поход

К звездам

Ночью действительно было холодновато. Остальные тоже позамерзали в своих палатках, которые были значительно лучше чем наша однослойная. Васе снился кошмар после увиденных вчерашних шурфов "черных археологов".

Дурной Яр оправдывает свое название

С места ночевки мы вышли в 8:30 после завтрака и собирания палаток, вещей. Мы втроем собрались раньше всех и переместились из низины, где стояли палатки, на солнечную поляну - тут было значительно теплее. Сама поляна для ночевки действительно не подходила - здесь был склон и открытая местность. Постепенно на поляну подтянулись остальные участники похода. Еще одна небольшая задержка - на солнце тепло, поэтому прибывшие переодеваются в легкую одежду.

В дальнейший путь мы взяли с собой по палке - одному только Владу не подобрали.

С поляны мы выходим до дороги (она обозначена в Атласе). Где-то здесь должен идти 109-й маршрут к роднику Афениз. С дороги есть ответвление, стоят щиты "лесничество такое-то, обход такой-то, лесник ФИО", но никакой маркировки нету. Поэтому решаем идти по дороге

Это совершенно противное занятие - дорога пыльная, приходится подниматься вверх, листвы на деревьях особо нет - нет защиты от солнца. Поэтому часто делаем передышки. В начале пути нас обганяют две машины, еще больше подняв пыль.

Через час доходим до поворота к месту отдыха

По следам шин видно, что машины в основном туда и поворачивают - прямо почти никто не ездит.

После поворота подъем дороги прекращается и дальше она идет ровной. Вдоль дороги много различных цветов, в основном горные пионы

По дороге доходим до какой-то поляны. Есть ответвление влево, там виден какой-то просвет. Мы с Инной идем туда в надежде увидеть Чатыр-Даг. Бесполезно - мешают деревья. Опять замечаем мужчину с собакой, которого видели ранее при выходе с места ночевки. Мы возвращаемся к остальным и дальше продолжаем движение по пыльной дороге. Где-то здесь должен быть нужный нам сход с дороги к речке Бодрак и дальше на Научный. Приходится включать GPS (основной аккумулятор уже посажен - хотя использовали его недолго, вставляю расширенный), но столь быстрого старта как вчера не получилось, а стоять и ждать пока приемник "поймает" спутники никто не будет. Поэтому медленно идем дальше. Выходим к какой-то площадке. Слева виднеются обрывы, стоит будка, гусеничный трактор, очень много собак, которые еще издалека начали лаять. Половина нашей группы проходит это место и уходит дальше по дороге. Я не спешу - наконец-таки GPS показал наше положение, но связь со спутниками постоянно теряется. Выходит, что нам надо было поворачивать влево у будки. Видя, что мы замешкались, из будки выходит мужчина и интересуется куда нам надо. Затем он нас зовет к обрывам

и показывает мне нужную нам дорогу на Научный. Внизу оказывается карьер

Нам надо спуститься к нему и пройти дальше по дороге

до места, которое отсюда скрыто деревьями - там тропинка влево. По этой тропинке нам надо спустится к дороге, которая видна внизу. Затем попадем к озеру, плотину которого отсюда видно. Его надо пройти и выйти к другому озеру, по берегам которого растет роза. Следует обойти это озеро и выйдем на дорогу, которая приведет прямо в Научный, башни обсерватории отсюда уже видны.

При этом мужчина добавляет, что не мы первые, которые вот так туда идем.

Поблагодарив за подсказку, собираем всю группу (Вася с девушками уже ушел очень далеко по дороге) и спускаемся к карьеру. Когда мужчина показывал мне дорогу, я выключил прием информации со спутников. Когда начинаем спускаться - включил обратно, но быстро установить свзяь не получилось. Идем, Вася высматривает тропинку влево, я периодически пялюсь в экран КПК. Доходим до места, где дорога делает петлю и уходит куда-то вверх (Вася с девушками сюда почти уже дошел, когда мы их позвали обратно). Здесь с дороги есть колея в нужном нам направлении. Хотя GPS, "захвативший" спутники, показывает, что мы тропинку опять таки прошли. В этом месте делаем привал - т.к. заметили два одиноких тюльпана в лесу

По дороге приходит бородатый мужчина, затем сверху приезжают два мотоциклиста и интересуются дорогой на Трудолюбовку. Пока Вася показывает им путь в Атласе, Инна вспоминает, что виденный ранее мужчина с собакой тоже сюда спускался от будки, но ушел с дороги значительно ранее.

