прогулка

Прогулка по крымским тропам

Для прогулки по крымским тропам (Боткинская, Штангеневская, Ставрикайская и Таракташская) мы решили выделить целый день. Очень хотелось бы побывать на всех тропах: Штангеневская понравилась обломанными перилами, на Ставрикайской ни разу не были, Таракташ просто бесподобен, его надо показать нашим детям.

В первом варианте прогулки я хотел стартовать от водопада Учан-Су, далее Штангеневская тропа - Ставрикайская тропа - Таракташская тропа - снова Штангеневская тропа - Боткинская тропа. Почему так, ведь одна и та же тропа (Штангеневская) проходится два раза, что не совсем характерно для нас? Это все из-за транспорта: к водопаду маршрутка ходит по расписанию, 7 рейсов в день, и поэтому рекомендуют и мы уже знаем из своего собственного опыта, что лучше проходить Штангеневская - Боткинская тропы, а не в обратном направлении, после спуска можно будет легко уехать от Поляны Сказок. Что касается двух других троп (Таракташской и Ставрикайской), то их используют для подъема/спуска на/с плато, нам надо будет сделать круг - по одной из них подняться, а по другой спуститься. Чтобы не искать начало Ставрикайской тропы на яйле, мы будем именно по ней подниматься, она начинается на горе Ставри-Кая, где сходятся Штангеневская и Боткинские тропы.

Я узнал вчера через брата расписание маршруток до водопада. Но из-за того, что дети с Инной долго спали, мы не успели ни на первый рейс в 7:00, ни на второй - в 8:40. Прийдется начинать с Боткинской тропы...

На море не пошли, сразу уехали в Ялту, до Поляны Сказок.
Вид с остановки Поляна Сказок

На часах 9:20, что по моему мнению слишком поздно, раньше надо было бы начинать прогулку.

С остановки открывается величественная панорама гор над Ялтой. Если хорошо присмотреться, то с дороги, ведущей от трассы до Поляны Сказок, виден водопад Учан-Су - в этот период года он представляет собой просто мокрое пятно на скалах.

Проходим въезд до зоопарка и Поляны Сказок. Машин и людей здесь немного, новая стоянка чуть ниже дороги вообще пуста, правда может ее еще не доделали.

Читал информацию в интернете, что некоторые поднимались до Боткинской тропы по руслу Яузлара. Понятно, что так интереснее, но мы идем традиционным путем, следуя надписям "Боткинская тропа".

С асфальтированной дороги поднимаемся на открытую поляну. через которую проходит какая-то труба. Отсюда очень хорошо различима Ставри-Кая.

Мы поднимемся на нее, а потом уйдем по хребту наверх.

Выходим на другую дорогу, которая проходит вдоль стены, сложенной из бетонных блоков. Когда мы проходили тропы в прошлый раз, здесь еще велось строительство. Стена заканчивается площадкой, огороженной сеткой. Возле ворот висит большая стрелка, указывающая на Боткинскую тропу.
Стрелка, указывающая на тропу

Мостик.
Мостик на Боткинской тропе

Камень с выбитым названием тропы.
Камень с названием тропы

Боткинская тропа была проложена в начале ХХ века членами Ялтинского отделения Крымско-Кавказского горного клуба и названа в честь знаменитого врача-курортолога С.П. Боткина, который жил и работал в Ялте, пропагандировал целебные свойства южнобережного климата.Протяженность тропы 4,6 км.

От камня начинается постепенный подъем. Мы проходим по сосновому лесу, здесь поперек тропы лежат металлические трубы, своеобразные ступеньки. После леса пересекаем русло ручья Ай-Димитрий. Вода здесь есть только весной, когда тает снег.

Снова входим в лес. Снова небольшой подъем с трубами-ступеньками. Влево, к Яузлару, с основной тропы через заросли уходят неприметные тропки. Мы уходим по одной из них. Реки не видно, она где-то далеко внизу по склону, зато над деревьями виднеется громада Ставри-Кая.

Полазив в зарослях, нам все-таки пришлось вернуться на основную тропу. Но шли по ней мы недолго, обнаружили хороший спуск к Яузлару. Здесь у нас небольшая передышка.
В русле Яузлара

Читаем описание геокэшерских тайников - один из них спрятан на Яузларе. Для поиска нужен GPS-навигатор, включаю КПК и пока он определяет наше местоположение, делаю несколько фотографий русла реки. Оно сухое,

только в пару мест есть маленькие лужи.

Тут же имеется четырехметровый водопад.

