поход

Радиалим

Проснулись мы рано, на восходе солнца

До завтрака я попытался найти в ущелье под Юркиными скалами тропу 137-го маршрута.

Нашел только небольшой родничок, похожий на родник у перевала МАН - те же два камня, застоенная вода... Явной тропы не было, ущелье было завалено упавшими деревьями. А тропа, по которой вчера с поляны ретировались двое ребят, шла в другое ущелье и там растворялась. Перспектива идти наугад сначала вниз по склону, а потом вверх, причем по сыпучему склону (земля, опавшие листья, мелкие камни), отнюдь не радовала. Поэтому как и решили, уйдем на Демерджийское седло и будем подниматься на яйлу по грунтовке. Но вначале сбегаем налегке с перевала на Южную Демерджи

На завтрак ограничились только гарячим чаем

Вчера уже были сумерки для фотографирования места нашей ночевки, поэтому утром восполнил этот пробел

Сама поляна

Дорога с перевала приходит слева, за моей спиной спуск по лесу к ручью Джурла.

Коновязь

Там в кустах - туалет:)

Из местных (лесники, лошадники) к нам никто не приходил. Туристов тоже не было. Выпив чаю, мы переместились к перекрестку грунтовок на перевале.
Вид на Чатырдаг

Вид на урочище Джурла

Виталий остался с нашими рюкзаками в сосняке, а мы вчетвером ушли на Южную Демерджи

Вначале предстояло преодолеть затяжной крутой подъем. Идти было тяжело даже налегке. Останавливались и фотографировали
- Эльх-Кая и Козырек

- Юркины скалы

Наконец добрались до сосновых насаждений. Подъем закончился, дальше дорога раздваивалась. Мимо небольшого разрыва в скалах

мы поднялись на вершину Южной Демерджи

Кстати, здесь есть геокешерский тайник. Он экстримальный:) - сразу отпадает охота его искать. Просто наслаждаемся пейзажем.

Фотографии видов, открывающихся отсюда

Долина Привидений

Нафотографировавшись, уходим по тропе к громаде камней

Проходим ложбину

Панорама

(клик на фото для увеличения)

И снова попадаем на дорогу

К камням прийдется спускаться

Фотографии получаются темными из-за того, что солнце светит в объектив. Удается выбрать удачные ракурсы, чтобы запечатлеть глыбы камня

Здесь мы повстречали молодую девушку, загоревшую до черноты. Она пришла со стороны скалы с триангуляром

и поинтересовалась у нас спуском в Долину Приведений. Мы бы и сами хотели бы знать...

Ограничиваемся только фотографированием окрестностей сверху, лазя по камням

Причем некоторым надо соблюдать осторожность, спускаясь по крутой тропинке

Лариса полетела кувырком. Хорошо, что отделалась только ссадинами на ногах...

Тропинка, кстати, хоть и протоптана, а ведет в никуда: на площадку до камней

Правда, не доходя до площадки, есть сыпучий спуск вниз. Я немного спустился по этому спуску, пофотографировал скалы с южной стороны

Далеко от скал я не стал удаляться - склон был сильно крутой, было лень просто так бегать вниз/вверх.

На дорогу от перевала и фотографирование на Южной Демерджи у нас ушло времени чуть более часа. Возвращаемся к Виталику

К перевалу спускаемся не по дороге, а по тропинке, которая идет правее - она более пологая. За все время нашей радиалки кроме девушки встретили еще двух мужчин предпенсионного возраста, с рюкзаками. Виталик (его очень достали мелкие мухи) сказал, что за время нашего отсутствия только пару туристов прошло через перевал.

Мы завтракаем холодной кашей перед дальнейшим путем. И выходим на грунтовку, по которой вчера пришли с Кромки.

Небольшой подъем. Встреча с парнем-фотографом: интересуется как попасть на т/с "Джурла". А дальше нас ждет супер-подъем, уклон приблизительно такой же как на Чатыр-Даге, если не круче. И причем по этой дороге спускаются машины (не в данный момент), поднимаются они в обход по другой дороге, потому что им подняться здесь нереально. Хотя...

Что еще неприятное - так это пыль на этом подъеме. Почти по щиколотку.

Фух, забрались. Справа в стороне замечаем странное сооружение - осадкомер. Мы делаем привал в тени деревьев, неподалеку от места где сходятся две дороги. Все деревья на Демерджи яйле искусственно посажены.

