Я

Пляж, музей... Поход окончен

Ночью был очень сильный ветер - тент на палатке очень сильно трепало. Было опасение, что его совсем сорвет - вечером ставили палатки по-быстрому, могли плохо закрепить. поэтому пришлось вылазить наружу и закреплять тент получше. Его трепало ветром так, что этот шум мешал спать - вместе с Инной перевернулись головами к выходу.

Рано утром оказалось, что нам еще идти и идти до Ближнего пляжа Балаклавы. С небольшой площадке, на которой мы ночевали, виден причал на Золотом пляже, вход в Балаклавскую бухту

Сам Ближний пляж скрыт за склоном горы.

От Инжира мы ушли не так уж и далеко


Чуть ниже на склоне спит человек в спальнике - как он только не свалился ночью??? Желтая палатка видна на склоне, неподалеку от дороге по которой вчера пришли от родника.

Наши палатки стоят на небольшой полянке у дороги, чуть выше по склону - горы


Все просыпаются, быстренько складываем палатки, вещи и, не завтракая, уходим отсюда. На часах 7:00

Идем по дороге. Видно, что она приходит вниз - там вроде стоит какая-то машина, несколько человек поднимаются по дороге вверх. Мы доходим до развилки - дорога круто уходит вниз, другая идет куда-то дальше, заворачивая направо.

Немного замешкались с выбором дороги - очень не хочется больше попадаться лесникам. Но все-таки приходится спускаться - Вася говорит, что где-то внизу должна быть тропинка с дороги в сторону Ближнего пляжа. Спускаемся довольно долго. По пути встречаются две девушки, идущие налегке наверх (наверное местные). Спрашиваем за лесников - говорят, что вчера вечером приходили. Наконец доходим до какой-то тропинки, уводящей нас с дороги куда-то вправо. И почему-то все время вниз. Вообщем вышли мы как раз к причалу на Золотом пляже (немножко не дошли). Ближе к морю стоят палатки, к причалу идут несколько туристов с рюкзаками - как раз прибывает катер.

Не доходя до причала, выбираем тропинку, ведущую паралельно морю (их тут масса). В результате до этого мы очень много спустились - теперь набираем ту же высоту. Но оказалось, что не все так просто - здесь много балок: или спускаться в них, затем подниматься; или обходить. Обойдя одну такую балку (тропинка растворилась окончательно), попадаем на склон, спускающийся террасами к морю. Из Инжира мы вроде как и выбрались


Но дальше на пути склон горы, который надо будет обходить сверху (в той стороне слышатся голоса). Возникает вполне резонное предложение - перебраться с Золотого пляжа на ялике в Балаклаву, но не хочется спускаться обратно. По террасам, среди елок

выбираемся на тропинку, которая идет по верху всех балок и приводит нас к крутому подъему. Под нами внизу в море какая-то конструкция


В начале подъема большой камень с надписью синей краской "Голый пляж". Сам подъем осложнен тем, что сверху течет ручей - на тропе грязь и местами скользко, стараемся обходить по траве.

Наверху мы попадаем на хорошо натоптанную тропинку, которая идет вдоль склонов без спусков и подъемов


Обходим овраг, затем еще один отрог горы


За поворотом еще одна дуга


Наконец мы доходим до спуска на Ближний пляж. Вниз ведет крутая тропинка, чуть далее она разветвляется в разные стороны. Спуск у нас занял минут 5. Мы выходим у таблички "Платное место отдыха"


по словам Васи, который уже не первый год здесь отдыхает, если остановиться здесь, то за стоянку возьмут деньги, на пляже можно становится бесплатно. Идем на сам пляж


Здесь уже установлены несколько палаток.

Людей вокруг мало.

Останавливаемся рядом с надписью


Влад сразу разбувается и бежит к воде


Вода в море холодная, кроме того пока мы просто сидели возле рюкзаков (отдыхали после перехода) довольно быстро солнце затянуло тучами


Я собирался покупаться, но потом резко передумал. Собрал наши грязные вещи (в основном носки) и ушел стирать к краю пляжа. Постиранное разложил на камнях рядом с нашей стоянкой.

