поход

На Чатыр-Даг

Поезд "Сумы-Симферополь" прибывает в конечную точку пути с опозданием в 20 минут. Погода замечательная! На вокзале, возле арки ведущей во дворик с фонтаном, нас ждет Виталий со своим другом. Лица у обоих загорелые, они уже две недели находятся в Крыму - друг сегодня уезжает обратно в Сумы, а Виталик идет с нами. Мы скидываем рюкзаки у арки и я вместе с Игорем иду в "Вертикаль" ставить штамп на маршрутный лист. По сравнению с прошлым годом магазин значительно расширился. Людей внутри сейчас мало, не сезон, управляемся быстро и возвращаемся обратно к группе.

Следующий этап - приобретение билетов на троллейбус до Сосновки. Выходит по 3,5 с каждого. Плюс еще берут плату за багаж (1,5 грн.). В билетах стоит время отправления 12:00 т.е. сейчас. Это хорошо, не прийдется ждать. Но мы промахиваемся на "правильный" троллейбус и садимся на тот, который отправляется в 12:05. В салоне людей не много, кроме нас есть еще малочисленная группа с рюкзаками. Через некоторое время до нас доходит, что мы сели не в тот троллейбус, но дергаться уже поздно.

По мере движения по городу подсаживается все больше людей. Некоторые возмущаются по поводу рюкзаков. Очень скоро все сидячие места в салоне заняты.

За Симферополем начинается череда пригородных поселков (Лозовое, Пионерское, Заречное, Перевальное). После Перевального в троллейбусе остаются люди, которые садились на вокзале. Я подхожу к водителю с целью попросить чтобы он остановил у Сосновки и открыл заднюю дверь. Водитель удивлен, что кто-то едет до Сосновки и спрашивает где мы садились, проверяет наши билеты и показывает пальцем на впереди идущий троллейбус - именно на нем мы должны ехать. Но не возмущается и согласно моей просьбы высаживает нас в нужном месте. От Сосновки и начинается наш поход.

Первоначально на Чатырдаг я планировал подниматься с конечной остановки городского троллейбуса №1 в Перевальном. Считал, что так будет дешевле по стоимости проезда и руководствовался описанием, в котором сказано, что "Красная тропа с ползущем щебнем просто неприятна". Это подъем по так называемому Собачьему хвосту. Однако из переписки на тур.форуме я понял, что прийдется отказаться от этого варианта: описанная "грунтовка убита в хлам" и "не факт что получится в неё (тропу) попасть с первого раза".

Ишачка принципиально не рассматривалась в качестве варианта подъема - долго переть вверх по открытой местности, под солнцем, явно нам не доставит удовольствия.

Вот поэтому и была выбрана Сосновка в качестве точки старта.

Выгрузившись из троллейбуса у домика, где на продажу стояли банки с кизилом, начали высматривать направление куда нам дальше идти. Игорь пошел вдоль трассы в сторону Алушты, но это явно не туда. Пришлось спрашивать начало тропы на Чатыр-Даг у мужчины, который продавал кизил - с места высадки надо немного вернуться по дороге до бигборда. Местный житель еще и возмутился, что не знаючи дороги прут куда попало...

У бигборда я сделал общее фото группы (выкладывать не стану, может кто-то из участников против). Отсюда вела хорошо утоптанная тропа на турбазу "Сосновка". Отойдя немного от дороги, мы скинули лишнюю одежду (погода нам благоприятствовала), подогнали рюкзаки и отправились дальше.

Почти сразу вышли к железному мостику через Ангару. За мостиком - здания самой турбазы. Из людей никого нет, только привязанная во дворе собака надрывается. От турбазы в разные стороны разбегаются тропы. Чисто интуитивно сразу попали на нужную тропу, на Чатыр-Даг. Даже не тропу, а дорогу. Стала попадаться маркировка - красные кружки на деревьях. Значит идем правильно. Постепенно дорога начинает подъем. В самом начале подъема нахожу палку для Инны. Хоть и идем сейчас по лесу, но с палками здесь проблема - остальные поднимаются без них.

Доходим до перекрестка. Дорога сворачивает налево. Есть еще ответвление направо. Дальше мы идем уже по тропинке. Правильное направление на перекрестке подсказала маркировка.

Наконец лес отступает в стороны, группа выходит на небольшую поляну.

От Сосновки мы поднимаемся 20 минут.

