поход

Из Беш-Текне в Ласпи

Вечером на свет костра никто к нам не подходил. А вот ночью какое-то животное шастало вокруг наших палаток. На рассвете, пока все спали, Вася успел сбегать к роднику и принести воды во всех наших емкостях... Затем мы, как и планировали, встали пораньше, позавтракали и в 8:00 часов снялись с места нашей ночевки

Наверху было значительно теплее. Поэтому пока ждали остальных - успели отзвониться родителям, что с нами все в порядке, и снять теплую одежду. Когда подтянулась вся группа - двинулись дальше в путь.

Вышли к обрывам, откуда открывался вид на Черное море

Если посмотреть немного назад - то далеко внизу видна гора Кошка

С этого места тропа уходила немного вниз и вела нас по лесу.

Проходим открытое место

Отсюда так же видно море

Затем тропа опять входит в лес. Проходим перекресток троп. Ба, знакомое место: по тропе, что идет прямо в лес мы выходили сюда прошлой осенью. Сейчас же нам предстоит подъем по тропе, уходящей налево. С этого подъема видна горка,

на которой мы тогда с Инной сидели и гадали, где мы очутились.

Если же оглянуться назад, то вдалеке виден Ат-Баш

Вроде бы и идем недолго, а он уже так далеко...

В конце подъема мы выходим к группе туристов, которых видели ранее с нашей стоянки. Они сейчас отдыхают. Группа разновозрастная - много пожилых людей, еще с советскими рюкзаками. Двое человек с этой группы стоит на вершине Спирад (высота 1029 м.) (мы уточнили наше местоположение по Атласу). Оставляем рюкзаки внизу и отправляемся туда на фотосессию

На севере за горами видна долина

На запад тянется кромка яйлы

Делаю панораму

От Спирад мы уходим раньше другой группы.

Проходим полянку пионов

Попадаем на дорогу. Она ведет куда-то на север, в глубь яйлы. Немного замешкались с выбором дальнейшего направления движения. Дальше уходим по тропинке, которая идем параллельно кромке. Другая тургруппа нас догнала и тоже пошла за нами (первоначально они планировали идти в Карадагский лес).

По тропинке мы доходим до какой-то горы. И тут я вспоминаю (Влад с самого утра спрашивает про клад), что на горе Морчека (высота 981 м.) есть геокешерский тайник. Руководствоваться приходится только описанием, т.к. КПК еще вчера после обеда не захотел больше включаться. Тайник спрятан в одном из туров. Вот как раз парочку у тропы. Влад с энтузиазмом накидывается на камни и начинает разбрасывать их в стороны. Другая группа проходит мимо нас (интересно, что они подумали?)

В этом туре тайника не оказалось. Влад собирает камни обратно и накидывается на другой тур, который находится недалеко от первого.

Пока ребенок воюет с камнями, наша группа отдыхает от рюкзаков (хотя мы прошли от Спирад немного). Я пошел к обрывам фотографировать

На одной из выступающих скал виден крест

Оказывается к нему можно попасть. Надо только пройти небольшую перемычку-ущелье

(главное не пугаться ящериц, а то можно легко свалиться вниз).

На скале у креста

Отсюда видны Спирады. Ат-Баш вдалеке

Возвращаюсь к остальным. Влад проверил все туры, что здесь были - тайника нигде нет. Идем дальше. Опять туры вдоль тропы - опять Влад раскидает камни. Безрезультатно.

Мы неправильно соориентировались с местонахождением Морчеки и так и не смогли найти тайник только по одному описанию. Большой подсказкой была фотография тайника - тур из камней на фоне Ат-Баша

Но там очень много таких туров! Задолбешься проверять каждый...

Поэтому мы прекратили дальнейшие поиски, тем более что чем дальше по тропинке

то Ат-Баш уже не видно.

Хождение по однообразной тропе уже немного утомило, Вася нас обнадеживает что колодец Балчих-Кую уже не далеко.

После небольшого привала мы догнали тургруппу, которую встретили у Спирад и которая нас обогнала, когда Влад раскидывал камни. У них отличный от нас темп движения - много идут и дольше отдыхают.

Прошли лесок, затем у тропы - карстовая яма. Пробовал кидать туда камни - не сильно глубокая, но двухуровневая. Сверху яма прикрыта стволом дерева.

Наконец вышли на открытую местность. Впереди видны "уши"

Пассивные ретрансляторы телевизионного сигнала.

К ним нам еще идти 10 минут по тропе

От места нашей ночевки возле Беш-Текне мы сюда

шли 3 часа (много времени потратили на бесплодные поиски тайника).