Немного оклемавшись от почти двухчасового финального перехода, стали решать что будем делать дальше. Мы с Инной хотели непременно попасть сегодня в Балаклаву, возможно также и в Севастополь. Вася нам в блокноте нарисовал путь в город и подсказал как найти бывший завод по ремонту подводных лодок. Кроме того он вызвался пойти с нами - проведет и наберет воды, затем вернется обратно на стоянку.

Как раз в этот момент к пляжу подплывает ялик


Две девушки из нашей группы уплывают на нем в Балаклаву.

Оставшись впятером, мы ставим одну палатку (проблема закрепить колышки - приходится придавливать их камнями), и готовим завтрак на горелке. Только позавтракав, мы переоделись,

все вещи затащили в тамбур палатки и отправились пешком в Балаклаву.

За 10 минут поднимаемся на тропу. Далеко внизу видна наша синяя палатка на пляже


Дальше идет прямая тропа (без спусков и подъемов). До родника под крепостью Чембало идти еще полчаса. С тропы открываются превосходные виды на Инжир и мыс Айя


Проходим мостик Любоморье


Красивый, но кое-где уже не хватает досок


После мостика тропа немножко поднимается, чуть дальше становится виден вход в Балаклавскую бухту, крепость Чембало


Люди карабкаются на тропу, по которой мы идем, с другой тропы идущей чуть ниже. Вася не рекомендует здесь нам спускаться и подниматься обратно - немного экстримальная тропа. Мы идем по широкой тропе мимо "колеса" насаженного на какую-то трубу. До здания с антенами (бывший узел связи погранзаставы) идет плавный спуск, местами под ногами попадаются мелкие камни. От здания идет широкая тропа мимо какого-то сарая к крепости Чембало. Мы уходим еще ниже. На крепость смотрим только издалека


Доходим до родника - народ набирает воду


С Ближнего пляжа сюда идти ровно 40 минут.

Вася набирает поллитровую бутылку воды и отдает нам - на случай если захотим пить. Он решает окончательно нас вывести в город


Мы спускаемся по каменной лестнице

точно к городскому пляжу. Это небольшая бетонная площадка, в воду в двух местах ведут ступеньки. С пляжа видна вся Балаклавская бухта
- в сторону моря

- в сторону города


Никто не купается, только сидят на пляжных скамейках


С пляжа мы уходим на Балаклавскую набережную Назукина. Здесь множество туристов и простых отдыхающих. Немногочисленных местных жителей можно легко определить по загорелым лицам.

У палаток с сувенирами мы уходим на параллельную набережной улицу Калича. Чуть далее расположен магазинчик с приемлемыми ценами (по словам Васи). В магазине покупаем хлеб, бублики, печенье, сгущенку. На рыночке рядом покупаем огурцы. Все это забирает Василий - мы удивляемся как он дотащит назад продукты и бутылки с водой. Предлагаем что-то забрать, однако он от нашей помощи отказывается...

У магазина мы расходимся в разные стороны: Вася идет на стоянку, мы уходим по улице Калича к бывшему заводу по ремонту подводных лодок. Для этого нам следует обойти Балаклавскую бухту.

Из узких улочек у набережной мы выходим к какому-то памятнику


Здесь развилка дорог. Налево видны высокие жилые дома. За памятником парк. Мы проходим до поворота влево. Обходим какую-то стройку и попадаем к железнодорожным путям. За ними чуть выше виден большой карьер на горе.

