прогулка

Бабу-Корыто, Темиар

Сегодня у нас снова геокэшерский день - мы отправимся на поиски тайников в лесу над Ялтой. Я вчера вечером специально посидел за ноутбуком, который мы взяли с собой в поездку. На нем в кеш программы SAS.Планета были закачены спутниковые снимки окрестностей Ялты. Также ноутбук использовался для подзарядки КПК и записи фотографий, сделанных во время нашего отдыха, не хотелось бы их потерять из-за глючившей карточки фотоаппарата. В вышеупомянутой программе была подготовлена карта для навигационного софта на КПК и даже проложен маршрут, чтобы не смотреть на слепнущий на солнце экран девайса, а руководствоваться голосовыми подсказками.

Наученные опытом позавчерашней прогулки, в этот раз мы вышли из дому пораньше. Я настоял на том, чтобы сначала сходить на море - мы же именно из-за него сюда приехали, а получается что большую часть времени проводим в горах.

При спуске до пляжа заметили белку на каменной стенке, которая подпирала склон над дорогой.
Белочка

Людей у моря еще мало.

Так как здесь мы пробудем не долго, то расположились с правой стороны пирса. Непонятно почему здесь всегда многолюдно - ведь в одном месте на берегу очень много крупных камней, такие же камни есть и в воде, заходить неприятно. Наши дети очень быстро нашли в воде камень, с которого стали нырять. Взрослые же ныряли в море с пирса, который сейчас пока еще был пустой, не считая двух рыбаков. Я вчера насмотрелся на таких ныряльщиков, и даже сам прыгнул с пирса пару раз. Прикольно:) Инна, как я ее не уговаривал, не захотела нырять. Думал, что сегодня уговорю ее прыгнуть пока никого нет - не захотела, ну хоть на пирс залезла, попозировала перед фотокамерой.

Я же не захотел переходить обратно по мостику из железных прутьев - когда босиком это неприятно, и прыгнул с пирса.

В полдесятого мы собрались и поднялись до остановки. Нам попался автобус с теткой-кондуктором. Восседая на отдельном кресле возле водителя, она поинтересовалась возрастом Вероники и сказала, что за нее надо платить за проезд. Это был единственный раз, когда проезд мы оплатили за всех четверых. В маршрутках висели бумажки, что за детей надо платить начиная с семи, а кое-где и с шести(!) лет, но мы платили за троих и никогда претензий не возникало. Требование кондукторши вызвало тихое возмущение у пожилого татарина - ребенок же маленький. Чуть позже он также возмутился, когда кондукторша вместо того, чтобы пройтись по салону, стала требовать чтобы ей передавали деньги за проезд вновь вошедшие.

Доехали мы до конечной остановки, ялтинского автовокзала. Отсюда легче начать путь через Васильевку к роднику Бабу-Корыто. Зная бы остановки, могли бы выйти из автобуса и раньше, потому что пришлось делать петлю вдоль трассы до первого попавшегося пешеходного перехода - просто так дорогу не перейти, слишком плотный поток машин.

Перейдя на другую сторону дороги и немного поднявшись по склону, в тени деревьев ждем пока КПК покажет на экране наше местоположение. Запускаю ведение по проложенному маршруту, правда начальную точку пришлось передвинуть, так как некоторую часть пути мы срезали. С поворота дороги на Васильевку открывается вид на хребет Кизил-Каю и Иограф.
Хребет Кизил-Кая

Идем по тротуару в Васильевку. Останавливается машина, водитель интересуется как проехать в этот район Ялты. Уже в который раз чувствую себя этаким крымским Всезнайкой, говорю по дороге все время прямо.

Неприятно поразило, что как только начались одноэтажные дома Васильевки, везде возле дворов на тротуаре очень много собачьего дерьма. Самих собачек не видно. наверное попрятались от жары...

На большой развилке, где остановка, мы пошли сначала не туда. Одно дело смотреть на спутниковые снимки местности, а другое - двигаться по ней в реальности. Помог соориентироваться GPS-навигатор, он показал, что мы немного отклонились от заданного маршрута. Зато купили немножко персиков, здесь цены на фрукты приемлимые.

