поход

Поиск и подъем

Пока утром Инна просыпалась, успел сходить сфотографировать утренний Качи-Кальон

Чисто чтобы узнать сколько времени:) (наручных часов с собой не было, а мобилки не включали). Затем я разжег костер и подогрел воду для чая. После легкого завтрака с гарячим чаем сложили вещи и мне пришлось сбегать за водой вниз, к роднику Качнедже-нижний. После моего возвращения выбрались с места нашей ночевки к началу 77 маршрута

Этот маршрут пользовался дурной славой, раньше он шел по лесу, но сейчас там маркировку убрали, и туристы идут мимо села Белокаменного, а иногда даже попадают в него:) С собой была распечатка как найти старый маршрут, чтобы не делать крюк в сторону села. Получиться ли пройти правильно в Змеиную балку?

От дерева с табличкой маршрута пошли по дороге

Перед поворотом дороги от нее прямо пошла какая-то тропа, но мы пошли по дороге. После поворота справа пришла еще одна дорога и теперь одна единственная дорога повела нас по лесу. По пути прошли мимо тура из камней у дороги. Сюда приходила/начиналась тропинка (наверное та, что мы видели). Пока все шло согласно описанию, даже зигзаги дороги. И вот мы выходим на открытое пространство, справа какая-то небольшая гора

Согласно описанию почти сразу на выходе из леса должен быть какой-то шест - ничего подобного нету. Дорога идет пока одна, но через 50 метров влево мы подходим к первому перекрестку. Дорога идет и прямо, и вправо, и влево назад. Первые две сильно наезженные, последняя не очень. Сбегал по этой дороге на разведку - без толку, тупо ведет в лес. Зато еще раз сфотографировал гору

Вернулся к Инне. Она ходила на разведку по правой дороге, к щиту с предупреждением

Говорит, что оттуда идет дорога в сторону села и другая, влево в лес, хорошо наезженная.

От перекрестка, где мы остановились, срезаем прямо по дороге на другую лесную дорогу. При входе дороги в лес стоит белый квартальный столб с цифрами 69. Сама дорога проходит лесом параллельно оврагу. Но каких-то ответвлений с нее на 77 маршрут нету. Решили бросить дальнейшие поиски этого маршрута и сделать крюк в сторону Белокаменного. Начали движение к столбу со щитом, но наткнулись на еще одну дорогу, которая уходила в овраг. Инна вызвалась сама пойти на разведку, прошлась немного по этой дороге, но ничего не нашла (должно быть ответвление в лес и квартальный столб 69/70). Окончательно решили идти к Змеиной балке через абрикосовые сады (на поиски потеряли полчаса). Прошли мимо столба со щитом, дороги прекратили здесь разбегаться и пошла одна через абрикосовый сад (жалко что уже не сезон)

Обратили внимание на причудливые скалы на Уч-Кае

Чтобы сильно не заворачивать в сторону Белокаменного мы сошли с дороги и пошли вдоль оврага и подошли к тому месту, где он заворачивал в сторону села.

Нет бы обойти его справа, чтобы не терять, а потом снова набирать высоту... Мы спустились в овраг и поднялись на другой стороне

От оврага нам пришлось немного пройти до дороги, которая вела через другой абрикосовый сад

По этой дороге мы прошли весь сад и очутились на перекрестке - две дороги приходили через сад от Белокаменного, одна шла справа и назад в сторону Кубышки, слева приходила из леса какая-то дорога. Шла дорога прямо и чуть правее, по лесу еще одна. Надо было доставать описание и ориентироваться куда нам идти дальше. Описание не помогло, пришлось оставлять рюкзак и идти на разведку по той дороге, что шла прямо, но по лесу. Она вывела к полю, которое сейчас было перепахано. Я поднялся по этому полю чтобы лучше увидеть окрестности. Оказалось, что Кубышка рядом

А слева вдалеке были какие-то горы и село

Вернулся к Инне и мы пошли по другой дороге, что вела с перекрестка прямо. Дорога сделала поворот и мы увидели на дереве марку 77 маршрута. Здесь как раз слева из леса приходила еще одна дорога (наверное та просека 77 маршрута). Нисколько не пожалели, что не пошли по тому пути - в лесу ничего толком не увидишь, а здесь красоты окружающих гор...

