поход

И все-таки мы попались...

Утром (оклоло 6 часов), после того как я проснулся, решил сходить по окрестностям пока остальные спали. Палатки мы поставили под скалами недалеко от дороги, по которой вчера пришли. Возле палаток проходила какая-то тропинка. Я, прихватив с собой фотоаппарат, ушел по дороге вверх на перевал

Перед самым выходом дороги из леса - поворот направо, который мы вчера в темноте не заметили. Решаю пройти туда в надежде все-таки найти родник. Дорога плохо наезжена, попадаются небольшие ручейки, как и на той дороге, по которой мы вчера шли. Куда ведет дорога - я так и не выяснил, свернул на тропинку, которая уходила влево в сторону горы Челеби. По этой тропинке поднялся в лес на горе, попал к развилке с деревянной стрелкой (вчера тут проходили). Дальше по уже знакомому пути выбрался к дороге через перевал.

Здесь очень сильный ветер. Палатка мужчины, который вчера показал нам дорогу, сейчас трепетала на ветру. Хорошо, что мы здесь не стали на ночевку, а спустились немного ниже, в лес.

С перевала видна гора Куш-Кая (высота 664 м.), под ней урочище Батилиман

Урочище Ласпи не видно, его закрывают скалы, по кромке которых видна грунтовая дорога.

В Байдарской долине - плотные белые облака тумана

Была бы поверхность облаков ровной - как будто вылили молоко...

Я возвращаюсь в лагерь. Оказалось, что Вася тоже уже встал и даже... принес воду! Уйдя по дороге ниже нашего лагеря, дальше с развилки налево, он обнаружил красную и зеленую маркировку, а чуть дальше наткнулся на сам родник. Васе очень помогло распечатанное описание, в котором была фотография родника. Мне тоже захотелось увидеть этот родник. Я прихватил с собой пустую бутылку, распечатку Васи, выслушал его подсказки как найти родник. По дороге спустился до развилки. Вчера при свете фонарика я не заметил, что здесь стоит столб, на который нанесена синяя краска. Вчера я по темноте дошел до небольшого подъема дороги. Чуть дальше этого подъема справа приходила тропинка. Здесь была красная маркировка на дереве. Я немного спустился по тропинке. Выглядывал, выглядывал родник, сверяясь с описанием - нет его.

Поднялся обратно на дорогу и пошел дальше. Дошел до развилки, где дорога заканчивается: дальше налево и направо идут тропинки. Есть маркировка. По словам Васи тропинка налево ведет к скалам Тышлар (Чертовы Пальцы), значит родник я точно уже прошел и попросту его не нашел. Оставляю ненужную уже бутылку под деревом и отправляюсь направо. Чуть-чуть поднявшись среди деревьев, попадаю на открытое пространство. Сзади видны скалы Тышлар

Видно урочище Ласпи,

внизу под горами турстоянка, до которой мы вчера не дошли.

Дальше передо мной подъем на гору Ильяс-Кая (высота 682 м). Есть зеленая метка на камне, вверх уходит крутая тропа. Поднимаюсь по ней. По мере подъема становятся хорошо видны окрестности, но сейчас не до фотографирования - тропа стремная. Я даже немного пожалел, что полез на гору. А мне еще предстоит спускаться...

Но вот подъем позади. Кроме Тышлара теперь видна гора Мачук за скалами, чуть правее - гора Челеби-Яурн-Бели, по которой мы вчера шли

В долине - все так же висит плотный туман

Остался еще финальный подъем на вершину Ильяс-Каи

Тут другая опасность - сильный ветер, дующий в сторону моря. Поэтому стараюсь держаться правой стороны тропы, а на самой вершине даже не пытаюсь стать в полный рост - фотографирую лежа на камнях
- урочище Батилиман

- урочище Ласпи

Вид очень красивый

Опять фотографирую туман в Байдарской долине

Можно спускаться обратно

Панорама перед спуском

Спустился без проблем. Но с ребенком я бы сюда точно не пошел, как и не пошел бы во время и после дождя...

