поход

Тяжелый переход

Утром пение птиц действует как будильник - значит солнце уже встало. Вася оказывается проснулся раньше всех - уже разведен огонь... Пока все спят, мы вдвоем отправляемся на гору Сель-Бухра (высота 658 м.), туда где стоят вышки

Путь от лагеря до вершины Сель-Бухры по дороге занимает минут 20. Подъем плавный и не тяжелый. Становится виден Чатыр-Даг

Сам поселок Научный с башнями телескопов

На вершине самой Сель-Бухры обзор 360 градусов. Только мешают провода ЛЭП да вышки мобильной связи...

Виден Тепе-Кермен с Кыз-Керменом позади

Обрывы плато Чуфут-Кале, с которых мы спускались в прошлом году

Обрывы самого пещерного города Чуфут-Кале и гора Беш-Кош напротив

Панорама вида

На юге виден Бойкинский массив (мешаются провода)

Вид на поселок Научный

Вышки мешают сделать панораму...

На севере видна Бакла - точка нашего старта

Под самой Сель-Бухрой - село Прохладное

Минут 10 мы пробыли на вершине, фотографируя окрестности. Затем начали спускаться обратно в лагерь. Солнце поднялось чуть выше

(слева видна дорога от трассы на вершину Сель-Бухры)

В это время в лагере девушки готовили завтрак

До 8 часов мы успели позавтракать, собрать палатки, вещи и сняться с места ночевки. Мы ушли чуть ранее, ждали остальных у сложенных блоков на въезде в Научный. Инна с Владом сходили к роднику за водой, затем я прошел через стадион и сфотографировал Тепе-Кермен

В 8:30 у блоков собралась вся группа и мы отправились дальше по запланированному на сегодня маршруту. Через полчаса мы покидали поселок Научный

За поселком пару раз попались таблички планового маршрута (где-то здесь т/с "Научный"). Прошли мимо небольшого озерца, в котором мужчина ловил рыбу. Через 20 минут ходу от окраины Научного мы попали на поляну бывшей турбазы "Приют Научный". Здесь на холмике установлен памятник партизанам

От самой турбазы остались только пару массивных столов со скамейками,

да фундаменты от домиков.

Пока мы отдыхали у памятника да фотографировали окрестности, мимо прошла многочисленная туристическая группа. Минут через 5 мы отправились за ними следом (не догнали). Дальше у нас вышла заминка при поиске поворота 96-го маршрута с дороги 94-го. Дошли до какой-то дороги вправо, которая могла бы быть началом нужного маршрута. Пришлось включать GPS и ждать пока отпределятся наше местоположение. Оказалось, что это не тот поворот. Уходим дальше по дороге, она здесь немного спускается, впереди виден Чатыр-Даг

Навигатор держу включенным, чтобы наверняка не пропустить поворот 96-го маршрута. Доходим до развилки. В разные стороны уходят три дороги (навигатор показывает, что нужный поворот направо мы прошли). Выбираем ту дорогу, что ведет вправо. Правильность выбора подтверждает табличка 96-го маршрута на дереве. GPS можно выключить. Но он опять почти сразу понадобился дальше, когда дошли до развилки. Маркировка на тропе отсутствует. Нужную тропинку определяю с помощью навигатора, немножко пройдя вперед.

Больше по пути развилок нам не попадалось. Зато была одна мини-смотровая - свободный от деревьев склон

Отсюда было хорошо видно Бойкинский массив

Дальше тропинка просто шла по лесу, постепенно понижаясь. Через 40 минут ходьбы с передышками от смотровой деревья поредели, впереди видны домики кордона Финарос

Финальный спуск среди деревьев

и мы оказываемся на открытом пространстве. Напрямик идем к Финаросу

Переходим мост через Марту

Сразу за мостом - колодец и указатель с километражом

Есть опасения, что с нас могут взять деньги "за проход". Поэтому стараясь не шуметь, мимо домиков не идем, а уходим по правой дороге к озеру на окраине кордона. По пути проходим импровизированные ворота

