прогулка

Вечерняя прогулка к Джуринскому водопаду

К моменту нашего выхода из лагеря россияне собрались и уплыли дальше на своих надувных байдарках. Мы нашли начало тропы, на которую нам указали и принялись подниматься по хребту. В самом начале тропа не видна из-за упавшего дерева, после него она отлично читается на склоне.
Тропа

В конце подъема мы по инерции продолжали идти по тропе. Однако я догадался глянуть на запущенную на КПК навигационную программу - тропа уходила параллельно реке в Устечко. Мы свернули с тропы и пошли через лес в сторону виднеющихся просветов среди деревьев. Очень скоро попали на асфальтированную дорогу Устечко - Шутроминцы. Вышли как раз к просеке, перегороженной шлагбаумом.
Шлагбаум

Здесь я понадеялся на имеющееся у меня описание возможного пешеходного маршрута вдоль Днестровского каньона. Там были строки:
Щоб глянути Джурин-на дорозі з Шутроминець до Устечка є лише один досить крутий поворот, біля нього вліво відходить лісова ґрунтовка, за пару хвилин вона виводить на галявину-вирубку.(Знову ж добре видко на знімках гугля)

Гугл перед сплавом мне некогда было рассматривать. Следуя описанию мы прошли по асфальтированной дороге крутой поворот и вышли к другой лесной грунтовке. Не так далеко была видна и поляна-вырубка. Поляну пересекала масса дорог. Куда идти??? Фраза из описания "Переходите галявину і знову заходите в ліс." не дает точного направления движения. Я оставил девушек ждать на краю поляны, а сам пробежал с GPS-навигатором по кромке леса. По записанному треку получалось, что выбрал неправильное направление - в сторону Устечка. Дошел до Т-образного перекрестка, тропу к Гроту Отшельника не увидел, поэтому вернулся обратно к девушкам. И повел их через вырубку в сторону Ныркова. Когда-то в том направлении була проложена просека, она нанесена на генштабовской карте. Сейчас просека почти полностью заросла.
Просека

Впереди послышался какой-то треск и от нас ускакала крупная косуля.

Когда нам надоело пробираться сквозь заросли, мы взяли немного левее и вышли в чистый лес, без подлеска. Наконец добрались до какой-то дороги и ушли по ней влево. По пути я зацепился за сваленные в траве ветки. Дорога превратилась в тропинку. По ней мы дошли до поворота направо. Дальше нам предстоял затяжной спуск. Под ногами опавшая листва и мелкие камни, поэтому особо не спешили. Вскоре внизу увидели грунтовку, но по крутому склону напрямую не решились на нее спуститься. По тропе дошли до поляны, откуда наконец увидели цель нашей прогулки - башни замка и остатки костела.
Панорама долины

С этой поляны уже без проблем спустились на дорогу. Вместо того, чтобы сразу идти к Джуринскому водопаду, прошлись по дороге до остатков ГЭС
Остатки ГЭС

По бетонной конструкции перебрались на другой берег реки Джурин и прошлись через луг.
Луг

Неподалеку трое молодых мужчин пасли коров. Сразу чувствуется, что это попсовое место - нам что-то прокричали вослед.

С луга поднялись обратно на дорогу и наконец попали к Джуринскому водопаду.
Джуринский водопад

Фотоаппаратом тяжело передать его масштабы. Это самый высокий равнинный водопад Украины (16 метров). По преданию, он имеет искусственное происхождение. В 1620 г. турки с татарами, прорываясь к неприступному замку, окруженному водой, разрушили каменный кряж и изменили русло реки, чтобы она проходила мимо замка. По другой версии, русло было изменено во время строительства дворца Понинских в XVIII в.

Мы немного повременим со спуском к нижним каскадам водопада, пройдемся к башням и костелу. Наш путь лежит через пионерлагерь.
Ворота пионерлагеря

Территория огорожена новеньким деревянным забором. Россияне говорили, что в нем где-то есть дырка. Мы думали, что сможем пройти к костелу вдоль забора, но он установлен даже в кустах. Натыкаемся на просвет в заборе. Прийдется заходить на территорию лагеря. Здесь сейчас пару человек в домике ведут какие-то строительные работы. Инна на украинском языке спрашивает разрешения пройти мимо. Неподалеку от строителей на дорожке лежит собака. Сначала она гавкает на нас, но получив предупреждающий окрик от одного из мужчин, сразу успокаивается. Собаки здесь добрые...

Картинки на домиках лагеря умиляют.
Картинки в пионерлагере

Такое чувство, что вернулись в СССР...

Подходим к остаткам костела XVI века.
Остатки костела

Неподалеку от входа что-то похожее на могилу.
Могила

Заходим внутрь здания.
Внутри костела

Прямо посреди большого зала провален пол и видны ходы в подвале.
Проваленный пол

Без фонарика мы не рискнули туда спуститься.

В костеле привлекают внимание сложенные из кирпичей своды
Своды костела

Умели же раньше строить!

В костеле есть второй этаж - небольшой балкончик над входом.
Внутри костела

С него можно подняться еще выше, в небольшие комнатки по углам костела.

Закончив с осмотром, мы уходим к башням. Неподалеку от костела есть сарай,
Две церкви

отданный под церковь. Оба здания выглядят приблизительно одинаково - разруха.

От замка Понивских в бывшем городе Червонограде остались только две башни
Две башни

Во время Первой мировой войны замок был разграблен русскими войсками. Полное запустение и разрушение началось со времен установления советской власти - дворец активно разбирался, камень использовался для строительства хозяйственных помещений.

Возле одной из башен сохранилась какая-то каменная конструкция
Конструкция

Остатки башен в ужасном состоянии, того и гляди развалятся
Башня

Здесь мы пробыли недолго. К водопаду возвращались уже по нормальному, через ворота пионерлагеря - в них есть щель, достаточная чтобы протиснуться человеку.

На подходе к водопаду есть родник
Родник у водопада

А вот и сам водопад
Джуринский водопад

Сейчас здесь из-за плохой погоды практически нет людей. Если не считать компании пьяных мужиков, которые по очереди голяком лазили в реку. Из нас никто не решился искупаться, хотя Наташа очень хотела.

Мы спустились чуть ниже последнего каскада водопада.
У водопада

Дальше у реки были видны остатки каких-то строений.
Остатки строений

Место в целом "попсовое" - в хорошую погоду здесь слишком много людей, рядом с водопадом поляна для пикников, есть что-то типа навеса, но без крыши, в отдалении стоит большой ящик для мусора, но он все равно кое-где разбросан.

От водопада мы поднялись обратно на дорогу, идущую мимо остатков ГЭС. Неспеша, с короткими остановками, поднялись по гребню. На лесной тропе я опять споткнулся о те же ветки в траве. Назад мы выбрали путь по нормальной дороге, а не по заросшей просеке. Я еще надеялся найти Грот Отшельника, даже бегал по еле видимой тропинке, уходящей с дороги в лес. Но безрезультатно...

По дороге мы дошли до уже знакомой поляны-вырубки. Прошли по краю леса и свернули на одну из дорог. По ней вышли к асфальтированной дороге Устечко-Михальче в месте где установлен шлагбаум. Дальше уже все понятно - напрямик через лес до тропы спуска в лагерь.

Ребята к нашему приходу установили палатки. Мы готовим ужин, после которого расходимся спать.