поход

"Полет" на Луну

Ночью буквально пару минут прошел мелкий дождик. Собака соседей

совсем не мешала нам спать - не гавкала и не бродила по лагерю. Зато утром после пробуждения мы своим хождением мимо (к роднику) постоянно ее будоражили, она начинала гавкать и из палатки доносился сонный голос хозяина. Ребята так и не показались до нашего ухода. Мы позавтракали

собрали вещи и отправились на т/с "Восточный Суат".

Небольшая заминка вышла на поляне, откуда были видны обрывы Тырке.

Сюда приходила дорога от родника Сулух-Оба и ныряла куда-то вправо - в сторону Генеральского. Еще одна дорога уходила влево. Чуть выше ее была еще протоптана тропа, которая шла по хребту Таш-Хабах. Тропа явно проложена туристами, атлас "рисует" нужный маршрут как раз по хребту. Но мы все-таки отдаем предпочтение дороге. Большую часть пути до Суата она идет с плавным спуском

В одном месте прямо на дороге попадаются грибы, мимо которых мы с Виталиком просто пробежали, а заметила их Лариса. Я не придал значения ее возгласу "Грибы!", думая, что попались поганки. Вот поэтому возвращаться и не стал, а Инна почему-то их не срезала - грибы оказались опятами.

От родника Сулух-Оба до памятника партизанам на т/с "Восточный Суат"

мы дошли за 45 минут.

Неподалеку от памятника мы остановились на привал. Наши женщины с помощью небольшой лопатки, которую я специально прихватил с собой, попытались выкопать луковицы крокусов. Это получалось с трудом - почва была сильно каменистой. Мы же вдвоем с Виталиком прошлись на поиски родника. От дороги, проходящей мимо памятника партизанам, отходила тропинка. Она вела мимо таблички

установленной чуть в стороне, в зарослях какой-то травы. Затем небольшой спуск и мы у родника, огражденного небольшим металическим заборчиком. Воду мы не набирали, только попили. Неподалеку лагерем стояла большая группа молодежи. Трое ребят из этой группы сидели у родника и разговаривали. Я поинтересовался у них как далеко до родника Суат-Бочка. С их слов получалось, что до него чуть ли не километр, но где точно находиться родник они сказать не могут.

Меня интересовал этот родник по двум причинам: хотелось глянуть на саму бочку и найти неподалеку геокешерский тайник. Инна как раз закончила "раскопки" - ей удалось выкопать штук пять крокусов, при этом погнув крепление лопатки. Вдвоем, включив на КПК навигационную программу, мы ушли дальше по дороге. Прошли небольшой подъем. Почти в конце подъема дорога слегка заворачивала вправо. Руководствуясь показаниями КПК, мы пошли прямо по еле видимой тропинке. Попали на другую дорогу, которая вся была в коровьих лепешках. Эта дорога и привела нас к роднику.

Первым делом я стал искать тайник. Очень быстро его нашел в остатках большого дерева, неподалеку от Бочки

Теперь можно рассмотреть саму местность вокруг. Вода в металлическую бочку поступает по трубе из железобетонного кольца

Сама бочка доверху заполнена, в ней есть сверху круглое отверстие, а слив сделан сбоку. Исток очень мощный - рядом образовалось небольшое озерцо

Вокруг него растут просто огромные лопухи

Родник является началом реки Суат. Неподалеку от него есть большая ровная поляна для лагеря. Но я бы тут не стоял из-за массы коровьих лепешек, самих коров сейчас здесь нет.

Удовлетворив свое любопытство, мы возвращаемся к остальным. Уже с рюкзаками идем все вместе по дороге в сторону Бочки. Желания сбегать туда и посмотреть ни у кого из наших спутников не возникает. Поэтому проходим ответвление дороги к роднику и попадаем на перекресток с указателями

Здесь мы "зависли" надолго. Чуть выше перекрестка я нашел очередной геокешерский тайник,

