поход

Ба, знакомые места...

Ночью "минимальный" наклон все-таки дал о себе знать. Периодически просыпался и передвигался чуть выше, а также приходилось подтягивать Влада. Утром, как обычно, с Васей встали самые первые и в 6 часов отправились за водой к роднику

Со склона видны корыта родника и многочисленные тропинки, спускающиеся к нему.

Еще никого нет. Но вот сразу за нами с турстоянки приходят двое мужчин (один помоложе, другой постарше). Чуть позже появляются еще туристы. Вместе с Васей набираем воду, льющуюся из трубы. Затем он забирает заполненные бутылки, оставив мне часть и уходит. Я остаюсь у родника, чтобы постирать вещи в одном из корыт. Кроме того, хочу сфотографировать сам родник поближе. Но для этого надо, чтобы разошлись умывающиеся/чистящие зубы/моющие посуду/набирающие воду люди. В такую рань - и такое здесь столпотворение...

Закончив свою стирку (вода очень холодная, руки замерзли), пока родник занят, я поднимаюсь по тропинке в сторону Многоречья. Вверху поляна, сбоку стоит одна палатка. Особо ничего интересного. Спускаюсь обратно к роднику - как раз все разошлись, можно фотографировать...

Сам родник

Вокруг много красной маркировки. Кроме того на дереве у родника

висит табличка, указывающая на турстоянку

Корыта родника

(видна тропинка вверх, на яйлу; чуть ниже - тропинка на турстоянку)

Вода из трубы попадает в первое корыто, затем переливается в следующее и так далее

Всего корыт шесть, но до шестого вода не доходит - пятое корыто стоит криво и вода из него выливается на землю.

Обратно с водой по склону тяжеловато подниматься. В лагере уже вовсю готовят завтрак и начинают собирать вещи. После завтрака мы раньше всех упаковались и начинаем вчетвером подниматься на яйлу. Возле тропинки очень много примул

В конце подъема, в лесу стоят палатки - вчера тут только одна была.

После подъема - поляна, с которой открывается вид на Бойкинский массив

(в тот момент мне еще не понятно - что это Бойка и Сотира)

Поднимаемся дальше на яйлу. У сосен мы останавливаемся, чтобы дождаться остальных. Пока Инна срывает молоденькие шишки, я фотографирую окрестности. Видны горы

водохранилища в долине

Общая панорама

Приходится доставать атлас, чтобы узнать что за водохранилище и село внизу. Оказалось, что горы - это Бойка и Сотира; село - Счастливое; вдалеке видно Загорское водохранилище...

Подходят остальные - группа в сборе. Одеваемся потеплее и можно двигаться дальше.

Проходим мимо памятника партизанам

Через полчаса мы оказываемся на небольшой возвышенности, с которой видна дорога на яйле и памятник

С этого же места очень хорошо видна Бойка, Сотира и горы Караул-Кая и Куш-Кая

По дороге никто не встречается, хотя здесь проходит плановый маршрут. Рановато еще наверное...

Доходим до развилки маршрутов

Стрелка указывает в Ялту, но тропу так просто не заметишь...

Идем дальше по дороге

Если честно - путь неинтересен и однообразен: дорога идет по яйле среди сосен. Один раз она огибает поляну

на которой сочная зеленая трава и виден фундамент какого-то строения - скорее всего здесь был кош для скота.

Затем опять мимо сосен

Справа появились какие-то скалы

Попадаются березы. Они маленькие, стволы выгнуты как попало...

Дорога наконец собирается выходить из сосен, слева становится видна нитка газопровода

Через 10 минут мы переходим газопровод

и оказываемся на возвышенности у табличек

Отсюда уже видны купола на Беден-Кыр. Здесь мы делаем привал

На привале возник вопрос "А где мы находимся и куда нам идти далее?". Я даже включил GPS, чтобы определить местоположение. Знаю, что где-то в этом районе мы прошлой весной выходили на яйлу по хребту Комбопло, но сегодня я не видел примыкающей сбоку дороги. Хотя это плановый маршрут.