Забираю оставленную бутылку и ухожу к скалам Тышлар. Громадные монолиты, которые в беспорядке воткнуты в землю... Под скалами несколько полянок. В двух местах стоят палатки. Место красивое, но загаженное... Среди скал масса тропинок. Прохожу по одной из них - она уходит в сторону горы Мачук, я сворачиваю налево по другой тропинке. Она заводит меня в лес и пропадает. Наугад иду по желтым зарослям каких-то мелких цветов и попадаю на дорогу, по которой шел к Ильяс-Кая. Недалеко развилка со столбом. Возвращаюсь в лагерь с пустой бутылкой - родник не нашел, зато побывал на Ильяс-Кая.

Все уже проснулись, кроме нашей палатки:) Проснувшиеся проводят водные процедуры - умываются, слегка обмываются. Надо снова идти за водой. Вчетвером (Василий как проводник) уходим к роднику. Его действительно не так просто найти и Васе очень повезло в этом смысле. С маркированной тропинки к роднику не ведет протоптанная тропа - мы вышли к нему напрямую, ориентируясь на большой камень, укрытый деревьями

Воду из родника надо набирать кружкой

Я забираю пару набранных бутылок и возвращаюсь обратно в лагерь. Вася с двумя девушками остается у родника и заполняют остальные бутылки водой. Они приходят не намного позже меня. Мы готовим завтрак, завтракаем, затем складываем палатки и вещи. Я с нашими рюкзаками управился быстро - остальные возятся с укладкой. Поэтому выходим очень поздно - в 10 часов!!!

По дороге к т/с Ласпи тоже задерживаемся - то цветок какой-то выкопать, то переодеться надо (солнце уже греет вовсю)...

Спуск закончен, дальше идет ровная дорога. В просвет между деревьями показались скалы над турстоянкой

Выходим на небольшую полянку - хорошо виден Батилиман с Куш-Каей, галерея на трассе Ялта-Севастополь

Общая панорама

Через несколько минут чуть ниже дороги слева видны палатки в лесу. Начинается сама турстоянка.

Небольшой спуск по дороге

Справа чуть выше по склону тоже стоят палатки. Недалеко от дороги - стол с лавочками. За которым сидит лесник(!) и о чем-то разговаривает с одним из туристов. Какая-то группа стоит на развилке дорог.

Вася, заговорившись по телефону, чуть не повел нас прямо в лесничество. Сворачиваем налево. Проходим мимо кустов цветущей сирени

Немного дальше от дороги - красиво цветущее дерево (персик?)

Перед выходом на трассу дорога, по которой мы идем делает пару поворотов. С одного из них очень хорошо видна Ильяс-Кая и соседняя гора Деликли-Бурун (Лягушка)

Групповой снимок

Дорога делает последний поворот и возле ресторана "Миф" выходит на трассу

На часах 10:40. Солнце жарит нещадно, снимаем лишнюю одежду и убираем ее в рюкзаки. Идем вдоль трассы к галерее

Проходим обвалившуюся смотровую,

красивый розовый куст

В 11:10 мы у галереи

Отсюда фотографирую Ласпинскую бухту,

Лягушку

За три минуты проходим галерею

На выходе впереди видны кафешки, какая-то церквушка и бесконечное море деревьев на хребте Кокия-Бель

Сразу за галереей небольшая смотровая площадка. Батилиман с нее не виден, хорошо просматривается только урочище Ласпи с горами

На этой площадке долго не задерживаемся - даже не снимаем рюкзаки. Неужели это и есть Ласпинская смотровая? Оказалось, что нет. Пройдя мимо церквушки

за ней мы увидели подъем между скалами (на правой скале висит барельеф Гарину-Михайловскому) на настоящую Ласпинскую смотровую

Туда идти почему-то не хочется. Мы проходим мимо ряда кафе. Девушки вспоминают, что нужно купить хлеб - но где же его здесь купишь.