Возвращаемся и дальше двигаемся правильно. Очень скоро начинаются виноградники. Перевернутая табличка гласит, что они обработаны ядохимикатами.
Табличка у виноградников

Пугают, скорее всего, чтобы виноград не воровали:)

Тут же рядом чей-то небольшой особняк.
Домик на окраине Васильевки

Асфальтированная дорога потихоньку поднимается.
Дорога к ущелью Люка

Слишком жарко, идти под солнцем очень неприятно. Вероника отстает от нас.

Наконец заканчиваются виноградники и всякие строения, дорога входит в лес. Постепенный подъем продолжается, но идти уже не так жарко. Попадается щит Ялтинского горно-лесного заповедника. Доходим до виднеющихся справа в лесу очистных сооружений. Здесь нам налево, на хорошо раскатанную грунтовую дорогу.
Поворот в лес

Я руководствуюсь описанием пути, взятым с сайта "Родники Крыма". В лесу идем, все время выбирая правые повороты дороги.
Лесная дорога

Проходим, согласно описанию, мимо виднеющейся большой водопроводной трубы.
Водопроводная труба в лесу

В этом месте на дороге мокрое пятно.

Дальше следует сухое русло.
Сухое русло

Теперь надо засекать время - через семь минут будет тропа к роднику №4. Мы дошли чуть быстрее, за пять минут, и наверное еще две минуты шли бы дальше. Но Инна остановилась переодеться как раз у нужной тропы,
Тропа к роднику №4

а дети с дороги заметили в балке родник.

Спускаемся в балку. Вот он родник №4.
Родник №4

Пьем водичку.

Кроме нас у родника пожилой мужчина. Дети хотят выпить много воды, а он говорит, что не стоит этого делать, дальше еще будет родник.

Возвращаемся на дорогу. Почти сразу выходим на большую развилку.
Перекресток

Она упоминается в описании пути, вот и столбик.
Столбик у перекрестка

Продолжаем идти прямо. Влад интересуется где я достал такое точное описание пути, он рад что мы правильно идем. Как пишет автор, "Через 5 минут встретятся развалины стены, похоже на усадьбу, ширина чуть меньше метра. И точно, ровно через пять минут мы проходим мимо развалин.
Развалины в лесу

А вот "заметных через листву современных строений", мы так и не увидели.

Выходим к указателю.
Ржавый указатель

Здесь есть и дорога, уходящая вправо, и сухое русло ручья Камыдерек. Идем налево и менее чем через минуту мы пересекаем ручей Люка.
Ручей Люка

Как и следует из описания, дорога идет на подъем. Справа среди деревьев замечаем развалины стены.
Остатки стены в лесу

Человек не знакомый с описанием пути, может принять эти развалины за обычную груду камней.

Перекресток с секвойей.
Перекресток с секвойей

Как и рекомендует автор, идем по правой дороге. Оказываемся выше озерца, к нему надо с дороги спускаться.
Озерцо

От родника №4 до озерца мы шли больше времени, указанного автором, возможно это связано с тем, что обращали внимание на упоминающиеся в описании приметы пути.

Дорога идущая вдоль озера и та, которая чуть выше, сходятся у ручья.
Ручей

Отсюда начинается набитая тропа вверх
Тропа к роднику Бабу-Корыто

к роднику Бабу-Корыто.
Родник Бабу-Корыто

Влад осматривает металлический указатель.
Погнутый указатель

Здесь начинается тропа на Кизил-Каю.
Указатель

Пока работает GPS-навигатор, ищем геокэшерский тайник. Нашли легко и очень быстро.
Геокэшерский тайник у Бабу-Корыто

Выключаю пока не нужную навигационную программу. Немного посидим у родника, попьем водички. Как раз приходит пожилой мужчина, которого мы встретили у родника №4. Он уже не один, со своей женой. Набирая воду в роднике, он спрашивает у Влада, знает ли он как переводится название "Бабу-Корыто"? Это означает "отец колодцев". Название родника выложено ракушками на плите.
Выложенное ракушками название родника

"Бабу" читается четко, а вот "корыто" уже тяжело разобрать. Также на плите нанесена краской цифра 3. Значит еще где-то есть родники №1 и №2.

После подъема к роднику, направо по дороге можно было бы пойти к водопадам ущелья Люка. Но смущает большое количество возможных развилок, также не очень хочется потом возвращаться обратно. Поэтому мы идем на Темиар, а ущелье Люка посетим как-нибудь в другой раз. Запускаю навигационную программу и сверяюсь с описанием пути от родника Бабу-Корыто к Темиару.