К заводу идем не только мы, также по узкой дороге проезжают машины. Вот наконец виден вход в завод


Фотографирую другую сторону бухты


Яхты у набережной


Мы подходим к заводу. Сейчас здесь филиал Центрального музея Вооруженных Сил Украины - военно-морской музейный комплекс "Балаклава"


Идея строительства завода принадлежит И.В. Сталину. Руководство страны, впечатленное последствиями ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, решает каким-то образом спасти часть флота от возможных атак. Так рождается проект под кодовым названием "Объект №825". Строительство подземного бункера начинается в 1954 г. Шло оно практически круглосуточно и велось настолько скрытно, что даже местные жители не догадывались о ведущих внутри горы Таврос работах. Позже к строительству привлекли московских метростроевцев. В 1961 году база была полностью готова. С этого момента Балаклава становится закрытым городом: она исчезает со всех карт, попасть туда можно только про прописке в паспорте, все местные жители прошли по несколько собеседований с сотрудниками госбезопасности.

База могла принять одновременно до 9 подводных лодок, произвести здесь квалифицированный ремонт, пополнить запасы, проверить оружие, провести регламентные работы с ядерными боеголовками. Внутри объекта располагались казармы для подводников, столовая, кухни, ремонтные цеха – в общем, огромный подземный город, рассчитанный на автономное проживание около 3000 человек (все население Балаклавы на тот момент). В случае необходимости ВСЕ входы-выходы перекрывались массивными дверями и бункер мог выдержать прямое попадание ядерной бомбы мощностью до 100 килотонн. Для сравнения – Хиросиму уничтожила бомба мощностью 20 килотон. После удара база могла автономно просуществовать около месяца (по некоторым данным до трех лет), благодаря мощнейшим фильтро-вентиляционным установкам. Герметичность обеспечивалась за счет поднятия давления внутри базы до 1.1 атм.. Таким образом, избыточное давление препятствовало проникновению зараженного воздуха внутрь.

Кроме входов для подводных лодок внутрь завода существовала целая сеть замаскированных и тщательнейшим образом охраняющихся входов для обслуживающего персонала. Весь завод был разбит на сектора и работник завода имел право посещения только своего сектора. Каждый из работников проходил жесточайшие испытания и перепроверки в органах безопасности. Все кто работал здесь, давали подписку о неразглашении тайны, которая, между прочим, действует до сих пор.

Завод просуществовал вплоть до 1991 года и развала СССР. Хотя в последние годы ремонтные функции стало выполнять невозможно. Лодки проектов 613 и 663 безнадежно устаревали. Лодки новых классов были уже много мощнее по вооружению и по габаритам. И если некоторый класс мог еще заходить в канал на буксирах, то уже современные ядерные субмарины в него никак не помещались. Так что печальный конец заводу, увы, был предрешен.

В 1993 году сверхсекретная база была полностью покинута и осталась без охраны. За следующие несколько лет базу начали просто-таки грабить. Тащили отсюда все, что могли унести. Не смогли унести только 20-ти тонные ворота и то, что не пролазило по габаритам. В 2002 году Президент Украины подписывает документ о признании базы Военно-морским музеем. И с этого момента начинается новый поворот в истории базы. Теперь любой может посетить подземный бункер и все это увидеть своими глазами - внутренние помещения (доступные для осмотра) поражают своей масштабностью.


В кассу стоит масса людей за билетами

Предлагается два вида осмотра музея: по помещениям завода (сегодня пускают всех желающих без экскурсовода; с экскурсоводом осмотр длится 1 час) или же прокатиться в течении получаса на лодке по каналу


Ширина канала до 22 метров, высота до 12 м, глубина около 8 м. Подводные лодки заходили в него своим ходом, исключительно в ночное время в надводном положении. Мост, перекрывающий канал, покоится на двух батопортах. Из них откачивалась вода, мост приподнимался на метр и в таком положении его буксировали в сторону. Вход в канал закрывался герметичной, стальной, полой изнутри дверью. Масса двери составляла около 150 тонн. Сдвигалась она вбок, благодаря уникальной по тем временам технологии. Внутрь накачивался сжатый воздух – дверь приподнималась и мощной гидравликой задвигалась в специальные пазы на противоположной стене. Она могла выдержать колоссальное давление в несколько десятков килограмм на кв. см.. По каналу лодка также двигалась своим ходом, но при постоянном контроле швартовочной команды.

