поход

Окрестности Бахчисарая

Родной город остался позади. А поезд нес нас в сторону Крыма. Людей в вагоне было немного, были даже нижние пустые места - уже не сезон... За Сивашом попали под дождь, видно было что он шел и ночью. Но на подъезде к Симферополю было сухо (не хотелось бы повторения весеннего похода) и иногда светило солнце.

Вот наш "скорый" поезд прибывает в Симферополь. Причем с опозданием... Теперь главное успеть до електрички, уходящей в Бахчисарай, поставить в "Вертикале" штамп на маршрутный лист (мы регистрировали маршрут в КСС). Магазин пустой (не сезон все-таки), но со штампом просят подождать - на кассе люди что-то себе берут из снаряжения. Наконец один из консультантов обращает на меня внимание, узнает у меня индекс нашей группы, идет в подсобку, затем возвращается, неспеша достает ящик со штампом, также неспеша ставит штамп на маршрутный лист, дате сдачу (регистрация платная - 5 грн./чел). Назад, на вокзал, уже бегу - надо обязательно успеть на електричку, следующая будет аж после 14.00, а на автобусе ехать не хочется. Успеваю... В 11:44 беру в кассе билеты (4.25 грн. до Бахчисарая) и идем на перон. Ждать долго електричку не приходится (у нее отправление в 11:57). Билеты можно было бы купить и в вагоне, но там тетеньки берут лишнюю гривню за свои услуги. До Бахчисарая ехать почти час. По дороге уже чувствовалось приближение гор - вот они встают на горизонте. И вот мы прибыли

С железнодорожной станции нам предстояло добираться в Староселье, к подъему на Чуфут-Кале. Но вначале мы отзвонились родителям об успешном прибытии в Крым. Теперь на остановку, ловить маршрутку

Оказалось, что перед зданием железнодорожного вокзала Бахчисарая две остановки для маршруток: "Новый город" и "Старый город". Стоят знаки остановки с такими надписями. Маршрутка идет из Старого города в Новый город, заежает к ж/д вокзалу и подъезжает к соответствующему знаку.

Нам надо в Старый город. На первые три маршрутки мы не сели (сначала не соориентировались, потом они шли полными, на Новый город маршрутки идут пустыми). Влезли в очередную маршрутку (прийдется стоять, людей много). Проезд - 1,50 грн. В маршрутке рядом с ценою проезда висит объявление "Сидячих мест 16. Стоячих мест немеренно!!!" (пробовал фотографировать - не получилось, очень размытое вышло фото). Маршрутка еще заезжает на автовокзал Бахчисарая, который сейчас перенесли от ж/д вокзала на окраину города. Здесь еще подсели люди - в основном едут в Ханский дворец. После дворца удалось наконец-таки присесть на свободное место - основная масса людей вышла знакомиться с местной достопримечательностью (Посещение дворца платное. Билет 40 грн.). Мы уже там когда-то были, поэтому едем до конечной.

И вот мы в Староселье

Отсюда, мы мимо палаток с сувенирами

начинаем подъем к Свято-Успенскому мужскому монастырю

Дорога выложена плитами, подъем не особо большой

По пути проходим мимо стоянки машин почти у самого монастыря

Нас на подъеме обгоняло машин четыре желающих посетить монастырь и не топать к нему ножками...

А вот и начинается сама монастырская территория

Отсюда видны отвесные скалы плато Бурунчак, вздымающиеся по левую сторону Йосафатовой долины

Сам монастырь расположен вверху в скале. Снизу видны только иконы

Много всевозможных знаков расположено на стене у лестницы, ведущей вверх, в сам монастырь

Мы в сам монастырь не поднимались (я к своему стыду, не особо знаком с православными традициями), только сфотографировались в начале подъема

Сфотографировали отдельно сам вход в монастырь с нависающей над ним скалой

Именно такой вид продается на всевозможных календариках, магнитиках и прочих сувенирах, посвященных Успенскому монастырю. Каюсь, пройдя чуть дальше по долине, мы купили магнит на холодильник с таким изображением, на память о Бахчисарае. (Сейчас магниты продают по 5 грн. В сезон они идут по 10 грн.)