а затем стал читать свои распечатки и смотреть карты,

чтобы понять как нам попасть отсюда на Кара-Тау. Как только мы вышли к перекрестку с указателями, нас догнала большая группа ребят с турстоянки "Восточный Суат". Они шли налегке и отправились по дороге куда указывал указатель Караби-яйла. Наши устройства с GPS-приемниками не смогли подсказать куда двигаться дальше. Поэтому мне пришлось сбегать на разведку вслед за ушедшей группой. Обратно на перекресток я спустился по склону. Все вместе уходим по дороге на Караби. Попадается маркировка на деревьях. За крутым поворотом поперек дороги лежит огромное дерево

Мы уходим по правому объезду и попадаем к табличке

Здесь куча дорог - одна из них судя по всему ведет в сторону Ай-Алексия, а другая выводит на небольшую поляну и идет дальше на Караби. Нас сбила с толку табличка 164-го маршрута, закрепленная на дереве - на Караби должен идти 160-й маршрут. Пришлось, не скидая рюкзаки, ждать пока мой многострадальный КПК поймает спутники, чтобы решить куда же нам дальше двигаться. Ожидание растянулось минут на пятнадцать. За это время со стороны Караби мимо нас на мотоцикле проехал парень с девушкой. С поляны они поехали по дороге на Ай-Алексий. Было слышно как мотоцикл судорожно взвыл поднимаясь вгору. Наконец КПК показывает наше местоположение - нам надо вернуться до таблички Кара-Тау и идти по дороге, по которой уехали ребята на мотоцикле. Сам КПК я не выключаю, надо соориентироваться в каком месте свернуть с этой дороги, чтобы попасть на нужную нам гору. Правда спутников для нормальной навигации поймано маловато - трек постоянно скачет. С собой у меня распечатанная карта с нанесенными реальными пройденными треками, которые я скачал из интернета.

Дорога идет с подъемами. Пропускаем одно неявное ответвление влево. На следующем поворачиваем в лес. Высоко уже виден просвет в деревьях - если бы его я не было, вряд ли мы сюда пошли. А так хоть какой-то ориентир, тем более что дорога, по которой мы идем, растворяется в лесу. Какое-то время приходится идти наугад, ориентируясь только на просвет деревьев. Наконец мы выходим на открытую местность

буквально в паре метров от нормальной грунтовой дороги. Минут десять отдыхаем в тени деревьев после перехода, а затем выходим на дорогу и движемся по ней в сторону вершины Кара-Тау. На открытой местности КПК хорошо "держит" спутники и правильно показывает наше местоположение.

Взбираемся на небольшой пригорок. Позади нас виден Хапхал

Над самим побережьем сейчас висят густые облака

Дорога приходит мимо пещеры Терпи-Коба

Мы оставляем рюкзаки чуть выше, у деревьев, и разбившись на две группы, по очереди идем в пещеру.

Фонарики не особо и нужны - свет проникает через две отверстия над входом.

Сама пещера оказывается небольшой по размерам, но с очень большим уклоном

который к тому же оказался еще и скользким из-за влаги. Конца пещеры мы так и не достигли. Пришлось ограничится просто фотографированием

чтобы хотя бы при вспышке или уже на фотографии рассмотреть ее внутренности. Согласно описанию пещера славится оригинальными сталактитами-четками. Но доступность пещеры послужила причиной ее разорения - былого убранства здесь нет, только голый невыразительный камень.

После фотографирования, из-за скользкого наклона Виталик меня вытаскивал, подав свою руку.

После нас в пещеру спустились Игорь с Ларисой, а мы вдвоем с Инной ушли на вершину Кара-Тау

К этому времени Хапхал затянуло от взора облаками с побережья.

Вершина горы была увенчана памятником партизанам

Я приблизительно представлял (по фотографиям из интернета) открывающуюся отсюда картину. А вот Инну вид сверху на плато Караби впечатлил

(клик на фото для увеличения)

Караби-яйла является самым большим плато в Крыму (113 кв. км). Оно всхолмлено и покрыто карстовыми воронками, в которых скрыты множество пещер и шахт-колодцев. Из-за такого рельефа Караби при взгляде сверху кажется поверхностью Луны, с ее многочисленными метеоритными кратерами. Плато безжизненно и безводно, единственный приют здесь - здание метеостанции с постом КСС Крыма

Если смотреть дальше за метеостанцию, то на горизонте видна знаменитая Ак-Кая (Белая скала). На ней и у нее снимались такие советские фильмы как "Человек с бульвара Капуцинов" и "Всадник без головы".