А надо было бы и поискать. А надо было бы и пойти на Ласпинскую смотровую. Потому что впереди на повороте дороге нас ждет подозрительный темно-зеленый УАЗик. Он заметен издалека, но мы идем "в лапы" к лесникам - авось пронесет. Не пронесло - в результате разговора (долго препирались, в основном отдувался Василий) пришлось нам заплатить по 10 с носа (ребенка в расчет не брали). Плата "за проход". Незаконно - но мы тут гости. Лесники выписывают нам квитанцию и довольные уезжают на своем УАЗике. Получив с нас деньги, даже дальнейший путь указали на Куш-Каю и где можно там остановится.

По указанному пути мы не идем, а проходим чуть дальше вдоль трассы до знака

Отсюда начинается тропа на по хребту Кокия-Бель. Данная тропа описана в одной из тем на популярном туристическом форуме. Как сказано в описании - она лучше, чем путь указанный лесником. Нам трудно поспорить - мы там не ходили. А по выбранной тропе мы идем около часа (по описанию время прохода совпадает) постоянно вверх - тяжеловато с рюкзаками да еще по жаре.

Тропа выводит на свежую дорогу. Перед выходом на открытую местность стоит знак

На дороге видны следы от костров - наверное жгли ненужные ветки.

Редкие деревья слева заканчиваются и видно побережье, гряда гор и Байдарская долина

Справа, вдалеке за деревьями видна дорога на гору Кокия-Кая (высота 559 м.)

Вначале идем на Куш-Каю. Встречаем группу туристов (поднялись по рекомендованному лесниками пути). Интересуемся у них как попасть к развалинам храма Илии (по некоторым сведениям это был вовсе не храм, а пост наблюдения флотской службы). В принципе туда ведет любая тропинка. Доходим до развалин

Останавливаемся на привал. Девушки уходят на вершину Куш-Каи любоваться пейзажем. Я, Инна и Влад ищем геокешерский тайник. Нахожу тайник под большим камнем неподалеку от развалин.

В черном пакете - пластмассовый коробок, в котором лежит разная всячина. Имеется и геокешерская книжечка, с записями тех, кто нашел этот тайник. Все страницы к сожалению уже заполнены. Свою дату посещения и строчку "Сумской клуб путешественников" пишу ручкой на последней странице - больше там ничего вместить нельзя, надо чтобы был виден напечатанный текст.

Влад настолько рад находке тайника, что даже не хочет идти с нами на Куш-Каю, а показывает найденный тайник девушкам, которые вернулись оттуда. Мы с Инной уходим на вершину. Чуть левее виден установленный крест

Мы туда не идем, достаточно того, что и отсюда открывается обалденный вид на горы

Далеко внизу видны санатории Батилимана

Долго здесь не задерживаемся, возвращаемся к остальными. Собираемся и уходим на Кокия-Каю. Вначале двинулись по той дороге, что и пришли. Но потом вспомнили, что по пути сюда не видели там ответвления в нужном нам направлении. Поэтому ищем тропинку напрямую с Куш-Каи. Она ведет нас среди деревьев: немного неудобно идти с рюкзаком, постоянно цепляешься. Раз получилась заминка - я хотел лезть вверх на какие-то скалы, приняв их за Кокию, но Вася сказал, что нам надо двигаться дальше - там будет дорога. Продолжаем идти среди деревьев, попадаем на небольшую смотровую площадку. Далеко внизу видно ярко-голубое море

Отсюда видна и бывшая военная часть на Кокия-Кае

Трое туристов как раз уходят оттуда.