Возле лестницы расположен фонтан

Тут же был расположен и источник,

в котором мы набрали себе воды в поход

Итак, вода набрана. Пора двигаться дальше. Внизу видны другие постройки монастыря

А наша задача сейчас - найти лестницу "83 ступени". У меня была распечатка с интернета как найти эту лестницу - и текстовое описание, и маршрут на снимке Гугла. Пройдя мимо монастырских гаражей, дорога раздваивалась - налево бетонная дорога вела в Чуфут-Кале, направо - грунтовка поднималась к какому монастырскому строению в лесу. На развилке стоял знак "Чуфут-Кале" и соответственно "Хода нет!".

Не хотелось особо лазить по территории монастыря - знак "Хода нет!" обязывал к этому:). Поэтому прошелся немного вперед, за развилку

От бетонной дорожки, ведущей в сторону Чуфут-Кале, только в одном месте в гору отходила довольно хорошо натоптанная тропинка. Но склон был сильно крутоват для подъема с рюкзаками. А потом тропинка вообще терялась в лесу. Поэтому вернулся назад к развилке, где ждала с рюкзаками Инна. Рюкзаки на плечи и вперед, быстрым шагом, за знак "Хода нет!". Прошли мимо жилого дома, затем у какого-то сарая

дорога делала поворот. Дальше она подходила к воротам дома, а нам сюда - налево и вверх

Тут уже довольно утоптанная тропинка, но очень крутая. По пути вверх навстречу спускался молодой монах. Поинтересовался у него местонахождением искомой лестницы. Оказалось что недалеко, все лишь чуток подняться. Чтобы рюкзаки не тащить на самый верх, бросили их на половине подъема, а сами налегке сбегали к лестнице.

От нее в другую сторону, под самой горой, отходила тропинка на Бешик-Тау

Естественно, мы забрались по лестнице

Ступенек не считали. В разных источниках количество указано разным - 83 или 87. Просто забрались по лестнице наверх, на плато. При подъеме открывался замечательный вид сверху на саму Йосафатову долину,

на монастырские постройки внизу,

на противоположное плато Бурунчак

Наверху нас ждала так называемая Поляна имен

Правда разобрать что выложено из камней не представлялось возможным.

Отсюда также открывался вид на лежащий далеко внизу Бахчисарай

Несколько фотографий наверху

и пора спускаться к рюкзакам, чтобы их не увели (правда народа тут не наблюдается)

Закинув за спины рюкзаки, спустились обратно той же дорогой что и пришли. Теперь мы двинули в Чуфут-Кале. Мимо братской могилы у дороги

мимо ущелья, примыкающего справа к Йосафатовой долине

Вспомнили как в 2006 году Инна осталась здесь с детьми, а я сам сходил в Чуфут-Кале.

Именно здесь заканчивалась ровная бетонная дорога и начиналась обычная горная тропа, набитая множеством ног. Здесь мы догнали первую организованную группу экскурсантов в Чуфут-Кале, прошли с ними мимо мусульманского кладбища

Дальше нам предстоял подъем по серпантину к Южным воротам Чуфут-Кале. Немного срезали (благодаря экскурсоводу) и вышли выше места, откуда начинался сам серпантин

Отсюда уже были видны кенасы в Чуфуте

а поднявшись выше, можно было увидеть скалы ущелья, что мы прошли ранее

Еще из интересного на подъеме внимание привлекала пещера

Согласно некоторым данным именно здесь был источник питьевой воды для жителей пещерного города Чуфут-Кале. Сейчас пещера оборудована "Оникс-Туром" и доступна для посещения всем желающим, естественно за деньги. Нас она не интересовала, мы просто прошли мимо, как и мимо тетеньки предлагающей тут же домашнего вина.

Еще пару поворотов серпантина

и мы поднялись к входу в пещерный город - Южным воротам Чуфут-Кале.