Когда мы собираемся уходить, к роднику подходит еще один пожилой мужчина с собакой. Он здоровается со всеми, пьет воду, завязывает разговор с пожилой четой. Те говорят, что дальше (скорее всего имелось в виду Кизил-Кая) они не пойдут, ноги уже не те. Молодцы старички! Дай нам Бог в ихнии годы да ихнюю энергию.

Итак, уходим по левой дороге (если стоять к роднику лицом, та которая с подъемом).
Справ дорога к Темиару

Менее чем за двадцать минут доходим до скамейки.
Скамейка у дороги

Еще двадцать минут идем до другой скамейки.
Вторая скамейка у дороги

Над ней обнаруживается арык. Следуя по тропе вдоль него, мы должны попасть к водопаду "Купель Дианы" на речке Темиар. Тропа местами идет в густой растительности.
Тропа вдоль арыка

Иногда вместо каменного арыка проложены согнутые полукругом металлические листы.
Арык

Но тропа постоянно идет вдоль этого водовода.

Очень быстро мешающие заросли закончились, мы движемся по сосновому лесу.

"Фонарик" на дереве.
Фонарик

Меняется рельеф, среди деревьев появляются камни, небольшие скалы, приближается противоположный борт ущелья, чувствуется что мы скоро выйдем к Темиару.

В арыке появляется вода. Через двадцать минут после начала движения от скамейки вдоль арыка мы выходим к погнутому указателю.
Погнутый указатель

Неподалеку расположена и Купель Дианы. К сожалению в ванне воды мало, да и застоявшаяся она:( Но мы сюда пришли не из-за купания, а за геокэшерским тайником. Вероника с Инной остаются у Ванны Дианы, а я с Владом лезу на скалу над водопадом.

Подъем очень тяжелый - слишком крутой и гладкий земляной склон (как мы будем обратно спускаться???). Забравшись по нем, открывается вид на скалы и ущелье с водопадом.
Ущелье Темиара

Дальше я иду сам, потому что тропа по скальнику слишком экстремальная для Влада.
Тропа к месту заклдки тайника

Без труда нахожу тайник.
Геокэшерский тайник

Беру из него браслет из ракушек, для Веронике. Взамен в коробку положить нечего, так как не догадался что-нибудь захватить с собой.

Прячу коробку обратно и очень аккуратно спускаюсь к Владу. Дальнейший спуск к Ванне Дианы, как я и предполагал, оказался не легким - ноги плывут, на гладкой поверхности удержаться практически не за что. Помогли спуститься деревья, до которых мы последовательно съезжали в полном смысле этого слова.

После взятия тайника можно расслабиться и толком оглядеться.

Купель Дианы образуется благодаря искусственной запруде в русле Темиара из камней и стволов деревьев.

Сейчас воды очень мало.
Ванна Дианы

Тоненькая струйка практически незаметно сочится по камню.

Можно легко залезть наверх.

Тут еще одна ванна.

Поглубже и с более застоявшейся водой, в которой квакают лягушки. При определенной сноровке можно по стволу дерева перебраться дальше, к следующему каскаду водопада - в узком ущелье виднеется белый, отполированный водой, камень, с этой точки похожий на череп какого-то чудовища.

Фотографирую Ванну Дианы сверху.
Ванна Дианы

И спускаюсь к ней обратно.

Чуть в стороне от Ванны под скалой бьет родник.
Родник

Вода вкусная, прозрачная
Вода из родника

и очень холодная. Тем не менее разрешаем детям покупаться - в русле после родника есть ванночки достаточной глубины.

Влад сначала не хотел, а потом полез за Вероникой. Т.к. вода холодная, то дети в ней не задерживались, а просто перебегали через ванночку с одного берега на другой. Тем временем, мы с Инной готовим перекус. Воду для питья берем в роднике, сразу набираем бутылку себе в дорогу.

Подкрепляемся.
Перекус

И отправляемся в путь - выходить в Ялту будем по руслу Темиара. Это самый легкий вариант с точки зрения ориентирования. Только прийдется почаще оборачиваться, чтобы сфотографировать возможные водопады.
Практически сухой Темиар

По самому руслу идти не пришлось, на правом берегу есть тропа. Практически сразу на ней развилка. Одна из троп уходит куда-то наискосок вверх, мы же держимся той, что вьется вдоль реки. Проходим мимо кострища под скалой.
Кострище под скалой

В одном из записей интернет-блокнота геокэшерского тайника есть упоминание про какой-то грот. Может он действительно здесь есть, но мы его не видели. А может эту скалу, образующую небольшой навес, и посчитали гротом. Тропинка от скалы спускается к руслу реки. В этом месте камни причудливо обросли мхом и какими-то веточками, похожими на волосы.

