поход

Через перевал

Утром, уже позавтракав и собрав рюкзаки, нам удалось сфотографировать маленькую птичку

Еще вчера мы обратили внимание на этих птичек, которые шуршали как мышки по кустам у родника. Они были очень юркими и не летали, а быстро бегали.

Сегодня выходной, людей должно быть очень много в горах. Вот уже пришло трое человек с перевала, интересуются дорогой на Чатыр-Даг. Мы же по грунтовке уходим в сторону трассы, на Ангарский перевал. По пути встречаем еще пару тур.групп, с рюкзаками идущих на Чатыр-Даг. Встретили и местных: эти уже пьяные с утра, но тоже лезут в горы. Правда сомневаюсь, что они дойдут на вершину...

Постепенно дорога снижается, лес наконец немного раступается. Встречаем поржавевший указатель

Здесь уже на дороге людей побольше. Снова парочка местных. ТурЫсты, с рюкзаками... Отдыхают под деревьями. Мужик уже выпимши, с сигареткой - максимум дойдут до Буковой поляны.

Выходим к турстоянке. В атласе она обозначена как т/с "Школьная поляна". Есть и школьники:) Учительница ведет их... Куда? Правильно - в сторону Чатыр-Дага. На самой турстоянке установлено штук четыре палатки. Дальше уходят две дороги. Интересуюсь у молодежи, которая решает какой-то вопрос с помощью подкидывания монетки, правильным направлением.

Через пару минут мы оказываемся у метеостанции

Здесь у нас небольшая передышка. Можно оглянуться назад - над лесом вдалеке возвышается громада Чатыр-Дага.

На территории метеостанции есть родник. Об этом свидетельствует надпись (которая правда теряется в массе других) на стене кирпичного сарая. Вода нам не нужна, запас на переход набрали еще на Буковой поляне.

Последние метры каменистой грунтовки

Проходим мимо "летающей тарелки"

и попадаем на асфальтированную площадку. Тут есть магазин (сейчас закрытый), чуть поодаль какое-то строение, у которого стоит много квадрациклов. Желающих покататься не наблюдается.

Впереди уже слышен гул трассы, минуты через две мы выходим к ней. Поймав "окно" в проезжающем потоке транспорта, переходим на другую сторону дороги. Можно немножко отдохнуть

Пытаюсь соориентироваться и найти начало тропы с перевала к памятнику строителям дороги. В сторону Алушты - громада поста ГАИ, гаишники изредка деловито останавливают проезжающие машины. В ту сторону явно не пройти. В сторону Симферополя - расширение дороги, на котором расположились продавцы лука, меда и прочего. Не доходя до них, в лес есть тропинка. Но запах туалета (очень сильный запах) отбивает всякое желание идти туда. Кроме нас на перевале есть еще трое молодых парней с небольшими рюкзаками, которые явно собираются идти к тому же памятнику. Подождем, пока они найдут тропу;) А пока фото

Вроде парни определились с направлением, идем за ними. Все таки идти надо на запах:) Быстро проходим неприятное место и вот мы на площадке над постом ГАИ

Можно дышать свободно:) А дальше начинается подъем по неширокой асфальтированной дороге. Трое парней уже далеко ушли вперед. Возле перекрестка мы проходим мимо многочисленной группы подростков. Интересуемся у них как пройти к памятнику - отвечают, что не знают, руководитель ушел на поиски. С этого перекрестка уходим по левой дороге, а потом сразу направо.

У дерева с маркой маршрута

приходится делать остановку. Виталий достает GPS, чтобы определить наше местоположение. Определившись, идем дальше по дороге и менее чем через 10 минут подходим к памятнику

У памятника нам (точнее мне) надо определиться где сойти с маршрута - я хочу провести группу по хребту горы Эльх-Каи. Так получается более зрелищнее. Отхожу по делам:) в сторону от памятника, а когда возвращаюсь, то оказывается, что нас догнала группа ребят, что стояли на перекрестке. Руководителем у них женщина. Она сейчас рассказывает историю возведения этого памятника. Я ее почти не слушаю, углубился в чтение своих распечаток, но они мало мне помогли. Пришлось идти дальше по дороге на разведку. За памятником кстати нехилый такой перекресток дорог. Одна из них это еще остаток той дороги, что возводили солдаты в 1824-1826 годах. А туристический маршрут легко угадывается по утоптанности и редким маркам на деревьям. Дошел я до виднеющегося впереди подъема и стал возвращаться назад к группе. Ребята с женщиной-руководителем от памятника уже ушли, сейчас поднимаются по тропе мне навстречу. Женщина еще спросила у меня: "Мы по этой тропе до поляны МАН дойдем?". Я ей честно ответил утвердительно.

