Я

Беремяны (Красная гора) - Хмелевая - Литячи - Михальче

На календаре шестое мая. Второй большой сюрприз за весь поход (первый - поднятие уровня воды) это обнаружить наутро иней на палатке.

И это при том, что ночью спать было не холодно! Зато как только вылезли из палатки - сразу чувствуется морозная свежесть. Вот тебе и "Днестровские субтропики":)

Как самый первый вставший я занялся разведением костра чтобы вскипятить воду на чай. Параллельно стал будить остальных - по плану с утра мы по очереди должны сбегать на Красную гору. Ребята вылазят из палаток и жалуются, что ночью плохо спали из-за постоянного кряканья. Ждать чай отказываются, а сразу после утренних процедур Вася, Костя и Наташа отправляются на гору. Отсутствуют ребята долго - как оказалось пошли они по дороге и в итоге попали в село Беремяны, а уже из села пошли на Красную гору. Т.е. сделали крюк. При спуске по тропинке с горы уже на злополучной дороге Вася из веток выложил стрелку, чтобы мы не повторили ошибку ребят:) До их прихода я с Инной успеваю попить чай и затем мы вдвоем отправляемся на Красную гору.

Только заходим в лес и сразу натыкаемся на выложенную стрелку. Дальше начинается крутой подъем по тропинке. Периодически с этой тропинки есть ответвления направо, на своеобразные балкончики из красных плит

Мы переводим дух после подъема и любуемся Днестром

Наш лагерь кажется отсюда таким маленьким.

А ведь мы еще не достигли вершины горы.

Снова остановка на другом балкончике. Медитируем на обрывах

(так выразился руководитель российской группы - к Красной горе они вчера пришли чуть позже нас и расположились на противоположном берегу реки).

Еще один небольшой балкончик. Лагерь отсюда еле видно.

Прямо под плитами балкончика растут ирисы.

Я пожалел, что не взял с собой лопатку, мама точно скажет что надо было выкопать:) Хотя к цветам спуститься нереально, здесь нет никаких тропинок.

Наконец через 25 минут после начала подъема мы добираемся до столика на вершине.

Здесь очень мусорно и не так зрелищно - хорошему обзору мешают кусты и деревья.

Поэтому долго на вершине не задерживаемся, спускаемся обратно. На балкончики уже не заходим. Фотографируем большую улитку

Их много ползает по тропинке, того и гляди наступишь...

К нашему возвращению в лагерь как раз готов завтрак. Мы все вместе едим и затем начинаем собирать вещи. Как раз сошла роса и снятые с палаток тенты высохли.

Уже когда мы были готовы выносить байдарки и вещи на берег, к нам пришли двое мужчин в камуфляже из соседнего лагеря винничан. Сегодня у них последний день сплава - неспеша дойдут до Устечка, а оттуда их заберет машина. На память о встрече они подарили вымпел

и сфотографировались с нашей группой на свой мобильник.

Наташа попутно поинтересовалась у них, что же всю ночь крякало и мешало спать. И оказалось не только нам мешало! Один из мужчин сказал, что был готов задушить эту утку! Уж он и кидал камни в кусты и кричал, а утка никак не успокаивалась. А мы то вчера думали, что это сами винничане баловались:)

В 10:50 все наши вещи и байдарки были на берегу.

Москвичи, что стояли на противоположном берегу, уже давно снялись с лагеря и отправились дальше по реке - на Красную гору они не стали подниматься.

С другой стороны безымянного ручья грузится в свои обычные надувные лодки группа винничан. Они выходят чуть раньше нас, мы стартуем почти в 11 часов.

Проплываем мимо Красной горы.

После нее холмы на левом берегу немного понизились, в них появились разрывы. В Днестр впадает речушка, больше похожая на ручеек.

На противоположном берегу слоистая каменная полоса, увенчанная деревьями и кустарниками

Впереди, у поворота, видны лодки винничан - там село Хмелевая. В село нам не надо, продуктов пока хватает, решаем пристать к левому берегу

и посмотреть на водопады, если они конечно здесь есть.