С поляны хорошо виден край плато Чатыр-Дага и какая-то вершина

Неудивительно, что наши с Игорем фотоаппараты начинают фиксировать окружающий пейзаж

После непродолжительной фотосессии продолжаем подъем по тропе среди редких деревьев. Местами начинает попадаться сыпучка, но передвигаемся без проблем. Добираемся до очередной поляны. Здесь в тени деревьев мы сбрасываем рюкзаки и немного отдыхаем от подъема. Вдвоем с Игорем с фотоаппаратами идем на поляну

Отсюда видны горы по ту сторону Ангарского перевала

Передохнув, дружно закидываем за спины рюкзаки и отправляемся дальше. Деревья все больше редеют, больше становится сыпучки, местами приходится выбирать "хорошую" тропу

Тем не менее иногда успеваеш запечатлеть на фото красивые моменты

Игорь, как выросший в горах, идет впереди всей группы

Просим его сделать привал. Он выбирает место в тени даже не дерева, а больше кустов. С некоторым трудом располагаемся на каменном пятачке. Глядя вверх, пытаемся угадать куда в конце концов выведет нас тропинка. Дальше она карабкается по склону небольшим серпантином

Деревьев здесь уже нет, только кустарники.

Финальный участок подъема

Мы уже видим тур из камней

Через минуту вся группа стоит у этого тура, переводя дыхание

Сюда мы поднимались час и 20 минут. Скидываем рюкзаки и отдыхаем, любуясь окружающим пейзажем

А смотреть есть на что!

Чуть севернее видны склоны Орлиного ущелья

Если стоять лицом к нему, то справа от нас расположена вершина Курт-Баир. Оттуда к нам идет колея грунтовки. Цепочка туров из камней указывает дальнейший путь к базе "Оникс-Тура". Но прежде, чем идти дальше, мы предпринимаем безуспешную попытку найти родник в балке, координаты которого забиты в мой КПК и нанесеный на бумажную карту. Среди деревьем попадается только чуть влажное высохшее место. Судя по обилию пластиковых бутылок тут явно бывает вода. Но вообще-то, судя по описанию здесь должны быть и металические корыта. Может мы не в том месте искали?

Уходим из балки обратно на тропу помеченную турами и продолжаем подниматься

Встречаем двух молодых парней, идущих налегке. Иностранцы. Один из них интересуется спуском к Сосновке. Показываю направление вдоль туров.

На подъеме очень хорошо становится видно Орлиное ущелье

Перед ним масса балок с редкими деревьями. Может мы действительно не там искали родник?

Внизу ущелья видно Перевальное, за которым ровное плато Долгоруковской яйлы.

Туры из камней как-то сами собой пропали, мы идем по колее дороги. Слева становится виден огороженный прямоугольник строений "Оникс-Тура", среди туристов называемый Точкой. Согласно маршрутному листу там мы должны остановится на ночевку. Проблема Нижнего плато Чатыр-Дага в том, что его часть входит в состав Крымского природного заповедника с вытекающими отсюда последствиями. Кроме того пребывание в районе Точки осложняется отсутствием дров, а в районе т/с "Мраморная" - отсутствием воды. Неподалеку от Точки в балке есть родник, мы срезаем путь с грунтовки, ведущий в сторону оборудованных пещер. С той стороны мимо нас проходит тургруппа.

Безуспешно ищем родник. Без воды нам приходится уйти на Точку, как первоначально и планировалось.

Бетонный забор вокруг базы разрисован различными рисунками

Они появились в этом году.

Грунтовка сворачивает к воротам. Дальнейшая дорога, выложенная плитами, перекрыта шлагбаумом

На территории самой базы безлюдно. Имеется собака, но она даже не думает на нас гавкать. В длинном строении с многочисленными комнатами находим женщину, у которой интересуемся условиями размещения на базе: 10 грн. с человека при условии ночевки в своей палатке, воду можно брать из умывальников, установленных в этом же строении; туалет в углу двора; если размещаться в домиках, то выходит по 55 грн. с человека (у меня в распечатке указана цена на 5 грн. меньше). А вот новость про платные дрова (10 грн. вязанка) лично для меня неожиданна - первоначально от них отказываемся, будем готовить на газовой горелке. Оплачиваем пребывание в палатках - 50 грн. с группы. Место нам выделили в конце двора, возле забора. Здесь есть импровизированный столик, ровная поверхность для установки наших палаток, имеется металлическое кольцо на месте кострища и пару пеньков.