У памятника - очередная группа детей. Эти в одинаковых кепках, какие-то разноцветные косынки на шеях. Идут налегке, без рюкзаков.

Чуть позже Инна, у которой были распечатки с сайта геокешеров, мне сказала, что у памятника был очередной геокешерский тайник.

Уходим и мы, двигаемся пока по маршруту. После пары небольших подъемов справа у тропы замечаю возвышение, не сильно заросшее деревьями. Бросаем рюкзаки внизу и по очереди забираемся на этот холмик

Отсюда очень хорошо виден Чатыр-Даг. В остальные стороны обзор закрывают деревья. На холме есть кострище, проходит хорошо набитая тропа. Она спускается с другой стороны холма на грунтовку, по которой мы сейчас идем. Пока остальные любуются видами - снова читаю свои распечатки. Материала по переходу Ангарский перевал - Эльх-Кая - Пахкал-Кая у меня оказывается очень мало: известно только что должна быть какая-то просека и "перед крутым подъемом она (тропа маршрута) уходит вправо".

Доходим до дерева с покореженным стволом

Тем не менее оно не засохло, а стоит с зелеными листьями.

От дерева влево уходит просека, обозначенная квартальным столбом. Приходится сбрасывать рюкзак и бежать на разведку - просека уводит куда-то влево от Эльх-Каи.

Больше никаких ответвлений от дороги у покореженного дерева нет. Прямо продолжается хорошо натоптанная тропа. Только нам предстоит крутой подъем. С остановками, неспеша, добираемся до небольшой полянки. Опять кострище (интересно откуда они воду брали?), мусор. Впереди снова участок подъема. Вокруг деревья закрывают обзор, но судя по всему мы на верном пути - идем на вершину Эльх-Каи. После подъема тропа идет более-менее ровно среди деревьев и наконец выскакивает на одну из вершин Эльх-Каи

В просвет между деревьями хорошо виден Козырек

Справа, в дымке - громада Южной Демерджи

Чуть дальше по тропе - обзорная площадка получше

Здесь я делаю панораму

(клик на картинке для увеличения)

Тропинка проходит справа от камней вершины Эльх-Каи, в просветы деревьев можно любоваться побережьем

Очень скоро начинается спуск. Он неприятен - ползущая из-под ног земля. В конце этого спуска делаем привал. Здесь нас обгоняет группа молодежи.

После привала выходим на последний горб Эльх-Каи.

Правда нам прийдется подождать пока все желающие пофотографироваться уйдут дальше, вниз. Кстати, есть даже пару велосипедистов - велики естественно тащут в руках.

С каменистой плошадки очень хорошо видна соседняя гора Пахкал-Кая и тропа к ней

Правее - Козырек и Северная Демерджи

Панорама

Хорошо виден Ангар-Бурун

И место где мы два дня назад начинали свой поход -

на склоне можно даже различить Красную тропу.

Панорама

(клик на картинке для увеличения)

Пофотографировавшись, спускаемся дальше с Эльх-Каи. Опять натыкаемся на ребят с женщиной-руководителем (они оказываются из Евпатории). Лезут вверх, женщина интересуется поляной МАН. Приходится их разворачивать:) И почти убегать от этой группы - не люблю когда вокруг слишком много народа. Виталик меня еще пожурил, что я набрал слишком большую скорость на финальной части спуска...

После спуска с Эльх-Каи выбираемся на тропу,

которая идет по перемычке между двумя горами.

Позади осталась Кудрявая Марья

А впереди нас ждет Лысый Иван

Но вначале мы делаем привал после пробежки:) Кушаем кизил, собранный на Чатыр-Даге, сухофрукты. Мимо проходит группа с женщиной. Опять интересуются поляной МАН:) Женщина уже узнает нас и извиняется:)

После привала догоняем ребят. Женщина оставила их на тропе, а сама с парой мальчиков ушла на поиски спуска с перемычки к поляне МАН. Спуск они нашли, по ее словам спускаться очень круто. Пожелали удачи, а сами пошли на Пахкал-Каю.