За десять минут КПК так и не смог "поймать" спутники - сказываются плохие условия приема, горы и лес. Передергиваю аккумулятор, вроде что-то определило. Пора двигаться дальше. Подниматься будем по руслу Яузлара, так интереснее, чем просто идти по тропе.

Из русла очень хорошо видна Ставри-Кая.

Отсюда она кажется такой высокой, что даже не представляешь как на нее можно взобраться.

А вот и первая интересность - прямо в русле расте инжир, жаль только что плодов нет.
Куст инжира в русле Яузлара

Рядом валяется труба. принесенная откуда-то сверху бурными весенними водами.
Труба в русле Яузлара

Мимо большого слоистого камня

выходим к месту слияния Западного и Восточного Яузлара. Удивительно, но здесь есть мобильная связь - в кармане на лямке рюкзака звонит телефон, пугая меня не ожидавшего в природной тиши услышать инородных звуков.

Поднимаемся по руслу Восточного Яузлара.

Появляется вода.

Прямо в русле нашли родник, из которого утолили жажду.

Родник имеет название
Родник Ольги

и обустроен.

Выше родника воды в русле нет. Приходится обходить большие камни.

Затем снова идем по руслу.

Доходим до небольшой ванночки.

Струя воды сбегает между двух камней.

Глубина ванночки не позволяет в ней покупаться,

вода лишь слегка прохладная, ноги не сводит, как это бывает в горных реках.

После ванночки в русле постоянно есть вода.

Кое-где она сбегает с камней небольшими водопадиками,

а кое-где просто капает.

Чем выше, тем больше в русле становится камней, которые приходится обходить слева или справа по берегу.

Наконец впереди виден мост.
Мост через Яузлар

Мы уходим из русла вправо и оказываемся на Боткинской тропе, у столика с лавочками.

Слышны голоса, кто-то сюда поднимается традиционным путем. Пока никого нет, фотографируемся на мостике

и лезем к водозабору.

Железный настил очень портит водопад, в 2009 году его здесь не было.

Под самим водопадом фотографируется молодая парочка, но очень быстро они уходят.

Мы поднимаемся выше по руслу. Останавливаемся у микро-водопадика.

Здесь остаются Инна и Вероника, которая сразу попросилась покупаться:) Мы же с Владом налегке идем еще выше по Яузлару.

Наша цель - все-таки найти геокэшерский тайник.

По пути встречаем двух женщин, наверное хотели уединиться и искупаться в реке... Чуть позже по берегу откуда-то из верховьев спустился мужчина. В русле попадаются относительно глубокие ванночки

и даже есть водопад.

Захваченный с собою КПК не может определить наше местоположение. Я его выключил после слияния двух Яузларов - прибор то ловил, то терял спутник, трек получался рваный и не точный. Передергиваю аккумулятор, пока навигационная программа устанавливает соединение со спутниками, купаюсь в ванночке. Вода холодная, освежает. Влад купаться не хочет:) Прождав безрезультатно минут 10, выключаю КПК, в ущелье, среди деревьев прибор не может определить координаты. Без GPS-навигатора тайник найти трудно, у нас только описание, без фотографии места закладки. Возвращаемся к Инне с Вероникой. Последняя уже вовсю купается, причем температура воды ее не смущает. Влад долго думал-думал, а потом и сам полез в ванночку.

У Инны покупаться не получилось, т.к. пока мы отсутствовали, сюда набежало много народу - в основном были мальчишки.

Собираемся и отправляемся дальше по тропе.

Еще один мостик, через Западный Яузлар.

Здесь в русле совсем нет воды.

Вдоль тропы попадаются скамейки, на которые можно присесть отдохнуть.

Начинается подъем,

вьющийся серпантином. Кое-где петли срезаем по сокращенкам. Переводим дух на небольшой обзорной площадке.

С нее видно как высоко мы уже забрались.

Осталось пройти совсем немного. Опять серпантиним, срезаем...

Поломанный мостик в овраге.

Через пять минут мы подходим к спуску с тропы на Ставри-Каю.

Осторожно спускаемся по лесенке и идем на вершину.

Приходится ждать

пока у креста сфотографируются четверо ребят, парни и девушки. Они не особо спешат, судя по их выговору приехали они откуда-то с Западной Украины.

Пользуясь моментом, запускаю поиск спутников на КПК - здесь открытая местность, должно быстро соединиться. С запада дует сильный ветер, поэтому детям наказываем особо по камням не прыгать. Видна Штангеневская тропа,

но нам туда не надо, пойдем вверх, на яйлу.

Наконец крест ребята уходят от креста, наша очередь:)

Лежащая под ногами Ялта

Инна просит ее сфотографировать на фоне гор.