У одного "уха" сейчас отдыхает группа туристов, которая дальше идет туда, откуда мы пришли. Второе "ухо" установлено чуть дальше за балкой

Мы не останавливаемся на привал (чуть ранее уже отдыхали), идем мимо "ушей" дальше. Тропинка уходит куда-то вбок, делает петлю и виднеется за деревьями на другой стороне балки. Вначале мы решили срезать

Но, оценив тот факт, что нам прийдется спуститься (круто потерять высоту), а потом еще продираться через деревья

решили все-таки возвратиться на тропинку. И ни капли не пожалели! Здесь нас ждало буйство цветов.

Желтые, красные... Глаза разбегаются от такой красоты!

Мы обогнули балку, плавно спустились по тропинке к лесу, в котором и находится колодец Балчих-Кую

Идущий впереди меня подумал, что это мостик через ручей и прошел прямо по крышке колодца. К счастью без последствий.

На привал мы стали за колодцем, на выходе из леса

Набрали в колодце воды, заколотили компот с вареньем (недаром мы его уже шестой день таскаем - надо использовать). После легкого перекуса все слегка ополоснулись. Затем в путь.

Пока остальные собирались, мы с Владом напрямую поднялись на склон. Отсюда видны "уши", тропинка, по которой мы пришли и масса цветов.

На другой стороне тропинки тоже цветы

Мы доходим до виднеющейся горы. Вверх на эту гору не забираемся - туда есть тропинка и туда уходят четверо парней с рюкзаками. По дороге мы спускаемся до перекрестка. Уходим с дороги по тропинке. Спуск крутоват, но проходим. Начинают попадаться прохожие. Идут навстречу, без рюкзаков, в легкой одежде - выбрались на яйлу прогуляться. Один из них говорит, что впереди будет шалфей, можно пособирать. Шалфея мы так и не нашли. Попали на смотровую площадку. Та гора, что мы обошли низом

Внизу какой-то поселок или санаторий

Дальше видны дороги и горы

Сверившись с картой, получается что мы прошли Мердвен-Каясы (высота 857 м.)

Со смотровой мы идем дальше, переходим небольшую речку

После переправы идем налево вдоль русла

(есть тропа и направо).

И попадаем к водопаду

Здесь отдыхают трое парней, которых мы видели ранее. Пройдя чуть дальше и немножко спустившись, обнаруживаем, что есть еще один водопад

Под ним как раз купается четвертый парень из группы. Можно было бы и нам искупаться, но мы спешим...

От водопада по тропинке выходим на открытую местность. Очень хорошо видна гора Мердвен-Каясы

Дальше нас ждет не очень приятный спуск по каменистой тропе

Пока еще нормально, можно пофотографировать

Далее следует резкий спуск (Влада веду за руку) и передвижение по склону, с риском сорваться вниз

Мы доходим до небольшой площадки, где делаем передышку

Мелькает мысль: "А стоило ли сюда лезть? В группе новички и ребенок, можно ж было обойти". Но делать нечего - теперь идти только вперед, назад возвращаться очень плохо

Хотя и впереди тоже не лучше

Напряжение в нашей группе еще добавляют альпинисты, которые "зависли" на соседней горе Мердвен-Кая (высота 688 м.)

Тут идти боязно по склону, а они маячат перед глазами...

Передохнули, спускаемся по тропинке. Впереди небольшое ущелье с ручьем

Вася помогает перебраться через него девушкам

Неудобный подъем наверх... После ущелья мы попадаем на Чертову Лестницу

По словам Васи "это еще та штучка": кто-то из ребят осенью здесь спускался - очень тяжело.

Мы поднимаемся по камням

Подниматься недолго. В конце подъема - широкая тропа, где мы отдыхаем

Я лезу на большой камень у этой тропы - с него видна та тропка, по которой мы шли

Отдохнув, мы уходим от перевала. Проходим мимо памятника партизанам

Недалеко от памятника находим местечко с бревнами. Здесь мы располагаемся на обед

Колодец находится рядом с местом нашего привала

В нем мы пополняем наши запасы воды

Во время обеда съедаем двойную норму консервов. Отдыхаем дольше обычного.

После обеда и отдыха уходим по дороге. Попадается маркировка (плановый 8-й маршрут). Встречаем многочисленную группу туристов. Интересуются откуда идем. Узнав, что с Беш-Текне, спрашивают сколько по времени оттуда идем. Получается, что мы идем уже 6,5 часа. Кто-то из туристов замечает, что их руководитель сказал, что им осталось до Беш-Текне идти полчаса. Ну-ну...