Небольшая речка имелась в наличии,

в месте впадения ее в Днестр сложены туры из камней.

Водопадов на этой реке не оказалось. Зато в этой местности было очень много хвойных деревьев.

До этого мы не видели их столько, попадались только одинокие экземпляры, а тут целый лесной массив...

Отправляемся дальше по Днестру.

Оставляем позади Хмелевую

и группу винничан.

За селом опять потянулись высокие горы с обеих сторон Днестра.

За Хмелевой, на правом берегу, есть хорошее места для стоянки - поляна, расположенная высоко от воды, на которой даже какой-то домик есть.

Проходим поворот Днестра,

у островов уходим влево и причаливаем к берегу под селом Литячи.

Наташа остается у байдарок, а мы вчетвером идем наверх - хотим посмотреть пещеру Соколиное Гнездо (ее видно с реки) и набрать в селе воды. Поднимались чуть больше 25 минут. Сначала по старой дороге, а в конце подъема - по крутой тропе. Обзор закрывали деревья, только в одном месте открылась панорама Днестра.

Вышли прямо к роднику.

Рядом еще один такой же. Чтобы не таскаться с бутылками, решили оставить их тут, а на обратном пути набрать воды.

Мимо родника шла тропинка, по ней мы попали в само село Литячи. Прошли мимо какого-то памятника.

На улицах безлюдно, У одного из дворов стоит автобус без водителя, один из пунктов назначения - Залещики. Хм, есть шанс закончить раньше сплав:) Наконец встречаем местного жителя у которого интересуемся как пройти к пещере и есть ли магазины в селе (что-то типа продуктового киоска мы видели в одном из дворов, но он был закрыт). Магазины далеко, а к пещере надо идти в конец села, до огородов, а там спускаться в сторону реки.

Проходим, как нам подсказал мужчина, до конца села и сворачиваем направо перед огородами. Пещеры что-то не видать... Пересекаем ручеек, чуть далее стоит кирпичная будка - каптаж над родником.

Пройдя будку, мы выходим на небольшую возвышенность, с которой хорошо видны острова на Днестре.

За свою форму они получили название "Инь-Янь". Острова являются одной из визитных карточек Днестровского каньона.

С возвышенности наконец увидели и скалу, в которой была пещера..

Спуск вниз очень стремный - узкая крутая тропинка с мелкими камнями. Затем она выравнивается и проходит под скалой.

В пещеру забраться сложно -

почти отвесная стена, надо цепляться за каждый выступ. Я попытался сначала забраться, но почти сразу же слез назад - скала была слишком гладкой, да и потом неизвестно как спускаться обратно.

Мы прошли по тропинке под скалой и вышли к ручью, который небольшими водопадиками спадал в сторону реки.

Ниже ручья и скалы с пещерой склон очень крутой и заросший густой растительностью. Я даже не представляю как в одном отчете ребята забирались сюда от Днестра...

Мы забрались повыше вдоль ручья, там оказались еще больше водопады.

В конце концов мы вышли на поляну над пещерой. Ручей с водопадами это то, что нам больше всего понравилось во время прогулки в Литяче, а пещера осталась недостижимой для нас. Чуть позже, уже покинув село и разбирая распечатки с информацией, узнали, что в Литячах также можно посмотреть 300-летний дуб.

От пещеры назад к байдаркам мы решили пройти не по селу, а чуть ниже. С обзорной площадки напоследок делаю фото островов "Инь-Янь".

Выходим к большому роднику.

Воды очень много. Из родника она собирается в небольшом бассейне, откуда бежит дальше по склону к реке.

От родника мы попадаем к заброшенному дому.

Это практически единственный увиденный нами сельский брошенный дом. Ни в одном селе мы не встречали признаков упадка, которые характерны для нашей области.

После дома наш путь пролегал среди плодовых деревьев. Когда шли к пещере как-то не обратили на них внимание. Получается, что за дворовыми огородами есть большой сад. Для селян это удобно - деревья не занимают пространство двора и параллельно удерживают склон от расползания. Видно что за садом ухаживают - территория вычищена от лишней растительности, есть следы от костров, наверное жгли срубленные ветки, стволы у некоторых деревьев побелены.