Через некоторое время, необходимое на установление связи со спутниками, GPS показал что мы находимся южнее горы Рока. После определения местоположения GPS тут же выключается - слишком низок оставшийся заряд последнего аккумулятора.

С местоположением определились, но где же там дорога, по которой мы когда-то выходили??? Пришлось вдвоем с Васей прогулятся на Рока.

Сначала было непонятно, но потом определившись где находится БКК

можно было легко увидеть весь наш путь. Вон виднеется проплешина на горе Комбопло

Именно там мы с Инной догнали группу, которая здесь утеплялась и оттуда выходили уже вместе с ними.

А вон там виден район нашего выхода на яйлу

Все что я в то время запомнил - это скальник слева и туман вокруг. А сейчас все превосходно видно и понятно.

С горы Рока виден Бедене-Кыр и Ат-Баш, который сейчас затянут тучами

Вася заканчивает фотографирование и уходит к остальным. Я его прошу, чтобы позвал сюда Инну.

Пока она неспеша идет ко мне, делаю панораму верховий каньона и Бойкинского массива

Погода пасмурная, но тем не менее верховья Большого Крымского каньона очень хорошо видны

Видны даже белые обрывы Траписа.

Наконец появляется Инна. Немного не довольна, что ей пришлось сюда идти. Я ей показываю наш прошлогодний путь, фотографирую на фоне каньона

и мы уходим обратно к группе.

Пока нашу группа отдыхала, мимо прошла масса туристов. Как с Ай-Петри, так и в ту сторону. Мы же выбрали другой путь - чтобы не искать поворот с планового маршрута на дорогу к Бедене-Кыр, мы перешли к газопроводу и дальше двинулись вдоль него

С одной из возвышенностей было видно Охотничье. Сама Ай-Петри была в тумане

Дальше нам пришлось спускаться в ложбину, а затем подниматься. Газопровод тоже так идет - трубы на спуске/подъеме немного выгнуты. Вообще никакой логики в строительстве газопровода нет: попадается участок, где трубы уже уложены в грунт и засыпаны, затем идет участок с незасыпанными, но уложенными трубами. Еще участок, где трубы лежат рядом с траншеей. Как его строили - непонятно... То ли бригады были разные...

В одном месте мы неправильно соориентировались - ушли от газопровода, набрали лишнюю высоту,

и спустились обратно.

Дальше дорога перевалила через газопровод (трубы здесь засыпаны) и повела нас в сторону Бедене-Кыр

Уже видна трасса Ялта-Бахчисарай, подъем с трассу к куполам

По трассе изредка проезжают машины, туристов мало - в основном велосипедисты. Едут со стороны БКК.

В 12:40 проходим мимо щита

и попадаем на трассу.

Еще издалека заметили стоящий у подъема на Беден-Кыр микроавтобус. Оказалось мужик нас ждал, предложил свои услуги по перевозке - мы естественно отказались.

Проходим поворот к куполам

и сворачиваем на грунтовую дорогу

Под соснами

останавливаемся на привал. Обедаем.

Во время обеда ставлю на зарядку КПК, как раз появляется солнце. После обеда - фотографирование на фоне куполов, затем мы собираемся и уходим по дороге в сторону кордона Воронцовка

Купола постоянно маячат справа, они выглядят как грибы

Наконец тучи расходятся, выходит солнце и приходится раздеваться, т.к. идем по открытой местности и можно не боятся клещей.

Навстречу попадаются пару туристических групп. В одной из них интересуются водой на Ай-Петри, в другой - где на Ай-Петри можно купить беляши... Каждому свое...

Оказывается к кордону Воронцовка надо сворачивать с планового маршрута. Мы доходим до развилки, здесь куча табличек (заповедник, охота запрещена...). Дальше стараемся идти тихо, даже палки несем в руках, чтобы не стучать по камням.