Яйлу мы пересекаем по одной единственной грунтовке. Сам облик яйлы не представляет ничего интересного

Где-то есть геокешерский тайник. Но его лень искать по такой жаре. Точно так же не хочется уходить с грунтовки к краю яйлы - там прийдется идти вверх/вниз. До перевала Кара-Оба с тремя остановками мы доходим за два часа. Там где дорога делает резкий поворот и ответвление уходит в ущелье Курлюк-Баш на камне краской нарисована синяя стрелка. Она указывает на хорошо утоптанную тропинку. На тропинке, у поворота направо еще одна синия стрелка. Спускаемся со скальника до кустов и сбрасываем рюкзаки. Отсюда видна Стол-гора по другую сторону Хапхала

Все отдыхают после тяжелого (очень жарко) перехода. А я прогуляюсь к обрывам

Лесистые склоны убегают вниз. Это и есть ущелье Хапхал - промежуточная цель нашего маршрута

В конце ущелья виднеется поселок Генеральское.

Лучше всего вид передаст панорама

(клик на картинке для увеличения)

Я включаю КПК и ухожу на поиски тайника. Ориентировался я только по точке занесенной в память навигационой программы, а описание осталось у Инны. Там, где GPS показывал местонахождение тайника, я ничего не нашел - пустая полость в куче камней. А может просто не там искал.

Возвращаюсь к остальным. Вначале у меня был авантюрный:) план всем вместе спуститься в Хапхал с рюкзаками, а потом подняться к Стол-горе и уйти на т/с "Восточный Суат", где согласно маршрутному листу запланирована ночевка. Однако это вниз/вверх займет очень много времени - на часах уже 13:00. Поэтому предлагаем спрятать рюкзаки в хащах и сбегать в Хапхал налегке. С этим категорически не согласен Виталий, он считает что пять рюкзаков нереально очень хорошо спрятать, обязательно найдут. Хотя место тут безлюдное, только часа два назад еще на Демерджи яйле встретили двух парней с трекинговыми палками.

Ладно, все-таки опять кому-то прийдеться остаться. Опять Виталик? Но тут вызывается Инна, ей хочется отдохнуть после перехода по яйле:)

Включаем мобилки для связи. Хотя сомневаюсь, что в ущелье будет "ловить" сигнал.

Прихватив пару пустых бутылок (у нас уже закончилась вода) вчетвером уходим по тропе в Хапхал.

Тропа проходит дугой по поляне, а затем ныряет в лес. начинается спуск. Делаю контрольное фото

По EXIF-у можно будет потом посмотреть время снимка.

Недалеко от этого дерева встречаемся с двумя парнями. Поднимаются с рюкзаками. Говорят, что от Джур-Джура идут с 10 часов (почти 3,5 часа). Людей у водопада много. Билетеры тоже присутствуют. Я читал на тур.форуме, что вверху тоже должен быть КПП - интересуюсь у парней где именно он находится. Говорят, что на этой тропе ничего такого нету. Пожелав друг другу удачи, расходимся в разные стороны.

Парни в детали не вдавались, мы и не подозревали, что спуск будет немного трудным, даже налегке. Плавный спуск по широкой тропе заканчивается, дальше участок сыпухи

Вот уже пройдена ее часть

Здесь в деревьях разрыв - видно море, скалы над Хапхалом. Но солнце мешает фотографированию. В конце спуска лес опять смыкается.

Вообще Хапхал это нетронутый уголок крымской природы. Много поваленных деревьев, который как упали некоторое время назад, так и лежат себе, гниют потихоньку. Кроме тропы спуска здесь больше нету других троп. Также на тропе не валяется мусор. Красота!

За импровизированным мостиком

очередной участок спуска. Уцепиться не за что, голая земля. В дождь сюда соваться не следует. Кое-как, медленно, благополучно спускаемся. Я иду самым последним, Игорь уже далеко впереди.

Опять спуск

Здесь очень помогают ступеньки из корней

Наконец впереди слышен какой-то шум - неужели бегущая вода? Пока только видно сухое русло

Идем по борту этой сухой балки

Да, действительно, это бежит по камням вода. Сверху видно русло реки с каскадом небольших водопадов. Мы аккуратно перепрыгиваем через мокрое место - родник. И спускаемся к самой реке

Набираем воды в бутылки и утоляем жажду. Сюда спускались мы ровно час. Лариса горит желанием идти дальше, она просто бредит Джур-Джуром, особенно после разговора с ребятами. Я прошу Виталика посмотреть на его GPS-е где мы находимся.

До самого водопада еще далеко, мы даже половины пути не прошли. Я предлагаю Игорю, как самому быстрому:) в нашей группе, сбегать одному к водопаду. Он не хочет. Лично меня к водопаду не тянет - возможно сказывается усталость, а может останавливает тот факт, что осмотр платный... У меня была цель спуститься к реке. И, вспоминая спуск, очень хорошо, что мы пошли налегке.