Это урочище Шейтан-Таилмасы.

Когда собираемся уходить со Ставри-Каи к нам подходит мужчина и интересуется дальнейшей дорогой до водопада Учан-Су. Жена у него очень боится высоты и на вершину Ставри-Кая не захотела подниматься, они знают, что на Штангеневской тропе есть место с обломанными перилами, но мы мужчину успокаиваем, что на том участке ничего страшного нет. Поднимаемся все вместе обратно на тропу. Уходим чуть вверх и показываем мужчине и его семье начало Штангеневской тропы, надо немного спуститься, а дальше она будет ровной. Они нас благодарят и решают пока передохнуть перед спуском.

Мы тоже пока не торопимся, КПК работает, сейчас будем искать геокэшерский тайник. Правда здесь очень многолюдно, поэтому надо не особо привлекать внимание. Это с трудом получилось, потому что пришлось побегать по склону - КПК показывал, что тайник спрятан чуть ли не в пропасти. Осмотрели все камни, щели. Тайник удалось найти Инне.
Геокэшерский тайник

После фотографирования содержимого коробки, прячем ее обратно.

Фотографирую далекий Таракташ, мы по нему будем спускаться.

А сейчас нам вверх, по Ставрикайской тропе.

Мужчина с семьей уже ушли к водопаду, надеюсь они выбрались благополучно...

Прохожу мимо троих мальчишек, что-то здесь слишком людей много. Слышу как один из них что-то хочет спросить, но лично у меня стесняются это сделать, интересуются у Инны, которая остала и поднимается неспеша, можно ли по этой тропе выбраться на плато. Она отвечает утвердительно и мальчишки увязываются за нами. Я не люблю когда рядом находятся посторонние, поэтому даю им возможность нас обогнать. Мы ждем, когда пацаны уйдут немного вверх. Снимаем лишнюю одежду, будем идти и загорать. Инна теперь жалеет, что ответила пацанам утвердительно, а вдруг с ними что-то случится...

На часах 13:20, солнце печет вовсю, а нам надо подниматься.

Тропа постоянно идет вверх, нет ровных участков. Через десять минут попадаем в лес.

Сваленное дерево.

А вот еще одно, еще и перекрученное.

Постоянный подъем

очень сильно выматывает.

Цветочки у тропы.

Небольшая передышка с фотографированием.

Кажется, что край плато уже так близок.

Мы думали, что и дальше прийдется подниматься по хребту, но тропа выполаживается и уходит куда-то влево. Высоко видна большая отвесная скала - наверное тропа ее попросту обходит.

Проходим сосну с многочисленными вырезанными надписями.

Самая старая - 196 какой-то год.

В просветы между деревьями становится виден Таракташ.

Здесь тоже подобная слоистая структура у камней.

Нас ждет неприятный сюрприз - ровный участок тропы заканчивается, дальше прийдется лезть вверх по полосе мелких камней. Они уходят из-под ног, недаром это зовется сыпучка. Детей приходится крепко держать за руки. На более-менее устойчивом участке присаживаемся отдохнуть. Подниматься очень тяжело, я даже не представляю как эту тропу проходят с тяжелыми рюкзаками, если проходят с ними вообще.

Наконец наши мучения заканчиваются - выбираемся на хорошо натоптанную тропу. Если обернуться, то в просвет между деревьями, за горой, можно увидеть кусочек Таракташской стенки.

Выходим на место, откуда видно ущелье по другую сторону Ставрикайского хребта.

Отсюда можно спуститься на скалу, которую мы обходили. Но этот обход очень нас очень вымотал, поэтому просто идем дальше. Тем более, что подъем еще отнюдь не закончен, снова прийдется обходить еще одну скалу.

Под ней начинается небольшое ущелье.

А по склону вьется уже надоевший серпантин. Причем местами тропа очень узкая, что можно сорваться вниз.

Ну где же там конец этой Ставрикайской тропы?

Последние метры.

Инна безнадежно отстала:)

Чтобы пройти, приходится бороться с колючими ветками.

И вот, после полуторачасового подъема со Ставри-Каи, мы на плато. Высота 1245 метров.

Здесь есть тур из камней, чтобы можно было найти начало спуска на Ставрикайскую тропу.

Радует глаз открывающаяся отсюда панорама.

Соседний Иограф

Прежде чем двигаться дальше, мы расположились в тенечке и немного перекусили.

Голоса пацанов, что шли перед нами, были слышны уже на плато. Интересно куда они потом?

Уходим по тропинке.

Она заворачивает налево

и идет практически над обрывами.