Но так как по пути мы не видели слева тропинки, то уходим по колее. В результате после 20 минут пути мы попадаем на вершину горы Кермен (высота 442 м.) Дорога выводит нас из леса на поляну, с которой на севере видны горы

Дальше по вершине идет чуть заметная дорога неизвестно куда.

С вершины к озерам

(очень красивое цветом воды самое правое озеро)

спускается очень стремная тропинка - с рюкзаками, а тем более с ребенком здесь спуститься нереально. Поэтому пока ребята пытаются найти более-менее нормальный спуск вниз, я беру навигатор, включаю мобильник и отправляюсь назад - чтобы найти пропущенную нами тропинку.

Тропинка действительно существует, с дороги она еле заметна - неудивительно что мы ее пропустили. Я спускаюсь по камням - в лесу тропинка лучше читается. Почти сразу после спуска - развилка троп. Выбираю ту, которая идет влево. Она петляет среди деревьев и выводит на петлю дороги - GPS показывает, что это именно та дорога, которая нарисована в Атласе. Звоню Инне, которая тоже включила свой телефон, и говорю что я нашел путь вниз, пусть они возвращаются с Кермена и прихватят мой рюкзак. Сам иду группе навстречу. Забираю свой рюкзак и веду к найденной тропинке. По ней мы выходим к петле дороги и начинаем по ней спуск

Спуск плавный, вначале дорога широкая, без зарослей. Вот в нее справа вливается тропинка - это наверное с верхней развилки.

Затем на дороге появляется ручей. Вначале он течет слабый, затем русло расширяется, углубляется, дорога вся в зарослях

Доходим до места, где заросли в русле ручья совершенно не дают прохода. Приходится уходить влево и делать привал. С этого места я обхожу мешающие пройти заросли и иду дальше вдоль русла ручья. Буквально сразу за зарослями я попадаю на нормальную дорогу, она приходит к ручью откуда-то слева. Возвращаясь по ней, я прохожу развилку и прохожу по дороге в двух метрах от места нашего привала. Мы не видели эту дорогу из-за зарослей и бруствера вдоль нее. Выбираемся на эту дорогу - дальше двигаться уже легче. Переходим через ручей, который теперь нас сопровождает слева в овраге. Из леса мы попадаем на открытую местность - озер уже не видно, зато хорошо видны дороги внизу

На выходе из леса, на склонах масса цветов

Дальше идет резкий спуск, дорога заканчивается, по тропинке

спускаемся к небольшому обрыву

Затем переправа через ручей

Сверяемся с Атласом на другом берегу и оказывается что мы перешли через Бодрак. На речку совершенно не похоже...

Вот и гора Кермен, на которую мы первоначально попали

Отсюда очень хорошо видно, что у нас не было шансов спуститься напрямую с горы - слишком крутой склон, сплошные заросли, а внизу очень сыпучее подножие...

Кусок карты с пройденным треком и моими комментариями

У реки делаем небольшой привал - почти все слегка ополаскиваются. Полностью покупаться не позволяет глубина и температура воды:)

От реки видны машины у озера, самого озера не видно

В ту сторону ведет дорога, хотя можно и срезать через поле, мимо пасущейся отары овец.

Отойдя по дороге от реки, очень хорошо видна гора Кермен

У нас точно не было шансов для спуска - не только подножие сыпучее, а весь склон.

В этом районе очень много проселочных дорог, они ведут в разных направлениях. Это особенно хорошо было видно сверху. Нам нужно к другому озеру, которое побольше того, где стоят машины. Туда нас как раз приводит дорога - мимо бетонного сооружения

Оно служит для озера переливом - когда воды много, то по бетонному каналу ее излишек сбрасывается в Бодрак. Правда кое-где плиты разломаны.

Само же озеро выглядит вот так

Мы переходим по плотине

на другой берег озера. Проходим по дороге мимо двух стоящих легковых машин - в одной на всю громкость влючена музыка (она была слышна еще на подходе к самому озеру). На берегу стоят две палатки.