Чтобы всей нашей группе не подниматься с рюкзаками на вершину Кара-Тау, мы присмотрели на соседней вершине обзорную площадку.

От места где мы оставили рюкзаки туда вела колея дороги. Собравшись, наша группа перешла сюда

Все тоже были впечатлены от увиденного. Некоторое время мы с Игорем фотографировали Караби

Отсюда было хорошо видна южная кромка плато с подступившими облаками

Позади нас облака "прорвались" с побережья и почти полностью скрыли Хапхал

Закончив фотографирование (фотография не в силах передать всей увиденной красоты), мы тут же расположились на обед. Небольшой ветерок, дующий на вершине, нам был не почем.

С Кара-Тау колея дороги уходила дальше в сторону горы Тай-Коба, хорошо видной отсюда

Однако по самой дороге нам пришлось идти недолго

Нитки дорог убегают на запад, а мы сворачиваем на тропинку

По которой спускаемся

в сосновый лес

За лесом взбираемся на пригорок без деревьев, проходим мимо кустов крупного шиповника (Инна задерживается, чтобы нарвать ягод). Затем попадается куст боярышника. Неподалеку от него делаем привал. Вместе с Инной рвем ягоды боярышника. Часть их мы добавим в бутылку с водой - за время перехода к вечеру получается вкусный напиток.

А вот дальше нам пришлось выбираться кабаньими тропами - наша тропа попросту растворилась среди деревьев. Ориентируясь только по открытым участкам и доверяя своей интуции, я вывел группу к Тай-Кобе

Здесь у нас возникло небольшое разногласие с Виталиком, чей GPS-приемник в телефоне в отличии от моего, быстро ловил спутники и показывал наше положение. Виталик утверждал, что перед вершиной горы надо уходить влево и спускаться на Караби-яйлу. Я же ориентировался на карту с нанесенными треками - по которым получалось что нам надо идти направо.

Аргумент "Хватит, мы уже походили по твоим трекам":) заставил меня сдаться - группа пошла налево

и уперлись в непроходимую чащу деревьев. Спускаться здесь по крутому склону - сущее самоубийство. Так что пришлось возвращаться и идти путем, что я изначально и предлагал. Тем более что туда и вела незаметная тропинка.

По ходу фотографируем далекий Хапхал

Обогнув по склону вершину Тай-Кобы, становится видно побережье

От Тай-Кобы уже хорошо различимая тропа уходит на Такья-Тепе

Между горами небольшая перемычка, с которой виден южный край Караби

Но спуска туда не видно. Втроем, без рюкзаков, нам пришлось подняться к триангуляру на Такья-Тепе

С западной стороны к горе подходила хорошо видимая дорога

Чуть ниже вершины, под скальником

она заканчивалась.

На Такье-Тепе был сильный ветер, поэтому кепки пришлось снять и нести их в руках, чтобы не улетели.

Мы переходим на восточный склон горы

Где-то здесь должен быть геокешерский тайник. Нет времени его искать - нам нужно увидеть спуск вниз.

Хорошо видна грунтовка на Караби

Снизу на плато этаким драконом заползают облака

Наконец мы видем колею спуска, которая уходит к разрыву деревьев,

и возвращаемся к нашим рюкзакам, где ждут Виталик и Лариса.

На спуск мы потратили минут десять. Приходилось соблюдать осторожность, чтобы не оказаться быстрее всех внизу - дорога проложена джипами и квадроциклами (как они вообще могут тут взобраться, наверное только спускаються) по очень крутому склону. Также на ней полно мелких камушков.

Наконец мы на Караби

Но это еще полдела. Теперь надо спуститься отсюда вниз, на плановый маршрут к Чигенитре.

Выходим на грунтовку, которая идет по плато. Почти сразу же сворачиваем с нее на другую дорогу, ведущую к обрывам

Здесь мы встречаемся с тремя туристами (двое мужчин и женщина), которых видели с вершины Такья-Тепе. Интересуемся у них местонахождением прохода "2-й спуск", который они тоже пытаются найти. Пока Игорь с Виталиком с ними разговаривают я, включив КПК, жду чтобы он поймал спутники.