Чтобы попасть к Таракташу надо забраться на гору Ай-Валенти (высота 1284 метра). Можно на гору не забираться, а обойти ее, что мы и решили сделать.

Тропинка растворяется... Некоторое время приходится идти просто по сухой траве.

Переживаю, чтобы не попались змеи...

Какие-то цветочки.
Цветы на яйле

Наконец далеко впереди видна гора Бедене-Кыр (высота 1302 метра) с куполами воинской части.

Перелазим через остатки снегозаградительной стены

и мы на дороге.
Дорога на яйле

Движемся по ней в сторону Ай-Петри, таким образом обходя вершину Ай-Валенти. Внезапно после одной из развилок слышится какой-то шум - на гору неспеша едут пару квадроциклов. Потом мимо проехали, точнее прошли, трое велосипедистов. Вообще-то именно на яйле я понял, что летние месяцы не подходят для пеших походов по Крыму - слишком жарко, родники пересыхают, да еще и туристам доступ в горы закрывают в связи с высокой пожарной опасностью. И видно что не даром это делают, потому что трава на плато вся сухая, для пожара достаточно малейшей искры. Ну, а квадроциклы? Бизнес..

Я иду быстро, поэтому отрываюсь от Инны с детьми - надо найти поворот к Таракташу. Дорога ныряет в низину. Впереди на пригорке вижу группу велосипедистов. Слышу их разговор: "Давай спроси, это наверное местный". Интересуются у меня дорогой до турстоянки Кош. Естественно подсказываю:) Когда они собирались уезжать, один из велосипедистов, увидев на дороге Инну с детьми, говорит в шутку остальным "Не спешите, а то детей собьете". Я отвечаю, что скорее дети их собьют:)

Еще немного и я выхожу к развилке.

Дежавю. Сюда мы с Инной в 2009 году дошли с какой-то туристической группой. Они пошли к турбазе "Кичкине" (направо), а мы заночевали неподалеку, утром ушли прямо, а потом вернулись сюда обратно в поисках Таракташской тропы.

Замечаю на дереве табличку.

А вот и Инна с детьми меня догоняют.

Она абсолютно не помнит этих мест, приходится ей рассказывать где именно мы находимся.

Слышим сзади рев - мимо проносятся на большой скорости два квадроцикла.

У дерева с еще одной табличкой

сворачиваем с дороги налево. Это начало Таракташской тропы.

Хотя в 2009 году мы вроде не здесь проходили. Под ногами дорога, не тропа. Очень много лошадиного навоза. Заходим в лес. Здесь сразу обращаешь внимание на зеленую траву под деревьями - большой контраст с выжженой солнцем на яйле.

Снова дежавю - проходим поляну, на которой весной 2009 года стояла группа туристов с палаткой. Именно они и подтвердили нам тогда, что мы находимся на Таракташской тропе. Хотя нет, та поляна чуть дальше, перед самым выходом из леса.

Идем на обзорную площадку. Спуск к Таракташу налево.

Здесь я выключаю КПК, который писал трек со Ставри-Каи. Мы подкрепляемся тем, что осталось.

Плохо, что заканчивается вода. Правда я надеюсь, что на подходе к Учан-Су нам удастся ее набрать в металлической бочке. Мы даже специально несколько пустых бутылок по пути подобрали, чтобы принести родственникам нормальной, горной воды:)

Фотосессия с видом на Ялту

и на Таракташ.

Теперь можно и спускаться. Спуск в сухую погоду не вызывает затруднений.

Слоистая горная порода Таракташа

нам понравилась с первого раза, хочется здесь еще не раз побывать.

Дети не особо впечатлены.

Ну а лично мне нравится, только мало света уже в ущелье.

Подобная фотография у меня долго простояла на компьютере в качестве обоев Рабочего стола.

Здесь мы немного задерживаемся для небольшой фотосессии. Дети торопят идти дальше.

Еще одна фотосессия.

Тут еще есть солнце.

Внезапно в рюкзаке слышен звук вызова мобильника Инны. Звонит мой брат, говорит, что меня ищут с работы. Свой мобильник я забыл вечером зарядить и он быстро разрядился в условиях неуверенного приема сигнала и выключился.

Прогулка испорчена:( Иду теперь и думаю, что же там случилось... Можно переставить карточки в телефонах и перезвонить уточнить, но для этого надо спуститься ниже, чтобы сигнал хорошо ловился.

Подходим к перилам.

Здесь виртуальный геокэшерский тайник. Нужно подсчитать количество секций поручней и количество вертикальных столбиков в каждой из секций. Но мы не дочитали условия и считаем общее количество столбиков -

получается 27.