Почти через час пути от Куш-Каи мы выходим к развалинам в/ч. Останавливаемся на привал в тенечке у парочки бревен. Напротив - большой барак (точнее его развалины)

Вчетвером (остальные не захотели) поднимаемся на вершину Кокия-Каи к капонирам (как их называют в народе, а попросту говоря - гаражи). Девушки фотографируются, стоя на одном из таких гаражей

Отсюда видна Ильяс-Кая

В другой стороне виден мыс Фиолент, далеко уходящий в море, вход в Балаклавскую бухту, Севастополь вдалеке

Но самое главное, что стоя на краю обрывов Кокии, можно увидеть далеко внизу Затерянный Мир

И кусочек его знаменитого пляжа

Спуск туда очень опасен, и без снаряжения - самоубийственен. Обычно в Затерянный Мир попадают, наняв ялик в Балаклаве, или заплывают со стороны Батилимана.

Лично мне толком больше ничего не удалось рассмотреть - т.к. куда-то пропал Влад, который был рядом. На зов он не откликался, оказалось что он ушел обратно к месту остановки.

Мы обедаем консервами (без хлеба). У воды, которую утром набирали под камнем у Тышлар, обнаруживается неприятный привкус. Привкус затхлости, он еле чувствуется, но все равно пить не очень приятно.

Немного подкрепившись, уходим по накатанной дороге в сторону Резервного. Чуть раньше нас в ту сторону ушла группа туристов. По дороге у встречной группы интересуемся как далеко родник Демир-Капу-Чокрак. Оказывается, что до него еще идти и идти. Дорога длительное время идет без ответвлений. На первом же повороте налево мы останавливаемся, сверяемся с описанием перехода Ласпи-Айязьма. Чтобы не тащить рюкзаки далее, решаем налегке сбегать вдвоем с Васей к роднику. Уходим вверх по дороге, чуть дальше от места нашей остановки еще один поворот налево - тот, что упомянут в описании. Немного дальше стоит ушедшая раньше нас группа туристов - справа приходит какая-то тропа, помеченная на ветке ленточкой из полиэтилена и стеклянной бутылкой. Они сомневаются - там ли родник. На тропу к роднику это не похоже - сообщаем им об этом и уходим далее. Идти еще далековато, наконец нужный спуск к роднику (от Кокии-Каи сюда идти минут 30). Вася набирает в свою емкость воду

Затем мы возвращаемся к остальным.

Перемещаемся с поворота дороги, на котором остановились, к дороге, помеченной камнем и желтой краской на другом камне. Эти две дороги чуть дальше сходятся, нам можно было и не переходить. Из леса попадаем на сенокосные поляны. Куда-то влево ушла дорога, мы идем прямо. Доходим до начала леса (идти дольше 5 минут, указанных в описании)

Дорога доходит до леса, дальше идет тропинка. Минут через 5 она раздваивается. Неподалеку от развилки находим многоствольное дерево, упомянутое в описании (точнее тут два дерева). От развилки сюда идти максимум 3 минуты. Спускаемся по оврагу. Тропа делает поворот налево и ведет куда-то вниз. Здесь надо не пропустить правый поворот. Упоминается, что вначале должно был плохо читаемая тропа, затем будет более четкая. Плохо читаемую мы не видели, дошли до поворота, помеченного пирамидкой из камней и сухих веток. Тут же на ветке дерева была привязана ленточка (все как и есть в описании). Как мы поняли из все того же описания, если идти по помеченной тропе, то слева будет большое поваленное дерево. Сбегав на разведку вдвоем с Васей, мы это дерево не обнаружили: видели приходящую откуда-то снизу тропу, попутно я обнаружил, что на одной из остановок мы потеряли квитанцию, которую нам выписали лесники. Бежать назад искать - не имеет смысла, неизвестно точно где ее потеряли. В случае попадания на лесников на Инжире, прийдется платить еще раз:(