У троих туристов заканчивается вода, они принимают окончательное решение не спускаться вниз, а идти вдоль края плато до перевала Большие Ворота, в надежде найти воду там. Я тоже думал об этом варианте, но на плато нет воды, а внизу по пути к Чигенитре будет как минимум два родника. Поэтому мы решили все-таки отыскать тропу спуска.

Немного поспорили как нам дальше идти: вдоль обрывов или вернуться на грунтовку и искать указатель на спуск - по некоторым данным должна быть выложена стрелка из камней. Все-таки решили все вместе, а не разделяясь, выйти на дорогу.

Очень скоро дошли до тропинки, уходяшей к скалам. Инна оставила на наше попечение свой рюкзак и ушла в том направлении на разведку. Но тут КПК наконец-то показал местоположение - спуск находился чуть дальше на восток. Пришлось подхватить на палки рюкзак и идти за Инной, крича, чтобы она вернулась. Со стороны получалась очень забавная картина - двое парней с рюкзаками за спиной, которые тащут на палках еще один рюкзак и при этом орут, чуть ли не матерясь! Инна буквально немного не дошла до спуска, вернувшись на наши крики.

Сам спуск представляет собой пологий сыпучий склон затиснутый между двух скал

Вверху тропа помечена туром из камней, больше никаких ориентиров (маркировка, стрелка) нет.

Уже ненужный КПК и фотоаппарат пришлось спрятать в рюкзак, чтобы он не болтался на шее. Виталик просил завязывать на сегодня с экстримом:), но делать нечего - надо спускаться. С большой осторожностью ступаем на тропинку с мелкими ползущими из-под ног камнями. Тут не до фотографирования, главное удержаться. Очень помогают палки. Крутой участок заканчивается, тропа входит под деревья. Но еще в паре мест попадаются стремные места, где надо соблюдать осторожность. Мы стараемся больше идти по траве рядом с тропой. Делаем привал, сняв рюкзаки. Я достаю фотоаппарат и вешаю обратно на шею.

Дальше постепенно тропа выполаживается, идем по лесу, который полностью закрывает вид на окрестности. Доходим до посадки сосен. Здесь тропинки расходятся в разные стороны. Выбираем "пожирнее" и наконец выходим на поляну с кустами крупного боярышника

Сверху мы спускались 35 минут.

Теперь можно расслабиться и перевести дух, дальше экстрима уже не предвидится.

Лавируя среди многочисленных кустов боярышника и поглядывая наверх где мы были

мы выходим на хорошо разъезженную грунтовую дорогу

Это плановый 166-й маршрут Ай-Алексий - Чигенитра.

Боярышник

сейчас как нельзя кстати. Ягоды здесь крупные, сладкие. Настойка боярышника успокаивает сердце и восстанавливает работу сердечной мыщцы. Мы же едим его просто так.

По грунтовой дороге доходим до родника "Придорожный"

Водопойные корыта полны воды, она переливается из них - как следствие на дороге сильно мокро.

Рядом с более мощным родником есть родник послабее

Вокруг полно пластиковых бутылок, тут же есть небольшой столик. Мы с наслаждением утоляем жажду, но без фанатизма. Каждый набирает себе по поллитра воды - на случай если мы до турстоянки не дойдем. По атласу до нее около 6 километров, солнце сядет через час, поэтому надо спешить.

Снова включаю КПК, чтобы контролировать процесс нашего движения. Спутники ловятся быстро, но когда мы, пройдя мокрое место на дороге, двинулись дальше - теряется связь и трек начинает скакать. По пути мы встретили "Ниву", в которой ехали двое мужчин в камуфляже. Проезжая мимо, один из сидящих в машине, поинтересовался с усмешкой "Не заблудились?" Я только отрицательно покачал головой. Через некоторое время "Нива" уже с одним человеком вернулась обратно.