Цена одинакова за оба вида экскурсии: 25 грн./взрослый; 10 грн./детский; фотосъемка - бесплатно.

Мы выбираем пеший вариант, т.к. в этом случае больше можно осмотреть. На кассе висит объявление "В помещениях музея температура +15 градусов" - предусмотрительно взяли с собой верхнюю одежду. Вместе с билетами мы покупаем за 2 грн. схему завода


На контроле тетенька удивляется зачем мы на ребенка брали билет - не верит, что он второклассник:)

На входе стоит информационный щит (текст на русском и украинском языках)

Направление осмотра и номера залов указывают электронные табло.

Не читаем - достаточно того, что сфотографировал (дома будем читать). Входим внутрь


Попадаем на развилку транспортных корридоров завода


Куда ходить нельзя - там перекрыто


Самое главное в этом зале - это массивные (масса одной половинки 10 т.) защитные ворота


За воротами - длинная торпеда без боеголовки


Слева стоят стенды, посвященные Великой Отечественной войне: морская форма, небольшие мины, торпеды.

Пройдя по корридору,

попадаем в заводскую паттерну


Посередине на небольшом постаменте установлена мина


В одном из углов - несколько ржавых якорей (наверное поднятых из моря)


Ходы вправо

и влево закрыты. В это время приходит охранник, открывает замок на левой решетке и вместе с несколькими посетителями, которые вооружены фонариками, уходит куда-то вглубь. Решетку за собой закрывает опять на замок.

Мы уходим прямо по корридору. Слева на стене висят плакаты, описывающие с рисунками флоты различных стран и эпох. Плакатов много, фотографирую только некоторые


В основном то, что относится к нашей истории






Идем далее


Корридор заканчивается и мы попадаем на большую переддоковую площадку


В той стороне

расположен сухой док - в который заводили подводные лодки для ремонта.

На подставках лежит описание (на трех языках) сухого дока

и описание (на двух языках) подводной лодки проекта 613

макет которой установлен чуть дальше


Здесь громадный зал - мы вначале растерялись куда нам идти. Табло подсказывало, что по мосту надо перебираться на другую сторону канала. По каналу как раз проплывает моторная лодка с экскурсантами. Лодочник рассказывает о самом заводе, но экскурсантам я не завидую - они слишком мало увидят. Идем вдоль канала туда, куда плывет лодка.

В конце зала стоит знакомый нам с детства автомат

Приятно вспомнить как это было: тогда все пили из одного стакана и никто не болел, и стаканы не воровали. Бросишь 3 копеек - водичка с сиропом; 1 копейки - без сиропа. Ностальгия...

Недалеко от автомата газированной воды - в стене какие-то комнаты, закрытые дверями. Но одна из дверей приоткрыта, можно заглянуть внутрь. Только темно там. Вспышка фотоаппарата позволяет рассмотреть пустую комнату.

Зал заканчивается - дальше идет только канал


Проходим мимо Музея Шереметьевых

Цена билета такая же как и в сам комплекс "Балаклава". Только интересно как Шереметьев связан с подводными лодками???

Доходим до выхода из завода


Отсюда лодки выходили прямо в Черное море. Глубина в этом месте позволяла осуществлять выход в подводном положении.

Возвращаемся обратно к мосту. Здесь у большого плаката со схемой (она значительно информативнее той, что висит на входе)

и описанием (есть расхождение в датах начала и конца строительства по сравнению с информацией на входе)

стоит большая группа экскурсантов. Есть оказывается и гид, который рассказывает о заводе. Наверное какая-то группа заказала себе экскурсию, а остальные посетители просто примкнули. Вливаемся в группу и мы, хотя Влад категорически протестует и хочет идти дальше.

Группа переходит по мосту (со слов экскурсовода его здесь раньше не было, мост построили для удобства осмотра) на другую сторону канала


Проходим до выхода из арсенала к подземному каналу.