Дальше дорога превращается в туалет (как тут не вспомнить Гошу Куценко из "Дикарей" - "Не срать на тропе!"), а еще дальше - полянка, за ней обрыв с дереьями. Здесь дорога заканчивается. Согласно Атласу дорога на Научный должна идти чуть выше. Мы с Васей отправляемся на разведку. Я поднялся далеко вверх по склону, впереди среди деревьев видна вершина этого холма, но дороги здесь нет. Даже сверялся с GPS - нет здесь никакой дороги, Атлас безбожно врет. Я возвращаюсь к остальным и мы ждем Васю

Он возвращается чуть позже меня, поднимается откуда-то снизу. Говорит, что нашел тропинку, которая идет от озера по руслу ручья, только надо туда немножко пройти сквозь заросли.

Спускаемся к озеру

Действительно есть какое-то подобие тропинки, чуть дальше бревна лежат - импровизированное место отдыха

Но еще одна тропинка уходит от ручья на борт балки, затем идет паралелльно ей (есть набор высоты). Так как Василий с частью группы уже ушел далеко (звать бесполезно), приходится отказаться от этой тропинки и доганять остальных.

Зря мы так пошли!

Вначале было легко - балка широкая, ручей легко обходится не замочив ноги. Затем склоны балки начали смыкаться и уже если захочешь выбраться отсюда - то только возвращаться назад, т.к. путь наверх очень крутой и сыпучий. Попадались даже вот такие склоны

как будто сложенные из кирпичей

Потом было не до любования окружающим пейзажем. В балке начали попадаться развилки, русло ручья тоже раздваивалось и приходилось тратить драгоценное время и силы на разведку дальнейшего пути. Дальше развилок стало еще больше и невозможно пройти из-за зарослей ни по какому руслу. Хорошо, что Вася обнаружил подъем по узкому гребню наверх из этой балки. Поднимались с осторожностью, по очереди

Я вывел Влада на более-менее ровное место, затем мы забрали рюкзаки у девушек и они поднимались налегке. Уйдя чуть дальше в лес с гребня, мы устроили перекус. Все были вымотаны полуторачасовым хождением в балке. Под конец у меня даже кроссовки начали пропускать воду - ручей стал более полноводным и его было тяжело обойти, приходилось идти напрямую.

Немного восстановив силы, двинулись дальше. Здесь не было никаких тропинок. Шли вверх наугад, к просветам между деревьями. Последние метры подъема очень тяжелые - крутой склон. Зато еще немного и мы за лесом на поляне. Теперь можно оглянуться назад

Слева - гора Длинная (высота 507 м.)

Далеко виднеется белое пятно карьера, который мы проходили утром

Также видно озеро от которого мы так опрометчиво ушли вдоль ручейка.

Хорошо виден Чатыр-Даг

И даже видны горы на яйле. Там еще местами лежит снег

С холма мы уходим к плодовому саду у села Прохладное

За селом уже видна и слышна трасса на Научный.

У сада есть пруд, заросший тиной, какие-то развалины неподалеку. Делаем привал. GPS-навигатор показывает что здесь есть родник - он действительно обнаруживается в паре метров от нашей остановки. Но пить воду из него мы не стали - вокруг пасут коров (самих животных сейчас нету, но есть следы их деятельности).

Кусок карты с треком и моими комментариями

После небольшого отдыха нам опять предстоит подъем. После сада попадаем на открытое пространство, отсюда очень хорошо видна гора Длинная

Затем тропинка выводит нас на дорогу. Она идет паралельно асфальтированной трассе. Минут через 10 мы наконец-таки попадаем на нее. Уже видны башни телескопов в Научном. Василий пошел в поселок, чтобы занять нам место для ночевки

Мы, скинув рюкзаки, отдыхаем.

Делаю панораму вида от дороги

Затем группа идет к Научному. Василий уже ждет нас недалеко от въезда в поселок - в прошлом году ребята останавливались тут. Здесь у леса проходит еле видимая дорога, чуть дальше стоит чья-то палатка. Вася уже успел натаскать дров и даже развел костер.

Мы же уходим за водой. Родник от места нашей стоянки не так далеко. Проходим начало Научного

и пересекаем стадион, на котором пасутся коровы. На столбе ЛЭП висит табличка 92-го маршрута. Сам родник расположен как раз напротив проходной в обсерваторию. Набираем из воду во все наши бутылки

Затем идем на проходную, чтобы договорится об экскурсии в обсерваторию. По мобилке связываемся (номер дали на проходной) с научным сотрудником, которая ответственна за организацию экскурсий. Начало экскурсии в 19:30.