Решаем все-таки пойти далее по помеченной тропе, пусть и не обнаружив поваленное дерево. Тропа минут через десять выводит нас из леса под скалы. Алексей с Владом уходят вперед на разведку. Отсутствуют они долго, на зов не откликаются - оказалось, что Алексей разбил нос. Дурной знак - но мы упорно идем вперед. Деревья слева уходят куда-то вниз, справа отвесные скалы. Тропинка идет по крутому сыпучему склону. Ширина тропинки равна ширине моей стопы. Видны места, где кто-то срывался с этой тропинки. Тут не до фотографирования - держу Влада крепко за руку и не спеша, бочком продвигаемся вперед. Очень помогают палки, без них тут даже делать нечего - на них опираемся, пробуем тропу на сыпучесть. Страшно - не то слово: больше я сюда не пойду, даже без рюкзака или пока не вытопчут тропу до ширины Бродвея. Виды конечно отсюда открываются красивые, но про фотоаппараты вспоминаем только в конце длинного перехода вдоль обрывов, когда можно стать на более менее ровной площадке

Впереди еще один переход по крутому склону вдоль скал, но уже короче

С перехода виден кончик носа мыса Айя

В конце перехода уже больше фотографируем

Пройденный кусок тропы (она еле видна на фотографии)

На ней у одной из девушек не выдержали нервы и дальше Василию пришлось попеременно нести свой и ее рюкзак.

Далеко впереди виден мыс Фиолент, вход в Балаклавскую бухту

и... еще один выступ, который нам предстоит пройти

За этим выступом еще один переход под скалами

Тропа уже не такая стремная, она становится более утоптанной, без сыпучки и не такой пологой

На ветках начинают попадаться куски полиэтиленовых пакетов.

Еще одна небольшая дуга перехода

Затем еще

В конце этого перехода делаем привал

Больше таких дуг нет. Слева еще есть просветы (виден причал на Золотом пляже)

Но постепенно тропа уходит от обрывов. Спускаемся по скальнику (Не тот ли это скальник, который упомянут в описании? Мелковат, там метра три высотой).

Уже в сумерках выходим к финальному скальнику. Странно почему у некоторых из пользователей тур.форума не получилось выйти сюда - мы по пути не видели никаких ответвлений.

Вася спускается первый на разведку. Фонарики пока не включаем - они будут только мешать. По Васиным шагам слышно, что внизу после спуска со скальника сыпучка.

Рюкзаки будем спускать на веревке. Вначале я отправляю вниз Влада с рюкзаком. Вася его принимает и выносит за сыпучку, на ровное место. Потом начинаем спускать рюкзаки и помогать спуститься девушкам. Спуск осложнен еще тем, что по скалам течет небольшой ручей - скалы справа немного мокрые, а внизу грязь, скользко. Благополучно справляемся со спуском - все целы, только рюкзаки перемазаны в грязи. Собираемся там где сидит Влад, достаем и включаем фонарики. Немного отдыхаем и соблюдая осторожность отправляемся далее, по тропинке вниз. Впереди уже слышны голоса. Уже в полной темноте мы выходим к роднику на Инжире. На часах 21:30 - давно пора становится на ночевку. Сегодня мы планировали дойти до Серебрянного пляжа, но как сказал Вася идти туда еще километра два.

Вася с Алексеем набирают воду во все бутылки и мы уходим по темноте, при свете наших фонариков, по дороге в сторону Серебрянного пляжа, все-таки надеясь дойти туда. Но оказалось, что это не так просто - по дороге попадаются пару размывов - приходится спускаться, затем подниматься обратно на тропинку. В конце концов мы уже согласны стать и прямо на дороге. Но тут дорога делает поворот направо, слева обнаруживается полянка пригодная для установки палаток, есть и кострище. Здесь мы и останавливаемся на ночлег. Воду разогреваем на газовой горелке Василия - в темноте дрова найти тяжело. Ужинаем овсянкой и чаем. В чай идет двойная, а то и тройная доза бальзама "Сумы". Ложимся спать, решив утром встать пораньше и уйти отсюда, не завтракая.