Из леса дорога немножко идет вверх.

Дорога напоминает подъем от Юсуповского озера до смотровой под Сююрю-Кая. Там точно также: слева склон, справа - деревья и горы

И поворачивает она почти также

С поворота видна гора Куба-Кая (высота 662 м.) Идти нам до нее 20 минут. На дороге у подножия горы делаем привал. Кто не сильно устал - поднимаются на один из обрывов горы (не на саму вершину)

От Куба-Кая мы уходим по дороге. Пройдя по лесу, она выводит нас на свободное от деревьев пространство. Видем как значительно выше нашей дороги идет группа - значит там есть тропинка. Решаем сойти с дороги в том направлении

Тем более, что и дорога сворачивает куда-то в сторону...

Наверху действительно есть тропинка

Она идет вдоль обрывов

до Куба-Каи.

По тропинке мы доходим до большого тура из камней. Дорога где-то внизу, здесь тропинки расходятся - одна идет прямо, другая уходит влево. На полянке за утром очень много цветов-"свечек"

Мы уходим по левой тропинке. Проходим выложенную из камней надпись

Впереди видно, как от моря поднимаются тучи

Там где Байдарский перевал, сейчас все затянуто плотным облаком

Было интересно наблюдать как оно постепенно закрывает горы, наползая из долины. Как будто кто-то оттуда выкидывает пригоршнями туман, похожий на вату.

Мы доходим до каких-то блоков у дороги. Оставляем здесь рюкзаки и уходим на край

Чтобы посмотреть на море

Наша группа здесь задерживается. Влад сидит у рюкзаков, не захотел идти с нами - устал после перехода. Я возвращаюсь к нему и смотрю что это за блоки. Оказалось, здесь раньше была турстоянка

В окрестностях очень много туристов, дальше от кромки яйлы стоят палатки.

Уходим по тропинке. Становится видна Форосская церковь

В той стороне сейчас все затянуто дымкой. Церковь как бы парит на скале, правее от нее видна дорога, ведущая к перевалу Байдарские ворота

Дальше мы начинаем спускаться

Тропинка помечена туром, хорошо вытоптана, но при спуске надо соблюдать осторожность - местами сыпучка. Навстречу поднимаются туристы налегке. Интересуемся у них наличием воды в церкви. Говорят, что доступа к источнику нет - им воду приходится покупать.

Некоторое время спускаемся, затем тропинка идет ровно. В просветах между деревьями видна церковь

Со стороны Байдарских Ворот на нее наползает облако тумана.

Через полчаса после начала спуска по тропе, мы наконец попадаем на старую трассу Ялта-Севастополь и на повороте этой трассы делаем привал

Чуть дальше по грунтовой дороге видны палатки. Там платное место отдыха: за деньги местные предприниматели дают место под ночлег, воду, дрова.

Двое девушек из нашей группы уходят к самой церкви.

У остальных после длительного перехода нет желания туда идти, даже без рюкзаков.

Чтобы немного съэкономить время на ориентировку, Вася уходит со своим рюкзаком к Байдарским Воротам - он должен найти продолжение 8-го маршрута отперевала в Ласпи. Остальные дожидаются девушек и когда они приходят, отправляемся вдоль шоссе к перевалу

Вот он, античный портик перевала

Вокруг стоят палатки с сувенирами, над портиком какое-то кафе. На самом портике - обзорная площадка. С нее видна Байдарская долина, которая сейчас укрыта плотным слоем тумана

Вася нас встречает у портика и ведет влево от самого перевала. Здесь начинается какая-то тропа вверх. В начале есть красная маркировка. Поднимаемся по этой тропе. Между деревьев она выводит нас к скалам и здесь на небольшой площадке раздваивается. Мы выбираем тропу налево, ведущую сквозь небольшое ущелье

За ущельем начинается подъем по лесу. В паре мест развилки - теряем время на ориентировку: тропы все равно сходятся. Непонятно - правильно ли мы идем. Вася перезванивает на мобильный Назарову, с которым общался на тур.форуме, чтобы уточнить путь через гору Челеби-Яурн-Бели (высота 657 м.) к Ласпи: он говорит, что поднимался по склону этой горы и дальше шел по ее гребню. Этот подъем мы видели - очень крутой склон, без всякого намека на тропинку и растительность (кустарники, деревья). Кроме того большой набор высоты, поэтому в гору не пошли, а выбрали путь через ущелье. Продолжаем дальше подниматься по лесу, в конце подъема - поляна с кострищем. Чуть дальше еще одна. Много тропинок, ведущих в разные стороны. Делаем привал и начинаем искать дальнейший путь. Я прошел по одной из стропинок в сторону вертикальной стены горы. Здесь тропинка переходила на камни, валяющиеся в беспорядке и пропадала. Дальнейший путь бесполезен и опасен - много камней различных размеров, которые навалены в хаотичном беспорядке. Между камнями - глубокие ямы, чуть дальше опять деревья.