Возвратившись обратно в лагерь, я окончательно выключаю КПК, перед этим смотрю сколько же мы прошли километров к Научному от горы Кермен - получается 20. А планировалось всего за день - около 14 км. Почти наполовину упал заряд аккумулятора от почти полдня работы КПК в режиме GPS навигации. Пока есть солнце - оставляю его на подзарядке от солнечной батареи.

До начала экскурсии мы устанавливаем палатки на месте нашей ночевки и ужинаем. После чего, захватив фонарики, фотоаппарат и теплую одежду, почти бежим к проходной.

Желающих попасть на экскурсию много. Людей делят на группы и они постепенно уходят каждый со своим экскурсоводом на территорию обсерватории. С нами вышла небольшая заминка - надо было назвать номер группы. Хорошо, что Женя, который договаривался по телефону об экскурсии, пошел вместе с нами - ему надо набрать воду. Бегу с проходной к роднику и уточняю у Жени номер группы. Только тогда нас согласны пустить, но еще надо заплатить денюжку - 30 грн./взрослый, 15 грн./детский. Наконец все формальности улажены, экскурсия начинается.

Мы собираемся у главного здания Крымской обсерватории

Нам попался очень хороший экскурсовод. Он дает информацию об обсерватории, затем ведет нас к одному из телескопов

С соседнего телескопа сейчас как раз ведется наблюдение - у него открыт купол

Наша группа проходит внутрь башни телескопа. Вначале мы поднимаемся на обзорную площадку вокруг башни. С нее видны телескопы поменьше

(на переднем плане - трофейный немецкий телескоп)

Работающий большой телескоп

Неспеша обходим вокруг башни. Виден Чатыр-Даг, Роман-Кош и другие горы

Затем мы заходим обратно в башню и поднимаемся еще выше - к самому телескопу. Он огромен, его можно сфотографировать только частями

Изготовлен данный телескоп на ленинградском заводе "ЛОМО"

В данный телескоп не смотрят глазом, а ведут наблюдение с помощью компьютера. Экскурсовод рассказывает о конструкции телескопа, отвечает на вопросы. Затем мы уходим из этой башни. На выходе фотографирую зеркало телескопа (уже отбракованное)

Большой телескоп прекратил свою работу

Наша группа идет к башне с немецким телескопом. Перед тем как войти внутрь, экскурсовод рассказывает об истории создания КрАО, пока другая группа экскурсантов находится в башне.

Немецкий телескоп

имеет значительно меньший размер

Первоначально все работы по наведению этого телескопа, вращению башни проводились вручную. Сейчас для этих целей приспособили компьютер.

У телескопа стоит карта звездного неба

Экскурсовод рассказывает о звездах, отвечает на возникшие вопросы.

От немецкого телескопа мы перемещаемся к зданию, откуда началась наша экскурсия. Входим внутрь и поднимаемся на третий этаж. Здесь за стеклом расположен самый большой телескоп обсерватории

(это только маленький кусочек телескопа).

Экскурсовод просит фотографировать без вспышки и рассказывает про принцип работы данного телескопа.

Затем наша группа выходит из здания. Уже стемнело, мы при свете фонариков перемещаемся к одному из маленьких телескопов. Следует просьба выключить фонарики и нам дают по очереди посмотреть в телескоп на Сатурн.

Заканчивается экскурсия в конференц-зале, в углу которого стоит уменьшенная копия спутника

На левой стене висят фотографии Крымских пейзажей, а на правой - фотографии сделанные с помощью телескопов КрАО

Экскурсовод рассказывает про эти фотографии, но смысл улавливается с трудом - очень хочется спать, периодически как бы "выключаешься" и не я один. Влад вообще заснул.

В целом экскурсия лично мне понравилась - хотя уже сейчас я не могу в полной мере привести характеристики увиденных телескопов или вспомнить о чем конкретно нам рассказывали.

После экскурсии можно было купить "на память" различные звездные фотографии, сделанные телескопами (цена от 3 до 12 грн. в зависимости от формата).

А на улице нас ждало звездное небо. Пытались снять звезды на фотоаппарат - но ничего у нас не получилось:)

При свете своих фонариков (в самом поселке темно, здесь соблюдается режим светомаскировки, чтобы не мешать работе телескопов) мы добрались до нашего места ночевки. И сразу спать...