Доходим до родников, где мы оставили бутылки. Набираем воду и уходим вниз к байдаркам. Решили не петлять по дорожкам как при подъеме, а спуститься по тропинке прямо от родника. Правда она оказывается крутоватой и с сыпучкой.

В этом отношении очень не повезло Косте, который шел в сланцах.

К реке мы спустились чуть ниже по течению от того места, где пришвартованы байдарки. Винничане на надувных лодках, которые задержались в Хмелевой, прошли по реке незадолго до нашего появления. Со слов Наташи шли они не спеша, на полном расслабоне, свесив ноги с бортов.

Садимся в байдарки и отправляемся в путь.

Склон, на вершине которого мы шли к пещере

А вот видна и сама скала с пещерой

Через 15 минут подплываем к трубам газопровода через Днестр.

По описанию на левом берегу должен быть родник. Причаливаем за трубами, возле впадения какой-то речки в Днестр. Прихватив с собой канистру, иду по дороге вдоль этой речки на поиски родника. Метров через 50 дорога выходит на поляну и заворачивает налево, обходя газовую трубу. Я же подлажу под трубой, прохожу немного по тропинке среди высокой травы и наконец попадаю к роднику.

Пока жду Инну и Наташу, включаю КПК - хочу занести в память координаты родника. Девайс очень долго соединяется со спутниками, успеваю набрать полную канистру воды и пару бутылок. Приходится выключать КПК и "передергивать" батарею - замечено что после такой процедуры "захват" спутников происходит значительно быстрее. Наташа с Инной забирают бутылки с водой и уходят обратно к байдаркам. Я же наконец снимаю координаты родника и возвращаюсь к реке с полной канистрой.

На небольшом совещании мы решаем, что в радиалку к Джуринскому водопаду стоит сходить не с Устечка, а найти место где можно пристать байдарками на левом берегу Днестра в районе Михальче. Уже отсюда поднимемся по склону, дальше по просеке в лесу выйдем к водопаду. Очень запомнилась фраза "Сверим карты": генштабовская и новая карта Киевской военно-картографической фабрики (КВКФ) отличались. На генштабовской карте нарисовано два острова на пути от газопровода до Михальче и склон на левом берегу крутой без разрывов. На карте КВКФ в склоне есть разрыв, по которому в Днестр впадает небольшая речушка. Прийдется ориентироваться на местности: есть разрыв, значит причаливаем к берегу - по разрыву будет легче подниматься. Если разрыва на склоне не будет, то как только появится остров, будем высматривать место куда можно причалить.

Обе карты соврали: одного острова на реке не было, точно также не было разрыва в склоне на левом берегу. Когда на прямом участке реки мы увидели впереди остров,

поняли, что пора искать место для выгрузки. Однако берег был слишком крутой для заноса байдарок или же было много грязи. Нам очень повезло, что увидели надувные байдарки россиян, которые были причалены на левом берегу Днестра уже за островом. Причаливаем немного далее. На противоположном берегу среди деревьев видны строения бывшего пионерлагеря. Если подняться немного выше от места нашей остановки, то будет поляна, на которой можно установить палатки. Сейчас здесь заканчивают свой обед россияне и собираются в дальнейший путь. К Джуринскому водопаду они уже сходили, и рассказывают нам как легче всего туда добраться с этой поляны - чуть выше по склону начинается тропинка, которая проходит по гребню и выводит к нужной нам просеке. По пути к водопаду можно посмотреть Грот Отшельника и водопад "Девичьи слезы".

Мы решаем, что остаемся на ночевку на этой поляне. К водопаду сходим по очереди в два этапа: утром и вечером.

Разгружаем и затаскиваем на поляну вещи и байдарки.

Затем обедаем. Чтобы разогреть воду для чая, пользуемся костром, который развели россияне. После обеда Вася с Костей остаются в лагере, а я с Инной и Наташей отправились на прогулку к Джуринскому водопаду.

З.Ы. За день по реке пройдено 16,5 км.