На противоположной стороне виден батопорт, закрывающий вход в сухой док, и штольня, по которой увозили вооружение лодки (торпеды), в минно-торпедную часть на проверку и обслуживание. Ядерные заряды разгружали в левую часть канала, где мы сейчас находимся, и везли на тележках в арсенал. Мы направляемся туда мимо торпеды,

проходим бывшую шлюзовую камеру,

которая состоит из противоатомных защитных ворот

и защитных герметичных дверей (есть калитка для прохождения персонала)




Ворота были постоянно закрыты, открывались они только на время погрузки/выгрузки боеголовок на судно.

За бывшим шлюзом установлена пластиковая перегородка современного шлюза - внутри арсенала необходимо поддерживать определенную температуру и влажность.

Группа останавливается у витрины с макетом подводной лодки проекта 641


Основной недостаток этой лодки - повышенная шумность и малая маневренность.

Группа после прослушивания информации экскурсовода о данной подводной лодке переходит дальше. Несколько человек задерживается для фотографирования, затем мы еще задерживаемся у выставки "Военная символика Украины"


Я фотографирую каждый стенд с медалями и шевронами различных родов войск








Знакомый герб






Группу уже не видно - арсенальная штольня делает поворот налево, это сделало для ослабления взрывной волны. Доганяем группу у витрины с другой подводной лодкой. Это уже более современная модель - проект 877.

Завод уже был не приспособлен для ремонта и обслуживания таких лодок - слишком большие габариты.

После фотографирования опять доганяем группу


Мы попадаем в локальную зону арсенала


Это был самый секретный сектор,

доступ в который имели только мичманы и офицеры.

В центре стоит поворотный круг для изменения направления движения транспортных тележек, на которых перевозились контейнеры с боеголовками.

Тележки были изготовлены из специальных сплавов и катали их только вручную.

Здесь же находились три комнаты-сейфа

В одной хранились – запалы, в другой – документация, в третьей еще чего-то. Каждую комнату могли открывать только два человека вместе. Т.е. работа человека заключалась в том, что он был хранителем ключа от сейфа. Он приходил на работу и ждал вызова. По вызову подходил к сейфу, туда же подходил второй такой же человек, они вместе открывали сейф, и уже третий человек заходил внутрь и забирал содержимое.

В помещениях локальной зоны осуществлялось хранение головных боевых частей изделий и проводились регламентные работы по их обслуживанию. В самой широкой части этой штольни располагалась мастерская, где собирались и разбирались ядерные боеголовки.

Здесь стояло 4 стола, за каждым из которых работала отдельная бригада. Все свои движения механик сначала сопровождал звуковой командой. "Беру ключ на 16" - специальный человек заносил эти слова в журнал – "поворачиваю гайку №5 на два оборота против часовой стрелки"! Каждое движение было записано.

После информации экскурсовода (мы немного опоздали) группу пускают в "вольное плавание" на осмотр экспозиции "История становления и развития Военно-морских сил Украины". Напротив комнат-сейфов стоят стенды с фотографиями. А непосредственно в зале проведения регламентных работ представлены модели различной техники, в основном катера и корабли




Представлена форма моряков, различные фотоматериалы


Есть и манекены






На пульте горят все лампочки

За ним стоит фрагмент корпуса подводной лодки проекта???

Из этого зала мы переходим в бывшее хранилище обычных и ядерных зарядов для торпед и крылатых ракет. Здесь в витринах представлены тоже макеты кораблей,

различные вещи и фотографии


Есть какое-то вооружение




Во второй части зала, на постаменте (раньше именно здесь хранились ядерные заряды) выставлены различные мины. Их много, поэтому не фотографирую, а снимаю видеоролик.

Точно также много макетов у стены

Опять же снимаю видеоролик.