Проходим мимо впадины, на другой стороне которой видны выложенные камнями буквы БД

За поворотом - сам кордон. Видны сложенные трубы, дым из-за деревьев

На въезде стоит знак "кирпич" и шлагбаум, который сейчас открыт. Быстро проходим мимо домиков

Средний выглядит безлюдным и заброшенным.

Зато чуть дальше видется какое-то строительство, стоит шатер

Нас догнала какая-то группа, но они срезают дорогу через лес

Уходим чуть дальше от кордона и делаем привал в тени деревьев. Вроде прошли - никто нас не остановил, можно расслабится...

После привала проходим полянку пионов

и идем по лесной дороге

Правда в тени деревьев идем не долго, снова выходим под палящее солнце

С дороги очень хорошо видны купола

По жаре идти очень тяжело, все устали, Влад начинает "доставать" своим нытьем ("А кому сейчас легко?"). Наконец дорога выскакивает на открытую местность

Проходим слева скальник

и подходим к развилке

Прямо пошла дорога в котловину Беш-Текне. Там находятся каптажи для военной части на Бедене-Кыр. Въезд в котловину перегорожен шлагбаумом и стоит какая-то запрещающая табличка. Справа к развилке примыкает плановый 45-й маршрут, оттуда пришла тургруппа.

Через десять минут мы оказываемся у озера на турстоянке Беш-Текне

Сейчас у озера стоят трое в форме разной пятнистости. Рядом два мотоцикла. Один из пятнистых скорее всего начальник остальных - дает указания взимать деньги с туристов, руками показывает где ихня территория. Разговор слышен очень хорошо...

Мы уходим от озера чуть выше и скидаем рюкзаки у кострища

Недалеко от нас - родник, который я не смог найти в прошлом году. Сейчас там туристы набирают воду...

Вася чуть раньше у развилки ушел вперед, чтобы найти место для стоянки. Но останавливаться здесь категорически не хочется: слишком много народу да и платить прийдется...

Поэтому, немножко отдохнув, вместе с Васей уходим к Ат-Башу и дальше, чтобы найти место для палаток. Ребят предупреждаем "прикинуться шлангом", если подойдут "пятнистые": мол, "ничего не знаем, руководитель группы ушел"...

Поднимаемся по тропинке к перевалу. Делаем передышки, так как подъем после перехода к Беш-Текне кажется крутым. Постепенно становится хорошо видна стоянка

(несколько туристов стоят у озера - неужели будут купаться???)

Вид чуть выше

Хорошо видны купола, дорога по которой мы шли.

Мы подходим к Ат-Башу

Вниз с перевала уходит тропа - Еврейка

Чуть дальше правее стоит знак заповедника

А внизу - море... закрытое тучами

От Ат-Баша идем вдоль обрывов

к вершине с триангуляром

Вид отсюда еще более завораживающий

Мы выше облаков!!!

На вершине здороваемся с парочкой. Интересуемся у них по поводу стоянки на Беш-Текне - говорят, что это хлеб лесников. Категорически несогласны, уходим дальше к следующему перевалу (начало тропы Беш-Текне). Спускаемся с тропы, которая идет по кромке яйлы и находим неплохое место для установки палаток. Здесь есть кострище, правда за водой прийдется побегать...

Возвращаемся к нашей группе. По пути встречаем туристов идущих от Татьяниной пещеры. Интересуемся как найти эту пещеру. Оказывается очень легко - нужно идти по тропинке, на которой сейчас стоим, будет один перекресток, дальше ориентироваться по турам. Группа идет налегке, без рюкзаков, один парень вообще с голым торсом - странно в пещере вроде прохладно...

Когда мы вернулись к остальным - оказалось, что к ним все-таки подходили "пятнистые". Не представились (просто "Лесная охрана"), спрашивали про какую-то квитанцию и будем ли мы тут останавливаться на ночь. Мы с Васей обрадовали остальных, что нашли место для ночевки, правда прийдется еще подниматься с рюкзаками. Для Влада говорим, что уходим к морю - и ему лишний стимул и не брякнет ненароком, что не хочу уходить в лес... Тем более, что "пятнистые" снова пришли - Вася им сказал, что мы уходим.