Только теперь не пропустить спуск в саму Змеиную балку. Мы проходим поворот со шлагбаумом. Согласно описанию нам надо еще один поворот пройти, и третий уже будет наш. По пути на деревьях попадаются таблички 77 маршрута

А справа маячит Кубышка

И вот финальный поворот. Здесь на молодом дубе уже знакомая табличка

Кубышка теперь оказывается сзади

От дуба с табличкой ведут две дороги - одна, хорошо наезженная, налево и вниз; другая вправо в лес. Разведка донесла что нам явно по левой дороге. Значит правая ведет на верх обрыва Змеиной балки. В принципе время до автобуса на Счастливое есть, можно и сбегать туда, но откладываем этот вариант на другой раз (неизвестно сколько времени у нас займет проход по самой балке).

Начинаем спуск в балку. Дорога широкая (не тропа), видно что часто ездят, постепенно ведет вниз. В самой балке ничего интересного

Дорога, вокруг лес, только изредка в просветах можно увидеть скалы правого борта

Левый борт не виден, слишком далеко. В одном месте деревья над дорогой раступились и мы увидели правый борт во всей красе

Чувствовалось, что мы подходим к выходу из балки, вверху уже было видно небо, деревья раступились в сторону от дороги, а впереди были видны другие скалы

Вот наконец мы увидели и левый борт балки

А через пару минут стало ясно, что мы уже почти вышли из балки - слышно и видно уже было проезжающие по трассе машины

Отсюда скалы правого борта было хорошо видно

На самом выходе из балки на правом борту вверху привлекал внимание столб линии электропередач

Возле самой трассы мы немного передохнули, сверились с картой и решили пройти через заброшенный сад

к речке Бельбек.

Перед спуском к самой реке сделал панораму скал Змеиной балки

У реки

мы долго не задерживались, ополоснули ноги (вода сильно холодная чтобы полностью купаться) и пошли берегом реки

в сторону Малого Садового

Когда закончился заброшенный сад, речка сделала поворот в сторону Большого Садового и нам пришлось напрямик перейти поле на проселочную дорогу, которая шла параллельно трассе

За Большим Садовым привлекали внимание причудливые скалы, поросшие лесом

Где-то там была Сюреньская крепость и пещерный монастырь Челтер-Коба (в наши сегодняшние планы не входило их посещение).

В Малом Садовом мы дошли до остановки напротив магазина

Немножко скупившись в магазине, стали ждать автобуса на Счастливое, который по расчетам должен здесь быть около 13:00 (значит ждать нам больше часа). За это время проехало три автобуса (на Соколиное, Богатое Ущелье и Куйбышево). Все бы ничего, но поднялся сильный ветер и небо затянуло тучами...

Нужный нам автобус прибыл вовремя. Проезд до Зеленого обошелся нам в 5 грн./чел. В автобусе нас ждал приятный сюрприз - встреча с ребятами из Киева (они ехали из Бахчисарая в Счастливое, чтобы оттуда идти к БКК). Рассказали, что после нас попали на билетеров на Тепе-Кермене (когда мы фотографировались на память, мимо нас прошли мужчина и женщина. Это и были билетеры). На вершине они заплатили по десятке, пока мужчина проводил ребятам экскурсию, женщина собирала мусор в окрестностях.

В Зеленом мы попрощались с ребятами (в надежде встретиться в БКК). Как раз погода наладилась, была хорошая видимость

Из Зеленого нам сначала надо попасть в Богатырь. Указателей не было никаких, просто пошли по дороге в сторону нужного села. По камешкам перешли речку

За рекой поднявшись на пригорок, мы оказались на проселочной дороге в Богатырь

При подходе к селу на деревьях стала попадаться маркировка красной краской планового маршрута. Такое чувство что маршрут и по селу будет промаркирован - очень много маркировки...