Тут обнаруживается более-менее глубокая ванночка. Мы с Инной, раздевшись, по очереди в нее погружаемся. Вода освежает!

Дети купаются отдельно.

Они скаламутили прозрачную воду.

Чуть ниже в русле есть небольшое озерцо.
Озерцо в русле Темиара

Вода в нем уже не такая прозрачная, застоявшаяся. После озерца русло сухое.

Искупавшись, спускаемся с камня к озеру, дальше тропинка растворяется, приходится идти по руслу. Под ногами пружинит. Опавшие иголки и мелкие ветки покрыты кальцитовым налетом.

Русло оказалось проходимо не везде. Первое препятствие - огромная глыба.
Огромная глыба в русле, только в обход

Есть какая-то тропинка слева, но она уходит куда-то вверх от реки. Не хотелось бы уходить в лес, поэтому, чтобы обойти глыбу, мы спустились с камня высотой полтора метра.

Я заглянул в русло.

И мы пошли дальше по левому берегу, где была тропа. Не стоит забывать, что здесь ущелье, поэтому и тропа соответствующая - идущая по камням, корням деревьев и очень быстро теряющая высоту.

Через 10 минут после обхода глыбы в русле, Инна обратила мое внимание на противоположный берег. Там с камня струйками сбегал водопад.

Подобные ему носят название "Девичьи слезы".

Спускаемся к самому руслу. Здесь снова есть вода.

Но она быстро пропадает. Впереди уже видна дорога, пересекающая сухой Темиар.

Откуда и куда ведет эта дорога - мы не знаем. Незадолго до выхода на нее, мы слышали шум мотора, скорей всего по дороге проехал квадроцикл. Мы же будем продолжать идти вдоль русла. По берегу идет тропинка, она ровная и хорошо натоптанная. Пересекаем еще одну дорогу. Тропа дальше идет среди деревьев на некотором удалении от русла, а потом - возле самой реки.

Глядя на эти белые, гладкие от потока воды камни, представляешь, что здесь творится весной, когда в горах тает снег. Тут же рождается план похода на будущую Пасху...

Стремный спуск.

Хотел предупредить чтобы Вероника была осторожней - не успел. Она спотыкается о корень. От падения в русло реки с метровой высоты ее спасает камень, на который она приземлилась. Отделалась только небольшим ушибом. За весь наш активный отдых это был единственный случай, когда кто-то из нас упал!

Еще один спуск - ноги плывут по смеси из земли, иголок, листьев и шишек.

Дальше тропа идет ровной и широкой. Замечаю на другом берегу какое-то строение. Больше похоже на мусорник.

Наконец-таки выходим на открытую местность.

Позади видна Кизил-Кая.
Кизил-Кая

Русло Темиара после мусорника уходит куда-то влево. Нам уже нет нужды идти вдоль реки, потому что уже слышен шум трассы и видна Ялта.
Вид на Ялту

Обойдя по дороге виноградники, мы вышли

точно к газовой заправке.
Газовая заправка

Идем пешком вдоль трассы к еще одному геокэшерскому тайнику.

Как раз по пути узнаем ответ на виртуальный вопрос. Вокруг сероводородного источника очень мусорно и везде насрано. Это вкупе со специфическим запахом воды, отбивает всякое желание ее попить.

Тут же возле источника садимся на маршрутку, еще время есть чтобы съездить на море.

Пляж нас встречает табличкой.
Пляж закрыт

Тем не менее, люди купаются. Смотрим на соседние пляжи санаториев "Горный" и "Курпаты" - там тоже купаются. Строго-настрого детям наказываем во время купания поменьше рот открывать, чтобы морской воды не наглотаться.

Часов в сем вечера мы собираемся домой - солнце уже скрылось за горами, сразу чувствуется вечерняя прохлада.

В санатории "Горном" зашли на ихнюю обзорную площадку.
Обзорная площадка в санатории Горный

Т.е. домой мы особо не спешим, еще светло, сегодняшние свои планы выполнили. А завтра у нас будет культурная программа - посещение зоопарка.