Здесь у ворот, у нас на 15:00 была назначена встреча с группой ребят из Киева, с которыми я познакомился благодаря форуму. Мы пришли вовремя, а вот ребята задерживались. Нам ничего не оставалось как, скинув рюкзаки, ждать на камнях у ворот,

поглядывая на поднимающихся по серпантину

Пока поднимались одни экскурсанты. Туристов с рюкзаками не наблюдалось. У ворот прослушали рассказ эксурсовода (естественно он не нам рассказывал, а группе) почему так был проложен серпантин и что раньше у ворот был источник, а сами ворота на ночь закрывались...

Чтобы скоротать время слазили пофотографироваться на скалах у ворот

Сделал и фотографии окрестностей Чуфут-Кале

После небольшого ожидания мы сверху заметили нужных нам ребят - они как раз вышли из кустов на подъем по серпантину. Еще немного - и они оказались наверху. Здесь мы окончательно познакомились, оставили все свои рюкзаки на одного из них (он раньше был в Чуфут-Кале) и отправились налегке в пещерный город.

Входной билет сюда стоит 30 грн./чел. Можно не платить, а пройти вдоль стены и забраться потом на нее чуть дальше от Южных ворот (там еще и белая тряпка в качестве ориентира на кусте привязана). Видел как один из парней, прибывших до прихода ребят, прошел этим путем, а потом вышел обратно через ворота.

Мы все-таки все решили заплатить за входной билет и отправились на осмотр пещерного города

Сразу за воротами на стене висел план города

В прошлое мое посещение Чуфут-Кале я его полностью не прошел, но основные места посетил.

Итак, пошли...
- фото на фоне казематов за воротами

- вид сверху, над казематами

- вид на кенасы и дом Фирковича вдали

В самих кенасах особо не сфотографируешься - много экскурсантов

Поэтому мы скромненько, на входе

Идем дальше, в сторону мавзолея

Но немного срезаем через руины мечети (если бы не табличка - никогда бы не догадался)

От самого мавзолея Джанике-Ханым

открывается замечательный вид на Бахчисарай

(жалко только что солнце не особо светит, было бы лучше видно)

Но самый лучший вид отсюда - на долину Биюк-Ашлама

с белыми склонами горы Беш-Кош

По долине проходит дорога,

а мы сейчас находимся на столь большой высоте что проезжающая там машина кажется букашкой

Прямо над обрывом ведут ступеньки в какую-то пещеру

Сфотогравировались и на фоне Беш-Кош (только ветер очень сильный)

И даже так

Затем мы мимо мавзолея, в котором стоял символический гроб Джанике-Ханым

двинули в сторону ворот средней оборонительной стены

Ворота без створок, на стене висит табличка

За воротами мы повернули налево, к хозяйственной пещере

Отсюда тоже открывался хороший вид на склоны Беш-Кош

В пещере были прорублены окна. Вид оттуда - все та же гора Беш-Кош

Пещера состояла из двух подземных этажей. На первом был большой зал с каменной подпоркой посередине, во вторую вниз вели ступеньки

Здесь под стенами были выдолблены что-то наподобие корыт. В стене - три окна с видом на Беш-Кош

Закончив здесь фотографирование мы вышли на основную улицу и двинулись далее, в сторону Восточных ворот мимо дома Фирковича

В сам дом не заходили, только заглянули в дворик

Недалеко от дома были разбросаны строительные материалы и инструменты. Видно что "подлатывают" остатки пещерного города - в стенах полно свежего раствора...

От дома Фирковича еще один вид на Бахчисарай и вход в Чуфут-Кале

Неподалеку от дома расположена усадьба Чал-Борю

Саму усадьбу особо не рассмотришь (стены мешают), а вот дверь и табличка выглядят солидно.

Оставив позади дом и усадьбу

мы вышли к Восточным воротам

Сами ворота были крепко заперты, у ворот в небольшой будочке сидел охранник. При желании можно с ним договориться чтобы он выпустил через ворота. Но наши рюкзаки у входа, поэтому нам только возвращаться.

Но для начала слазим на ворота

На другой стороне за воротами слева большое пустое пространство, от ворот отходит две дороги - одна на вершину горы Чуфут-Кале, другая (старинная) куда-то вниз. У развилки дорог расположен водосборный бассейн, за которым сейчас стоит машина.