По пути фотографировали окрестности:
- панорама Эльх-Каи и Чатырдага

- отдельно Ангар-Бурун

- Козырек

Тропа подходит прямо к скалам Лысого Ивана и перед ними сворачивает направо

До этого поворота я думал, что прийдется взбираться с перемычки на Ивана прямо по скалам. По крайней мере так было нарисовано у меня в распечатках. И тропинка доходила прямо к скальнику. Но в реальности, люди, которые совсем не хотели рисковать, проложили тропинку в обход. Правда и тропинка получилась стремной. Она идет по голым камням, нет ничего, за что можно было бы уцепиться. Инне пришлось выслушать немало матов от Виталика, который чуть не слетел по склону со своим тяжелым рюкзаком. Хорошо, что все обошлось.

Стремный скальник заканчивается, тропа проходит среди деревьев и выходит на полянку, с которой внизу виден перевал МАН, тропы на Козырек

На полянку с перевала поднимается грунтовка и уходит куда-то к западным склонам Северной Демерджи

(клик на картинке для увеличения)

Также с полянки можно подняться на Пахкал-Каю. Игорь отказывается от подъема из-за жары, Виталику надо успокоиться, на Ивана поднимаемся мы втроем

Сразу на вершине установлен крест

Где-то здесь должен быть геокешерский тайник. Но распечатки и КПК остались внизу, поэтому тайник не удается найти. Ограничиваемся обзором и фотографированием окрестностей. Очень хорошо видна тропа по перемычке

Переходим на соседнюю вершину. Снова тропа по перемычке

Чатыр-Даг с ниткой трассы внизу

Южная Демерджи

Дымка мешает рассмотреть детали.

Козырек

В ту сторону нам сейчас прийдется идти.

Дальше по Пахкал-Кае мы не ходили. Напоследок сделал панораму в северном направлении

(клик по картинке для увеличения)

И мы ушли назад к ребятам. На спуске надо соблюдать осторожность - плывущая земля и мелкие камни.

Дальше мы уже все вместе спустились по грунтовке до сосновой посадки. Было решено пообедать среди сосен. Место выбрали слева от тропы, в тени (сейчас было жарко). Здесь деревья росли как бы террасами. Тут же Игорь, пока мы были на Пахкал-Кае, нашел родник. Правда вода, как и сказано в описании, застоялась, сам родник засыпан упавшими листьями. Но тем не менее, воду употребляли в сыром виде, без последствий.

После перекуса мы вышли на перевал МАН. В разных местах сидели группки людей. Тут же валялись палки, используемые для ходьбы. Вокруг палок никого не было и я прихватил себе одну - у нас в группе уже все были с палками.

Двое парней с рюкзаками, один из них в руках держал карту, поинтересовались 129 маршрутом. Я сказал, что мы пойдем по 134-му - так более зрелищнее.

Для этого мы с перевала ушли по тропе

Которая привела нас на скальник

Снова маты от Виталия:) Ему пришлось сбросить рюкзак, который мы с Игорем затянули на верхнюю полку тропы. Дальше, за скальником, шла уже уверенная тропа

Справа от тропы привлекали внимание два выступа, вместе похожие на какую-то рогульку.

На подходе к сосновому лесу мы вначале прошли мимо большого куста боярышника, только сорвав немного ягод, чтобы пожевать, успокоить сердечко:) Но затем, бросив рюкзаки под соснами, вместе с Инной вернулись и нарвали ягод в пакет с целью привезти в Сумы

Рядом был еще один куст боярышника, с которого сейчас мужчина рвал ягоды.

На сам Козырек мы решили не идти, это лишний подъем по жаре. Срезали по грунтовке среди соснового квартала. Правда все равно пришлось подниматься.

Грунтовка выводила на поляну над обрывом. Здесь из камней были выложены какие-то круги

И открывался красивый вид на Хаос у Демерджи с крепостью Фуна внизу

А прямо перед нами была скала-оторженец

С обзорной площадки грунтовая дорога поднималась на Северную Демерджи. С дороги вдоль обрывов уходила тропинка - это и есть 134 маршрут.

Тропа огибала небольшие овраги, виды направо просто великолепны

Сама тропинка оказалась очень хорошо утоптанной и хорошо видимой,

не то, что тропа к Инжиру, которую проходили весной. Тут можно без опаски идти с детьми.