Однако оказалось, что мы все-таки заблудились - из-за неустойчивой работы GPS-приемника, "пролетели" мимо тропы 166-го маршрута и по дороге спустились значительно ниже. На верный путь нас направил встреченный на перекрестке указатель. Отсюда нам пришлось одолеть крутой подъем обратно на маршрут. Очень "помогли" пару собак, которые заслышав нас, подняли лай, хорошо что хоть не погнались следом. Зато мы набрали хорошую скорость. Из животных еще встретили небольшой табун коней, которые паслись сами по себе. Только удалившись от всякой живности - мы остановились, чтобы перевести дух. Лично у меня очень болело сердце. Но я упорно гнал (да простят меня участники похода) группу на турстоянку.

Фотоаппарат пришлось спрятать в рюкзак - солнце уже село и он стал ненужным. Фонарики мы доставать не стали, они бы только слепили глаза. Вот так и бежали в полном смыле этого слова в сумерках по тропе среди деревьев. Удивительное дело - мое зрение не ахти, но мне, идущему впереди, удавалось узреть всякие торчащие и мешающие движению камни на тропе. Я честно предупреждал о преграде следующих за мной. Более того - никто из нас ни разу не полетел.

Уже в темноте мы пробежали мимо родника Алачук-2. Здесь пришлось немного сбавить скорость, т.к. на тропе была грязь. Палаток здесь ставить негде, поэтому мы бежим дальше. Еще одно мокрое место - этот родник не обозначен на картах.

Впереди, на склоне оврага был виден костер и уже слышны голоса. Выскочив с тропы на грунтовку и пройдя пересохшую речку, мы поднялись к троих ребятам, которые установили свою палатку возле большого камня. Завязался разговор. Ребята сказали, что это и есть турстоянка "Чигенитра". На что я им, показывая навигатор, возразил, что стоянка находится чуть восточнее. Однако они сказали, что ходили туда на разведку и никакой стоянки с источником не нашли. Воду они брали в реке - она чуть ниже дороги не пересохла.

После разговора я серьозно задумался. Был велик соблазн все-таки добежать до турстоянки, а завтра уже там отоспаться и хорошо отдохнуть. Однако пугала перспектива бежать и дальше в темноте. Кроме того один из парней сказал, что впереди будет крутой подъем. Поэтому мы решили остаться здесь. Вот только с местом для палаток - было туговато. Я, Игорь и Виталик решили кое-как уже переночевать под открытым небом, не устанавливая наши палатки. А вот для женщин пришлось палатку ставить. Правда не представляю как они будут спать, уклон здесь сильный.

Прихватив фонарики, пустые бутылки, и уточнив у ребят где поблизости можно набрать воды, мы спустились к реке. С одной стороны дороги она была пересохшей, а с другой - было небольшое озерцо, из которого вода слабо сочилась вниз по руслу. При свете фонариков мы не нашли где именно в озерце бъет родник, поэтому набирали воду как можно выше.

Сырой ее пить никто не рискнул, она вся ушла на приготовление пищи. Некоторые из нас отказывались от ужина, хотели ограничиться только чаем. Но я настоял, что надо всем обязательно поесть, чтобы восстановить силы.

Ребята предлагали нам дров, чтобы мы в темноте их не искали, но нам повезло - я нашел целую охапку срубанных веток. Кострище у нас имелось, мы развели костер и поужинали сладкой кашей с чаем.

Пока ужин готовился, я позвонил председателю Сумского клуба путешественников, чтобы поздравить с Днем Туриста. В Сумах отмечали этот праздник совсем не по туристически - в каком-то кафе. Сделал еще один звонок - знакомому, чтобы получить консультацию по Чигенитре. Скорее всего встреченные ребята попросту до турстоянки не дошли. Однако знакомый мне не ответил. Что ж прийдется завтра с утра прогуляться.

После ужина женщины отправились в свою палатку. А мы втроем, выбрав каждый себе место поровнее (хотя и особо выбора не было), растелили прямо на склоне карематы и залезли в спальники. Рюкзаки приткнули рядом с собой. Игорь так вообще забарикадировался на всякий случай ветками. Он улегся под елками немного в стороне от нас с Виталиком, хотя последний и говорил, что следовало бы нам скучковаться - на случай если ночью будет холодно.

Заснул я почти сразу, меня не пугали возможные звери или двуногие существа. Хотелось просто выспаться после такого Дня Туриста.