Экскурсовод просит покинуть зал - экскурсия окончена. Мы уходим из арсенала на техническую площадку

где располагались пульты управления системами вентиляции и кондиционирования воздуха, подстанция понижения напряжения, сушильная камера, служебные помещения... Все агрегаты разбиты, от установки кондиционирования остался только массивный корпус.

Штольня арсенала была закрыта с обоих сторон. От канала мы прошли через шлюз, такие же ворота были на этой стороне

Персонал попадал внутрь арсенала через небольшой коридор, позволяющий обойти закрытые противоатомные ворота. Коридор перекрывался защитной дверью


Через современные пластиковые двери в пластиковой перегородке мы выходим во двор арсенала




Здесь ведутся какие-то ремонтные работы, в стороне видна сухопутная пушка. Напротив выхода стоит ракетная установка


Итого - внутри мы пробыли час и двадцать минут. За это время солнце полностью затянуло тучами

и даже местами пролетали очень редкие капли - на сегодня можно уже забыть про купание в море:(

Проходим мимо входа в музей

и идем обратно на набережную (желающие могут переплыть туда на ялике).

На заборе у железнодорожных путей замечательная надпись


По пути к набережной проходим мимо остановки маршруток (днем не обратили внимание)


Красиво цветут деревья


Недалеко от остановки фирменный магазин вин "Золотая Балка". Цены на разливное вино вполне доступны, но не хочется стоять в очереди.

На набережной фотографируемся у памятника Куприну


И идем к палаткам с сувенирами - надо купить что-нибудь Веронике. В палатках - стандартный набор: поделки из ракушек, бусы, ожерелья, магнитики,

полотенца,

много футболок с прикольными надписями (но цены кусаются)


И все это разбавлено китайским барахлом. Для Вероники покупаем за 15 грн. небольшую круглую сумочку с рисунком и надписью "Крым".

Пора идти обратно на пляж. Решаем пойти немного другой дорогой, не по лестнице как мы пришли в город. Проходим мимо Храма Двенадцати Апостолов


От церкви идем прямо, но улица упирается в дом, вокруг все загорожено, приходится возвращаться назад. У церкви есть небольшая лестница, по которой мы поднимаемся наверх. С лестницы открывается вид на Балаклавскую бухту с пришвартованными кораблями


Проходим по улице чуть дальше к горе, на которой стоят остатки крепости Чембало. От одного из домов отрывается вид на противоположную сторону бухты, там где расположен музей-завод


Проходим лестницу, по которой мы днем спускались, затем родник, и начинаем подъем на гору. Помним, что нам лучше пройти мимо "колеса на трубе"


Хотя большинство людей все-таки идут по тропе, которая проходит ниже.

Балаклава остается позади


В конце подъема видны Ближний и Дальний пляжи, мыс Айя затянуло плотным облаком


Когда мы уже спускаемся к нашей стоянке, то обращаем внимание, что чуть выше пляжа среди деревьев появилась масса палаток. По пути заглядываю в туалет. Мда, это вам не т/с Кермен... Внутрь даже смотреть страшно, не то что заходить.

На море сильные волны - купание точно прийдется отставить. Ребятам повезло больше - пока нас ждали, успели покупаться. Почти сразу после нашего прибытия приплывает ялик, с которого сходят две девушки из нашей группы. Все в сборе. Я ставлю палатку для нас и перетаскиваю туда наши вещи. Попутно пересчитываю оставшиеся деньги - не густо...

Девушки готовят ужин. Воду разогреваем на горелке (дрова в округе найти проблематично). За ужином распиваем за удачное завершение похода бутылку вина, купленную у Форосской церкви


Утром основная часть сумчан собирается выбирается в Балаклаву на ялике (10 грн. с человека), уже даже договорились с хозяином на 8 часов. Лично я, учитывая наше финансовое положение, не горю желанием - могу и рюкзак наверх потащить. Вася еще будет оставаться на пляже почти до вечера - у него поезд из Севастополя, ему проще.

Посидели еще немного за "столом", вспоминали прошедший поход, затем отправились по палаткам спать.

Отъезд домой