Перед уходом набрали 3 двухлитровых бутылки воды - больше не смогли, так как вода очень слабо льется из трубы, а из накопителя набирать не стали (там вода с маслянистыми пятнами).

Есть опасение, что лесники могут нас засекти наверху - там открытый участок от Ат-Баша до тропы Беш-Текне. Хотя пусть думают, что мы идем на перевал...

Спускаемся с тропы на найденное нами место. Палатки пока не ставим и не разводим костер. Рюкзаки прячем под деревья. Вася остается с ними, а мы уходим в Татьянину пещеру (одевшись потеплее и прихватив с собой фонарики).

Проходим перекресток троп, по который нам говорили. Справа виден домик в котловине

За перекрестком слева от тропы есть хорошее местечко для установки палаток. Небольшая низинка, окруженная скальником и деревьями. Естественно - место уже занято.

Идем прямо по тропе. Тропа хорошо натоптана, прям Бродвей. Никаких туров вдоль тропы нет. Ответвлений тоже. В одном месте чуть не потеряли тропу - поперек лежало поваленное дерево. Затем тропа пошла по камням,

но тоже читалась хорошо.

Шли довольно долго (всего до пещеры идти 40 минут), выглядывая каждую воронку в которой могла бы быть искомая пещера. Уже когда казалось, что мы до темноты не доберемся до Татьяниной пещеры - впереди послышались голоса. Группа туристов шла из пещеры. И нам очень повезло - потому что в этом месте тропинка пропадала. Она проходила по гребню, с обоих сторон которого были карстовые воронки

Перейдя по этому гребню, прошли мимо тура из камней с воткнутой палкой

Чуть дальше был еще один тур. Сюда приходила еще одна тропинка.

Идти оставалось недолго. Через 5 минут мы были у пещеры

Перед самой пещерой была ровная площадка с кострищем - видно кто-то останавливался здесь на ночевку.

Сбоку от входа в саму пещеру на скале прибит металлический квадратик

Татьяна. 2000. -12

-12 мы решили, что это температура в пещере.

Заходим внутрь очень аккуратно, так как везде лед: мокро и скользко

В пещере холодновато, но терпимо: через несколько минут привыкаешь. Включив фонарики - осматриваем и фотографируем внутренности пещеры

Татьянина пещера состоит как бы из двух залов, посередине столб

Слева еще какой-то небольшой зал. Но там виден провал, валяются стволы деревьев - кто-то наверное специально закрыл проход, а может лазили туда. Мы же не стали так рисковать, а устроили фотоссесию со сталагмитами

Фотографировали сталагмиты и отдельно, подсвечивая их фонариками. Получилось красиво

В пещере мы пробыли 20 минут. Внутри мы не замерзли, а вот после выхода из пещеры на свежий воздух чувствовался холод.

Так как тропинка была очень знакома, то казалось что назад к Васе мы добежали очень быстро. На обратном пути у тропинки видели развалины строения (когда шли к пещере - не заметили)

К месту ночевки мы выбрались уже в сумерках. Пока нас не было Вася натаскал дров. По нашему прибытию он, забрав все пустые емкости, отправился за водой. Мы решили его не ждать, а стали ставить палатки - уже было все равно, что лесники смогут нас увидеть. После установки палаток мы занялись разведением костра. Как раз в это время вернулся Василий с водой. Лесников на стоянке уже не было - уехали на своем мотоцикле. Вася повстречал парочку туристов. Они сказали, что пришлось за стоянку заплатить по 15 грн. за человека, плюс 15 грн. за установку палатки. Круто получается...

Мы приготовили ужин и поели. Утром решили пораньше встать и сняться с лагеря. Рабочий день лесника начинается в 8:00. Нам надо уйти до этого времени.