Перила заканчиваются.

Дальше приходится спускаться с опаской, потому что под ногами мелкие камни и шишки.

Наконец Таракташ позади.

Перед входом в лес мы останавливаемся.

Я меняю карточки в телефонах и звоню на работу - там проблема с одним из компьютеров. Даю консультации по устранению проблемы уже на ходу, мы продолжаем спускаться.

Надо побыстрее выйти к водопаду, пока не стемнело. Солнце уже скрылось за горами, похолодало - приходится одеваться. Впереди у тропы сидят трое туристов с рюкзаками, их громкие голоса были слышны еще на выходе из Таракташа.

Импровизированный мостик.

Мы с Владом спускаемся в овраг, а Инна, держа за руку Веронику, проходит его по верху.

В одном месте наблюдаем интересное явление: из небольшого грота

ощутимо веет прохладой, когда проходишь мимо. Наверное щель в скале идет до самого верха и туда задувает ветер.

Дальше трудный участок. Приходится спускаться по остаткам ступеней с обломанными перилами и лежащими поперек тропы упавшими деревьями.

Ко всему этому мне еще приходится и по телефону разговаривать.

Небольшой ровный участок.

После которого следует крутой спуск среди деревьев. Именно они нас и спасают - осторожно передвигаемся от дерева к дереву по местами плывущей смеси из шишек и мелких камней.

На ровной площадке

наконец-то заканчиваю сеанс связи - проблему на работе решили временно.

Я думал, что спуск уже закончился... Какое-там! Еще минут 10 спускаемся по крутой тропе. Детей держим за руки, чтобы не "уплыли" вперед.

У железной бочки нас ждет большой облом - уровень воды в ней низок, не достать. И сама вода с пеной на поверхности. Решили не рисковать...

Дальше минут двадцать спускаемся по серпантину. Его повороты местами настолько сглажены, что приходится опускаться на корточки и придерживаться за все, что только можно - стволы деревьев, кусты, выступы камней, корни..

Перед выходом к скамейке, откуда доносятся голоса, спугнули ребенка, который присел сделать дело прямо на тропе. Услышав, что мы спускаемся, он начал прыгать с опущенными штанами вниз и звать родителей. Пришлось родителям напомнить про наличие фильма "Дикари" и знаменитую фразу Гоши Куценко:)

Идем к речке Водопадной. Инна с детьми остаются у мостика,

а я поднимаюсь немного выше по руслу. Хотелось бы набрать воды, но ее мало, она застоялась и слишком грязная.

Возвращаемся на смотровую площадку.

Здесь уже никого нет. Считаем секции забора - второе задание для зачета виртуального тайника.

Обгоняя семью с ребенком, идем на трассу. Это у нас занимает 15 минут. Проходим замусоренное место отдыха

Рядом стоит корявая табличка.

Помню, что возле трассы должна быть еще одна. Вот она.

Название неправильное - отсюда начинается Штангеневская тропа.

Заходим к кассе водопада. За осмотр берут 15 грн. Я думал, что кассирши раздобрятся и пропустят за так посмотреть Учан-Су, который сейчас не водопад, а просто мокрое пятно на камнях. Куда там, и за такое надо платить деньги. Инна сказала, что чтобы осмотреть бесплатно водопад надо было не идти по тропе к трассе, а свернуть чуть раньше к реке.

Так как очень хочется пить, покупаем поллитровый стакан кваса по баснословной цене 10 гривен. Интересуюсь у парня-парковщика можно ли отсюда выйти вдоль реки к Поляне Сказок. Отвечает, что лучше идти по дороге до трассы, а то еще можем заблудиться:) От остановки вдоль реки уходит хорошо натоптанная тропа, но мы решаем не искушать судьбу, а воспользоваться советом парня. На последнюю маршрутку в Ялту мы опоздали. Говорю Инне, что спать надо было меньше:)

К трассе мы идем минут 40 - 50. Напрягает, что вдоль дороги нет тротуара, а машин здесь проезжает много. Но никто не остановился, чтобы нас подвезти:(

Возле кладбища фотографирую расписание маршруток.

Проходим поворот к "Акватории"

Перед этим налево от дороги была какая-то промышленная зона, в интернете писали, что здесь могли быть непривязанные собаки - нам повезло, ни одной не встретили.

Наконец уже в темноте минуем санаторий "Узбекистан" и попадаем на остановку. Успели немного замерзнуть пока ждали маршрутку до Стройгородка. Это было наше самое позднее возвращение. За день сильно устали, завтра сделаем перерыв - никуда кроме моря не пойдем.