Палатки мы пока не устанавливаем, рюкзаки оставляем у столика и решаем прогуляться - еще есть время. Прихватив пустую бутылку, вместе с Виталием уходим на еще одни поиски родника. Но мы его так и не находим. Зато находим кизил - когда шли на поиски я обратил внимание, что неподалеку от забора базы парень с девушкой что-то рвали на большом кусте. Еще видели пару туристов, которые пришли со стороны Курт-Баира и ушли дальше за шлагбаум, не заходя на Точку, т.е. они явно знали где взять воду на плато. Я оставляю Виталика у куста с ягодами, а сам возвращаюсь на базу к остальным и предоставляю им возможность пойти отведать кизила. На вершину с ретрансляторами я так и не сбегал. А зря...

Побалывав себя экзотической ягодой, довольно быстро все возвращаются назад. Народ выдвигает предположение, что может стоило только одному или паре человек из нашей группы зайти на Точку, оплатить ночлег и набрать воду во все наши пластиковые бутылки. А потом покинуть территорию базы и всем вместе отправится дальше, до Тиссового ущелья. До того, как мы оплатили ночевку нас ничто здесь не удерживало - планировалась экскурсия в оборудованную пещеру Эмине-Баир-Хосар, но из всей группы желала туда попасть только Инна (вдвоем для нас это выходило бы дороговато). Теперь уходить отсюда нерезонно, деньги заплачены.

Чтобы с пользой провести оставшееся до темноты время, вместо Эмине-Баир-Хосара вчетвером решаем прогуляться к пещере Бездонный Колодец.

Когда выходили с Точки, то видели еще пару туристов, которые также пришли со стороны Курт-Баира и также прошли мимо базы.

До пещеры идти недалеко. Вместе с нами пошла собака, которая была на базе. Она забегала вперед и ждала когда мы подойдем к ней поближе. Удивительно, но она нас вела прямиком к Бездонному колодцу

Лично я на собаку не обращал внимание, т.к. вел группу по GPS-навигатору - у Бездонного Колодца был геокешерский тайник. Он спрятан в расщелине между камней,

которая находится неподалеку от прибитой металлической бирки с названием пещеры

В расщелине лежит черный мусорный пакет, в котором и находится пластиковая коробка с разной всячиной. Мы ничего не брали и не ложили в тайник, только сделали фото содержимого коробки

В обязательном порядке оставил запись в книжечке тайника:)

После этого можно приступить непосредственно к осмотру и фотографированию пещеры

Для спуска вниз необходимо специальное снаряжение!

От Бездонного колодца мы вышли на рядом проходящую грунтовку. Согласно уже упомянутому описанию с грунтовки можно пройти к другим необорудованным пещерам, коих масса на плато. Собака отбежала от Колодца в том направлении и как бы приглашала пройти дальше. Но в стороне Эмине-Баир-Хосара мы увидели какое-то передвигающее транспортное средство (микроавтобус или УАЗик)

и решили не рисковать, чтобы не попасться возможным лесникам, а попросту вернулись на Точку.

КПК я выключил, как уже не нужный - стоит беречь заряд аккумуляторов. Главное по пути - не спускаться в низины, в некоторых из них были карстовые воронки

Вернувшись на базу, мы решили поинтересоваться вязанкой дров и если она нас устроит, то купить ее - стоит экономить и газ, неизвестно что нас ждет дальше. Вязанка из себя представляла около десятка небольших поленьев и мы ее приобрели. Поленья оказались довольно твердыми, с некоторым трудом ребята разрубили их на щепки: оставили часть дров для приготовления завтрака.

Солнце уже село, взошла луна. Сегодня полнолуние - очень красиво видеть лунный диск на чистом небе.

Мы устанавливаем палатки, выкладываем продукты на стол

и срочно утепляемся - ветра нет, но очень холодно. Виталик, который ходил в барак за водой, говорит, что на закрепленном на входе термометре +9. Неудивительно, что почти сразу после ужина мы залазим в свои палатки, пусть хоть и на часах чуть больше 20:00.

Возле барака какой-то парень терзает гитару. Уже лежа в палатках, слышим как несколько человек, разговаривая, подходят в район нашей ночевки, а затем через некоторое время уходят.