В селе, завидев что мы идем, из одного двора вышла бабушка и предложила нам купить помидоров. Пока Инна ходила с ней, сверился с картой. Затем мы двинулись через центр села (здесь была остановка автобуса) и далее на улицу с говорящим названием Туристическая. Вышли к озеру за селом (больше мы озер не видели, хотя атлас указывал на наличие еще двух озер недалеко от Зеленого). Вышли к тому месту, где паслись коровы - сразу пропало всякое желание освежиться в озере. Озеро нам пришлось обойти

И здесь опять началась маркировка. Дорога прошла по поляне и нырнула в лес. По пути видели какие-то грибы

Маркированная тропинка вывела нас на бывшую плановую т/с "Богатырь". От самой турстоянки остались только фундаменты (туристы наверное чаще останавливаются у озера, видели там кострища), хотя на дереве висят таблички сходящихся здесь маршрутов, а маркировка (такое ощущение) продолжается в разные стороны (зачем "маркировать тропинку к туалету?").

В нужном нам направлении шла дорога, на которую мы вышли от турстоянки. И начался долгий подъем, дорога в какой-то момент превратилась в тропинку. Маршрут хорошо промаркирован, только в одном месте нелогично - по сокращенке (хорошо натоптанной) было бы быстрее. Очень часто приходилось останавливаться отдыхать,

т.к. движемся постоянно вверх.

Вот еще одна развилка со сокращенкой

Поверили маркировке, по сокращенке не пошли (сильно она крутая на вид). В самом конце подъема пришлось в некоторых местах перелазить через поваленные деревья.

Через полтора часа после начала подъема от т/с "Богатырь" мы выходим из леса на некое подобие мощеной дороги

Проходим мимо признака ближайшего родника (небольшой ручей у дороги). Нет желания идти искать родники (согласно описанию их здесь должно быть два) - неизвестно сколько еще времени займет спуск до т/с "Бойка". После ручья выходим на поляну

(сбоку от тропы большой тур из камней). Где-то здесь должны быть развалины Храма Христа Спасителя.

На поляне встречаем очень много цветочков

Проходим поляну

и входим опять в лес. Спуск оказывается еще не закончился... Еще немного и мы наконец-таки поднимаемся на Махульдурский перевал

Отсюда вниз уходит плановая тропа, перпендикулярно ей проходит тропинка. Пока я разговариваю по мобилке, Инна уходит то в одну, то в другую сторону от тропы по тропинке, в надежде найти развалины Храма. Возвращается не с чем и мы начинаем спуск с перевала. Слева от тропы видем просветы в деревьях и какие-то камни ("развалины?"). Идем через лес туда и распологаемся на привал, перекусить

Отсюда открывается замечательный вид на Ай-Петринскую яйлу вдалеке

После того как слегка подкрепились, оставляем здесь рюкзаки и идем на вершину,

смотреть окрестности.

А смотреть есть на что:
- соседняя Бойка

- где-то там внизу Большой Каньон

- горы Караул-Кая и Куш-Кая

- где-то внизу начинается БКК, а вдалеке видны купола на Бедене-Кыр

Обязательно делаю панорамы

Вид отсюда обалденный!!! Хотя надо учесть, что здесь сильный ветер и до самой вершины Сотиры (именно на этой горе мы находимся) мы не дошли, триангуляр виден вдалеке.

Фотографируем по очереди друг друга на фоне гор

и уходим назад к рюкзакам.

Так и не найдя развалин храма, продолжили спуск по лесу

в сторону турстоянки "Бойка".

К указателям спускаемся уже в 18:05

Здесь, в лесу, уже довольно мрачно и темно, а мы нам еще надо найти место для стоянки. Неизвестно сколько еще идти до "Бойка"

Стоянка встретила нас тишиной. Туристов ни одного, добавили табличку на стоянке (вроде весной не было)

Официальные родники стоянки по вечернему лесу не стали искать, просто набрали воды из Йохоган-Су. Ушли от дороги вдоль русла реки и разбили лагерь неподалеку от сухой балки (тут на открытом месте, не так темно было)

С дровами здесь было не очень (по сравнению с предыдущими местами ночевок), но тем не менее удалось подогреть воду на чай. Здесь было значительно холоднее, чем в других местах...

Только один раз слышали чей-то крик на дороге к турстоянке, но к нам никто не приходил (хотя костер дымел хорошо). Рядом в сухой балке тявкала лисица, и пробежал какой-то крупный зверь, вдалеке трубили олени (здесь как раз были охотничьи угодья, видели щит). Вот под такие звуки мы засыпали, завтра нам предстоял спуск по руслу Йохоган-Су в Большой Каньон Крыма.