Хотя впереди должна быть так называемая Кромка...

Еще один небольшой овраг

Виды с тропы

Отдохнув в тени сосен, росших на склоне, мы продолжили свой путь

Дальше тропа выходила на ровный безлесый участок. Очередные фото

Мы с Инной так и не поняли где именно была Кромка. Я переживал, что будет стремнее идти, это название ("Кромка") как-то настораживало:) Но тропа нам понравилась своей легкостью и открывающимися с нее видами.

В конце безлесого участка открылся вид на море и какой-то поселок за Демерджи

Спускаться было хуже (местами мелкие камни). Опять отдыхали среди сосен. Наконец тропа вывела к скоплениям слоистых камней

Где-то здесь должно быть "игольное ушко"...

Вот оно

От слоистых камней по тропе вышли на грунтовку, которая привела нас на перевал Демерджийское седло. С перевала в сторону т/с "Джурла" уходила грунтовка и тропа, разделенные небольшим оврагом. Прямо перед нами одна тургруппа вышла с грунтовки на перевал и спустилась по тропе к "Джурле". Спросить у них как лучше пройти на турстоянку мы не успели, пришлось после минутного раздумья спускаться до тропы и идти по ней. Как только зашли под деревья, мы скинули рюкзаки и я ушел дальше налегке на разведку. Почти сразу же нашел ровное место под палатки. Недостаток - рядом тропа. Дальше уже проглядывалось озеро на турстоянке, вокруг было много натоптанных тропинок. по одной из них я спустился к источнику Суат-Чешме

Поднявшись от родника, я оказался на самой турстоянке. Две поляны были уже заняты туристами - сейчас они устанавливали свои палатки. Неподалеку от озера

имелась своя мусорка

Совершенно не хотелось останавливаться здесь на ночевку.

Вернувшись к группе, я предложил перебраться на грунтовку, которая проходила мимо озера и поискать чуть выше самой турстоянки место для лагеря. И такое место было найдено! В лес отходило ответвление дороги, которое закончилось большой поляной. Здесь мы встретили двух парней, которые на перевале МАН интересовались у нас 129-м маршрутом. При виде нас они как-то поспешно ретировались в лес:) Больше на поляне никого не было.

Напротив места, где приходила дорога, - Юркины скалы

На поляне небольшие круги из камней и... кучи навоза. Видимо прогулки на лошадях по Демерджи заканчиваются именно здесь - есть коновязь, в стороне что-то типа лавочек вокруг большого кострища из камней.

Переносим наши рюкзаки сюда, но лагерь пока не разбиваем - на случай если местные все-таки нагрянут с претензиями...

Пока еще есть время до захода солнца я, Инна и Лариса уходим на поиски водопада Джурла.

Специально для этого я прихватил с собой КПК. Вначале спутников не хватало для нормальной навигации - трек "скаканул" далеко за т/с "Джурла", в сторону Южной Демерджи. В принципе GPS сдесь и не понадобился - до водопада вела однозначная хорошо натоптанная тропа.

Оказалось, что с турстоянки до водопада идти всего лишь 20 минут. Сам водопад нас разочаровал

Не было явной струи воды, только мокрое место на камне

И вода в ванночке какая-то мутная, не прозрачная.

Мы поднялись чуть выше. Еще одна ванночка с миниводопадом

Дальше по руслу реки пройти нельзя - со всех сторон подходят скалы, а лезть по холодной воде не хочется...

Мы вернулись на тропинку

и уже с нее спустились к самой реке. По левому берегу в сторону турстоянки была протоптана тропинка. Были места для ночевки и у самой реки. На одном таком месте сейчас разбили лагерь пару туристов.

Перед турстоянкой тропа переходит на правый берег. Инна с Ларисой возвращаются в наш лагерь по дороге, а я от мусорки спускаюсь по тропе обратно к речке - надо бы найти 137-й маршрут. Но тропа в лесу за рекой пропадает. Единственное что хорошо - я немного срезал путь до лагеря.

Время уже позднее, можно расставлять палатки, вряд ли кто-то уже сегодня сюда нагрянет. Готовим ужин

Причем так, чтобы каша осталась на завтрак - завтра планируем сняться с места ночевки пораньше и сбегать на Южную Демерджи.

Сквозь деревья нам светит луна

Мы ужинаем и ложимся спать.