Само озеро неплохо обустроено. Есть беседки, столики, везде стоят указатели

Есть щит с ценами

Имеются и люди в камуфляжной форме. Все пьяные, на нас - ноль внимания. Мы сбрасываем рюкзаки у одного из столиков и отдыхаем от перехода. Сразу же идем на поиски родничка - есть указатель. Там куда он показывает - бетонный слив с озера. Еще один слив с краном - вода так и хлещет. На родник не похоже, вода слишком мутная и лягушки плавают. Рядом с краном - свежевыкопанный колодец, собранный из бревен. Глубоко внизу вода. Тоже на родник не похоже. У бетонного перелива "заминировано", хотя табличка "Туалет" у озера показывает совершенно в другую сторону. Вид и запах отбивает охоту продолжать дальнейшие поиски родника, поэтому идем обратно к столику, забираем рюкзаки и уходим. Никто к нам не подходит - денег не просят.

По дороге проходим двухэтажное здание, стоянку для машин, еще беседки и столики, туалет. Затем хорошо укатанная дорога идет по лесу и приводит нас ко второму озеру. Здесь у нас запланирован обед. Так как дальше мы планируем двигаться через хребет Эргиан-Тепе, то переходим по плотине к бетонному переливу. В воде видна крупная рыба и не одна

Чтобы не обходить бетонный канал, решили перебраться через него здесь. Благо, что по дну канала течет маленький ручеек. Правда рюкзаки приходится снять.

От канала мы перебираемся к сложенным бревнам у кострища

Вначале купаемся (вода теплее, чем в Марсианском озере)

Стираем кое-какую одежду (на рюкзаках при передвижении высохнет).

Затем обедаем

Оказывается здесь много клещей (почти каждый снимает с себя по штуке, а то и по две). Поэтому приходится одеваться.

Пока обедаем, по противоположной стороне озера приходит туристическая группа. Она останавливается в нерешительности, увидя нас. Затем направляются в нашу сторону, как и мы перебираются через бетонный перелив, за которым становятся на недолгий привал. После привала уходят по дороге в сторону Эргиан-Тепе.

Остальные виденные нами группы сюда не приходят, они движутся по дороге по противоположной стороне озера. Оказывается там еще и табличка 98-го маршрута на дереве висит. Поэтому мы отказываемся от пути через Эргиан-Тепе (тут сразу виден набор высоты), а решаем идти по плановому маршруту.

После обеда перебираемся обратно. В этот раз не лезем через канал, а обходим его. У дороги канал совершенно разрушен

Ручей очень сильно разлился на дороге. Камни скользкие от воды и тины, поэтому следует соблюдать осторожность при переходе. Все благополучно переправляются. Выходим к табличке на дереве, дальше проходим место отдыха у озера - столики со скамейками (сейчас здесь сидят двое туристов-велосипедистов), слева от дороги есть что-то похожее на туалет. Согласно Атласу - здесь т/с "Финарос".

Дорога хорошо раскатана (маркировка отсутствует). Трава на дороге примята от множества ног туристов. Согласно Атласу на 98-м маршруте должен быть брод через Финарос. Высматриваем ответвление вправо, брод - ничего похожего. В одном месте на другом берегу ручья слышны голоса туристов в поисках тропы. Мы проходим это место. Не сомневаясь идем по дороге, следуя хорошо примятой траве. Сомнения возникают минут через 20 движения - дорога начинает подъем, брода нигде не видно. Приходится останавливаться и включать навигатор. После установки связи со спутниками, навигатор показывает что мы значительно прошли место, где на карте обозначен брод и теперь по дороге движемся в сторону заповедника. Вася бежит назад на разведку. Он находит брод в том месте, где мы слышали голоса туристов. Там даже синий полиэтиленовый пакетик на ветке привязан (мы его сразу не заметили).

Приходится возвращаться. Затем перебираться на другую сторону ручья. Впереди нас ждет затяжной подъем по тропе, утоптанной самими туристами. Кое-где на ветках висят синенькие полиэтиленовые пакеты. Маршрут - сплошной подъем. Мы делали частые остановки, потому что постоянно идешь в гору. Кое-где попадалось подобие дороги

Прошли сосны. От жары запах стоял обалденный!!!

Затем опять подъем по тропинке.

В 15:00 мы наконец-таки попали на трассу Синапное - заповедник

Далеко внизу видна гладь Загорского водохранилища. Перед трассой начали попадаться таблички плановых маршрутов.

