить запасы воды и плыть дальше. Про родник мы ничего не знали. Нам кстати, тоже не мешало бы набрать воды. Да и вобще по времени пора становиться на ночевку.

Мы переплыли ко второй нашей байдарке. Наташа с Васей пристали у устья какого-то ручья. Выходить на берег очень тяжело из-за грязи. Все вместе мы посовещались и решили дальше не плыть, а здесь заночевать.

Нашли место у кустов, где не так дует ветер. Правда байдарки пришлось нести далеко от реки.
Байдарки

После установки палаток, втроем отправились за водой. Прошли вдоль ручья, у устья которого мы высаживались, и обнаружили сам родник.
Родник

С дровами проблем не было - сухих веток в достатке хватало на берегу. Поужинав, мы с Костей остались в лагере, а остальные решили подняться на гору, к селу - лично у меня на это уже не было просто сил.

Вид сверху действительно супер!
Вид с горы

Девушки с Васей как раз посмотрели на закат, побывали у лагеря парапланеристов и вернулись назад. Мы попили чай и разошлись спать по палаткам.

З.Ы. За день прошли 18,7 км.