Забравшись выше, на сами ворота можно посмотреть на сам пещерный город Чуфут-Кале

или на гору Беш-Кош

Дальнейший наш путь я увидел, можно слазить...

Недалеко от ворот в стене видны остатки оборонительной башни

Туда мы не пошли, а двинулись по другой улице в сторону входа. Прошли мимо кенас

Навстречу нам вышла парочка и сказала, что дальше хода нет. Естественно мы не поверили (раз дорога идет, значит она куда-то ведет). Не поверили и табличке "Опасная зона. Проход запрещен", висящей на дереве. И пошли дальше. Оказалось, что пройти можно - мы попали на само плато Бурунчак,

а дорога уходила куда-то вниз, в долину Биюк-Ашлама. Вот еще один бесплатный вход в Чуфут-Кале. Но нам сейчас нужен официальный вход. Поэтому пришлось возвращаться обратно и через кусты выходить к кенасам. Недалеко от них напоследок сфотографировал Инну (раньше это место было занято)

Еще парочку последних фотографий перед выходом из города

И прощай, Чуфут-Кале

Ребята из другой группы вышли немного раньше нас и отправились обратно к Успенскому монастырю. Они хотели тоже побывать на лестнице "83(87) ступеней". А мы решили тогда пойти вперед и договорились встретиться с ребятами у Восточных ворот. Под самыми стенами Чуфут-Кале мы не пошли (женщина, торгующая травами, сказала что там плохая тропинка, под наклоном, ведут раскопки), а спустились по серпантину

к его официальному началу

Отсюда по Йосафатовой долине вела хорошо утоптанная тропинка (ее было видно даже от входа в пещерный город)

Тропинка привела нас к древнему караимскому кладбищу

Здесь на склонах было очень много могил

Были даже недавние - видел памятник датированный 2002 годом.

Дорога уходила куда-то вглубь кладбища

Но нам туда не надо, нам нужна дорога от кладбища к Восточным воротам Чуфут-Кале

Здесь нам пришлось обратно подниматься из долины. И вот мы у ворот, только теперь с другой стороны.

Ребят еще нету. Зато машин у ворот уже много. Желающие приезжают сюда (чтобы не топать к Южным воротам пешком), договариваються с охранником и он впускает их в город, затем выпускает обратно.

У нас есть время немного перекусить и оставив рюкзаки в водосборном бассейне по очереди сходить к обрывам Чуфут-Кале. ...С видом на Беш-Кош и долину Биюк-Ашлама

Удалось даже сделать панораму

Красиво! Вот только ветер сильный...

Потом я сходил на разведку по дороге, по которой приезжают на машинах. В нескольких местах дорога подходит почти вплотную к обрывам. Или же от нее к обрывам на импровизированне смотровые отходят тропинки. Я дошел до самой полянки, которая на картах обозначена как г.Чуфут-Кале, дорога уходила дальше - но нужного нам вида на Тепе-Кермен (место нашей сегодняшней ночевки) не было. Поэтому с полянки вернулся обратно, к воротам.

Когда я вернулся, Инна спустилась от ворот вдоль стены на тропинку, чтобы посмотреть вышли ребята или нет. Через 10 минут она вернулась

и сказала, что ребята уже идут и что тропинка под стенами действительно плохая для хождения с рюкзаками ("не обманула тетка").

Дождавшись ребят, мы двинули дальше по дороге. Машины уже все разъехались, солнце садилось за горы (час назад вообще находила такая туча, думали, что попадем под дождь, но обошлось), нам надо было спешить выбраться к Тепе-Кермену. Но на развилке дорог мы запутались. От развилки стрелка указывала на дорогу, которая выводила к обрывам. Отсюда и открывался искомый вид на Тепе-Кермен

Но по темному естественно никто спускаться не будет и решили разбить лагерь в лесу, недалеко от дороги. Тем более и место подходящее нашли - кострище, дров полно, поляна для установки палаток. Поужинали и завалились спать, правда ребята еще остались сидеть у костра...