Поэтому прийдется ребята ограничиться купанием в верховьях Улу-Узени. Мы с Игорем поднимаемся чуть выше вдоль русла. Здесь идет еле видимая тропинка. В некоторых местах есть остатки кострищ. В одной из ванночек я пару раз окунаюсь. Вода холодная и очень освежает. Я даже голову помыл с мылом.

Собираемся в обратный путь. Игорь убегает вперед, чтобы Инне не было скучно. Я ей пытаюсь позвонить на мобилку (сигнал кстати здесь отлично ловится, Игорь у реки разговаривал по телефону), но "абонент недоступен". Чуть позже приходит смс-ка "на связи" - я перезваниваю Инне, убеждаюсь что все в порядке.

Мы втроем неспеша поднимаемся из Хапхала. На это уходит час. По пути встречаем двух ребят, которых раньше видели на перевале МАН и на Джурле (Игорь потом наверху рассказывал, что ребята чуть ли не трусились от страха, один из них спрашивал, показывая на спуск "А когда это закончится?"), затем пару (муж с женой), еще парни с трекинговыми палками, что встречались на Демерджи яйле. Им всем, спускающимся с рюкзаками, надо медаль дать, а то и две. Нам подниматься легче в том смысле, что минимален риск слететь вниз, но зато мы быстро устаем и уже чуть ли не задыхаемся. Категорически не даю пить Ларисе, правда она потом наверху отводит душу, сделав пару хороших глотков из бутылки.

Инна сказала, что за время нашего отсутствия мимо нее прошли только группы туристов, которых мы видели в Хапхале. Можно было спокойно прятать рюкзаки и идти всем вместе, может и до Джур-Джура бы дошли...

Всей группой уходим с тропы спуска к обрывам над Хапхалом. Я фотографирую Инну

И мы располагаемся на обед у одинокой сосны

После перекуса по тропе выходим на грунтовку, которая, далеко обходя отрог Хапхала, выводит нас на Тырке-яйлу

За этот день слово "яйла" стало для нас ругательным - видов здесь никаких, почти ровная поверхность, унылый пейзаж

Дорога идет далеко от обрывов, только изредка с нее хоть что-то видно

Добравшись до Стол-горы, мы увидели кусочек Караби

Дальше грунтовка спускается в лес. Здесь наша группа сбрасывает рюкзаки и отдыхает, мы вдвоем с Инной идем на край Стол-горы. Местность обманчива, поднявшись на небольшой пригорок, мы обнаруживаем что до края горы прийдется еще идти через небольшое плато. Становится понятным название Стол-гора - это большая ровная поверхность. Стоя над обрывом, открывается вид на большую поляну Гамбич-Токай и село Генеральское

Где-то здесь должен быть геокешерский тайник. Это собственно и было целью нашего подъема сюда. Но скорее всего - мы его совсем не там ищем, здесь сплошной обрыв.

Делаю панораму соседней горы Кара-Тау

(клик на фото для увеличения)

Перемещаемся чуть западнее

чтобы получше увидеть Хапхал внизу

Угадывается русло реки, но точно определить место нашего спуска я не в силах.

На противоположной стороне, над Хапхалом возвышаются белые скалы торчащие в виде перьев

Мы многое потеряли, не пройдя там сегодня днем...

Возвращаемся к группе

Начинаем спуск по каменистой грунтовке. Ужас, как здесь ездят на машинах - склон, камни плывут из-под ног.

У перекрестка встречаемся с девушками, которые сидят у рюкзаков. Интересуемся у них ближайшим родником - по карте это Сулух-Оба. Пока ничего не знают, ждут "разведчика".

Через пару минут приходит парень с немецкой овчаркой и показывает какая из двух дорог ведет к роднику, но сам родник он не видел. Но встретил туристов, которые показали ему направление. По словам парня другая дорога через некоторое время расстворяется в лесу.

Уходим по указанной дороге. Довольно скоро проходим мимо установленных палаток. Рядом с дорогой действительно есть мощный родник. По плану мы сегодня должны ночевать на т/с "Восточный Суат", но радиалки на Демерджи и Хапхал заняли очень много времени. Солнце уже село, в лесу небольшой сумрак, Виталик высказывается за то, что надо становиться здесь на ночевку. Я бы пошел дальше, но по карте это значительный кусок пути, а группа не хочет идти с фонариками:) Психанув, отправляюсь на поиски места для ночевки. Под влиянием отрицательных эмоций:) на склоне подворачиваю ногу. Но место все-таки нахожу, чуть выше родника Сулух-Оба Труба есть ровная площадка. Мы успеваем занять одно из кострищ, у второго разбивают свой лагерь девушки и парень, который показал нам дорогу.

Дальше стандартно: установка палаток, собирание дров, готовка ужина