Проложенный туристами 98-й маршрут очень тяжелый - со стороны Финароса это сплошной подъем. Такое чувство, что составители Атласа действительно его нарисовали от балды, а туристы затем "проложили" маршрут ножками. Не представляю себе как там можно будет пройти во время или после дождя.

Дальнейший путь по 98-му маршруту идет через гору Цала (этот участок сейчас "закрыт" администрацией заповедника). Это нам значительно сократило бы путь к т/с "Шелковичное", но видя отсутствие маркировки на пройденном пути от Финароса, решили не плутать, а идти по дороге. Так значительно дольше, но надежнее в плане ориентировки.

И в течении двух часов мы идем по пыльной дороге, старательно повторяя все ее петли (сокращеннок здесь нет)

Несколько раз нас обганяли машины. И пару ехало навстречу.

У нас единственное желание - побыстрее попасть к Каче. Но она далеко внизу от дороги

Наконец-таки около пяти часов вечера добираемся до брода через Качу. Именно сюда приходит маршрут через гору Цала. У брода стоит одна туристическая группа. Мы сбрасываем рюкзаки чуть дальше. Почти все идут к броду сполоснуть ноги. Я же ухожу мимо братской могилы

Согласно навигатору - чуть дальше от брода есть родник (у нас заканчивается вода). До 1976 года здесь было большое село Шелковичное (бывшее Коуш). Но с завершением стоительства Загорского водохранилища, прилегающие к нему долины речек стали санитарной зоной, села и поселки были ликвидированы, а жители расселены по другим населенным пунктам.

Я дохожу до места, где должен быть родник. Облазил чуть ли не каждый кустик - нет здесь родника.

Чуть дальше дорога раздваивается. На столбе марка туристического маршрута. Я возвращаюсь к остальным, забираю их и мы перемещаемся к месту слияния Качи и Каспаны

На противоположном берегу - много палаток (т/с "Шелковичное")

Похоже на то, что воду для приготовления пищи туристы берут из речек. В месте слияния речек течение сильное, вода очень холодная.

От т/с "Шелковичное" к кордону Кермен можно попасть двигаясь дальше по дороге или перебраться на тот берег и уйти по грунтовой дороге мимо горы Килисча и далее по хребту Орта-Чахлы.

Чтобы не плутать по грунтовке, решаем снова идти по дороге.

Довольно таки быстро доходим от места слияния Качи и Каспаны до беседки у дороги

По пути одеваемся потеплее, так как поднялся ветер и нагнало тучи.

У беседки поворот

к броду через Качу

Вода очень холодная, дно все в камнях, но переправляться надо

Владу в этом смысле повезло

После брода на дереве таблички сразу двух маршрутов(???) - 101-го и 70-го

Долгий, нудный и тяжелый подъем до кордона Кермен

мы преодолеваем за полтора часа, делая частые остановки. Во время подъема слышно как с кордона улетает вертолет. Затем тишина и никого...

Домик лесника закрыт, никого нету. Чуть в стороне виднеются охотничьи особняки. Там гавкают собаки и оттуда дует сильный ветер, поэтому останавливаемся под деревьями напротив дома лесника и надеваем ветровки. Все вымотаны и измучены последним переходом.

Вася уходит налегке дальше в поисках родника и места для ночевки. Возвращается он уже в темноте после успешного результата поисков. При свете фонариков он приводит нас на поляну. Здесь уже нет ветра. Проходим мимо деревянного туалета, чуть дальше виден костер в лесу... Здесь мы оставляем наши рюкзаки и втроем, собрав все емкости, отправляемся с фонариками за водой к роднику.

Когда мы возвращаемся с водой, то оставшаяся часть группы уже подобрала место для палаток - нам уступили большое кострище туристы, только просили не шуметь. Неподалеку от костра устанавливаем палатки. После тяжелого перехода почти не хочется есть (некоторые сразу после установки палатки идут спать). Пьем горячий чай с ударной дозой бальзама. Влада кормим овсянкой и отправляем в палатку (он уже "выключается" на ходу).

В темноте не особо разглядишь окрестности, только звезды хорошо видны в безоблачном небе. Пробую фотографировать их на фотоаппарат, выставив самую длинную выдержку. Вроде что-то получилось