Берем атлас и начинаем выяснять куда мы попали. Получается, что на гору Форос (высота 639 м.). Именно она в атласе зарисована зеленым (лес), дальше вокруг скалы - может где-то и можно спуститься, но только не с ребенком. Скорее всего сюда местные приходят на пикник или остаются ночевать заблудшие туристы. Но воды здесь нет, зато дров навалом...

Нам приходится спускаться обратно, проходить через ущелье к развилке. Вторая тропа отсюда ведет вдоль скал Челеби-Яурн-Бели. Мы начинаем по ней идти (мешают ветки деревьев), как вдруг кто-то из нашей группы замечает чуть выше туристов идущих по склону Челеби. Раз они там идут - значит должна быть какая-то тропа и скорее всего они как и мы идут в Ласпи. Кричать далеко - не услышут, поэтому перебираемся и мы на склон. Он чистый от деревьев, видны озера в долине

Левое - озеро у Кизилового, мимо которого мы должны были пройти по плановому маршруту.

На склоне действительно есть тропа, еле заметная. Она круто поднимается вверх. Местами очень даже круто

Влада приходится вести за руку. Кое-где сыпучка. Наконец самый крутой подъем преодолели, дальше уже не так трудно

В 19:50 мы оказываемся на вершине Челеби. Солнце уже садится (любоваться закатом некогда)

Перевал остался далеко внизу

Здесь мы доганяем туристов, что видели ранее (если мы бы не заметили, что они сюда поднимаются по склону, то вряд ли сюда пошли - прошли бы под скалами). Они действительно идут в Ласпи. Но ночевать будут здесь (вода у них с собой), т.к. сегодня туда уже не дойдут точно. Место для ночевки подходящее - небольшая низина с деревьями.

Но мы ночевать здесь не собираемся - ищем дальнейший путь. На соседнем холме видна какая-то тропинка, но туда надо идти теряя, а потом снова набирая высоту. По краю низины нахожу натоптанную тропинку, которая ведет в сторону Ласпи вдоль обрыва Челеби. Попадается тур из камней - значит мы на верном пути

Идти по тропинке приходится долго. Уже сумерки, но фонарики не включаем - так лучше видно. Тропинка петляет, вначале идет по камням, затем чаще среди деревьев - ориентируемся по турам. В одном месте теряем тропинку, но находим очередной тур. В лесу попадаются пару развилок - правильное направление выложено стрелкой из веток. После этих развилок мы выходим опять на открытую местность. Прямо к какому-то мужчине. Он вначале немного обалдел от нашего появления, но показал где дорога в Ласпи: она уже недалеко, в 20 метрах от его палатки. Попутно интересуемся у него где здесь можно достать воды: надо идти 40 минут до источника в Ласпи, есть какие-то родники вдоль дороги. За каптажи он ничего не знает.

Так как грунтовую дорогу мы нашли, то дальнейший путь стал более менее понятен. Было предложение остаться здесь ночевать, оно не было принято - мы отправляемся далее по найденной дороге. Начинается спуск в лесу, здесь уже очень темно, поэтому приходится включать фонарики. Еле виден ручей в колее дороги, но его начало не определишь, чтобы набрать воды. Чуть ниже по дороге ручей образует лужу - как раз сейчас здесь застряла колонна легковых машин. Проходим их, машины повозившись, все-таки перебираются через грязь.

Проходим еще немного - слева какой-то поворот. Останавливаемся здесь - ищем воду (по описанию нужно идти именно от развилки). Я налегке ухожу чуть дальше по дороге. Нахожу еще одну развилку. В темноте сложно что-то рассмотреть, но тем не менее ухожу с дороги влево. Никаких признаков каптажей, хотя попробуй их найди сейчас в темноте...

Возвращаюсь обратно к остальным. Вася воду тоже не нашел. Зато недалеко от дороги нашли место для ночевки - есть даже кострище, дров вокруг полно. Ставим палатки, на оставшейся воде готовим ужин. После ужина ложимся спать.