поход

Чигенитра-крапива

Нормально ночью нам поспать не удалось. Из животных и людей никто не беспокоил, спать было тепло, но вот только как назло пошел дождь. Сначала в 2 часа ночи, затем в 3 часа и последний в 4 часа утра. Дождь каждый раз был мелкий и непродолжительный, однако, расчитывая на худшее, мы с Виталиком каждый раз вылазили из своих спальников и накрывали их и рюкзаки карематами. А когда дождь заканчивался, снова ложились спать. В конце концов лично мне это "туда-сюда" надоело и при очередных брызгах с неба, я выдернул из-под себя каремат и накрылся им, оставаясь лежать на земле в спальнике.

Дождь перед рассветом, такой же мелкий, заставил нас с Виталиком отказаться от дальнейшей попытки спать дальше. Около пяти часов утра, толком не выспавшись, я развел костер и поставил греться воду для чая. Чуть позже к нам подтянулся и Игорь - пришлось снова ставить воду на еще один "круг" чаепития. Наши женщины еще спали в своей палатке.

Дождавшись пока стало светать, я прихватил включенный КПК и ушел по поиски турстоянки "Чигенитра". Сразу от места нашей ночевки дорога стала забираться круто вверх. Я очень сильно запыхался пока забрался. Мелькнула мысль, что вчерашнее решение остаться внизу было правильным - мы бы попросту "умерли" на этом участке дороги.

В конце подъема дорога поворачивала направо, а прямо от нее уходила тропинка. Она идет, петляючи среди сосен, и выводит обратно на дорогу. По пути до турстоянки дорога спускается и поднимается в одну, затем чуть дальше во вторую балку. В первой из них меня привлек запах какой-то пряности. Что-то знакомое, но не могу конкретно определить. Во второй балке откуда-то сверху бежал ручеек. Согласно показаниям КПК здесь должен находиться родник Чугун-Чокрак. Я поднялся чуть выше по балке вдоль ручья, но выход воды не обнаружил.

Вернувшись обратно на дорогу и последний раз поднявшись по ней, я оказался у поляны турстоянки "Чигенитра". Надо сказать, что на всем пути от места ночевки это было единственное нормальное место для установки палаток - везде был склон или же ровная поверхность попросту засажена деревьями. Сейчас на поляне был разбит лагерь из 5 палаток. Туристы еще спали, встретил на дороге только какого-то мужчину неславянской наружности в трусах и майке. Похоже было, что он недавно искупался. Я поинтересовался у него расположением родника Суук-Су и прошел туда. Сам источник каптирован - сложенное строение из камней ограждено высоким металлическим забором. Из строения выведена труба, которая спускается дальше вдоль дороги. Из самой трубы торчит кусок пластиковой трубки - отсюда и набирают туристы воды. Сам источник довольно мощный: на участке дороги образовалась грязь от льющейся из разных щелей воды.

От источника я прошел чуть ниже по дороге. Увидел еще пару полян пригодных для лагеря. Труба от родника уходила вниз, в сторону Рыбачьего. Вдоль этой трубы в том же направлении протоптана тропа, сама же грунтовка уходит дальше на восток. У меня с собой не было фотоаппарата, я шел налегке на разведку. Да и не к чему он сейчас, когда солнце еще не встало - сегодня будет время для фотографирования окрестностей. На путь до турстоянки я затратил 40 минут. По треку получалось, что шел я около 2 км.

Путь назад осложнился последним крутым спуском - камни и земля были мокрыми от ночного дождя. Хорошая рифленая подошва на моих кроссовках была как нельзя кстати, но все равно один раз я хорошо "поплыл" вниз.

Я рассказал Игорю и Виталику (женщины еще были в палатке), что нашел турстоянку. Взял фотоаппарат и стал фотографировать местность где нам пришлось заночевать.

Место ночевки

Жаль, плохо видно на фотографии какой здесь уклон:)

Крутой участок дороги, карабкающийся по склону холма

Сухое русло реки чуть ниже

Над рекой возвышаются неприступные обрывы Караби-яйлы

(клик по фото для увеличения)

Как я уже писал вчера - река с одной стороны дороги совершенно высохла

А с другой стороны дороги русло не такое уж и сухое

Именно здесь мы и брали воду.

С места ночевки я поднялся чуть выше по склону, сбивая с еловых ветвей капли оставшиеся после дождя и старательно обходя кучи навоза.

Откуда-то оттуда мы вчера бежали

Дальше по склону шла узкая тропинка. Она выводила на грунтовую дорогу, причем в точке где на ней как раз заканчивался неприятный подъем. Замечательно, вот по этой тропинке мы и пойдем!

А пока мы завтракаем, пьем чай (уже какую по счету кружку за это утро!)

За это время наши вещи, тент от палатки хоть немного подсыхают после ночного дождя.

А вот и расходятся тучи, появляется солнце из-за гор

Попивая чай, мы попутно смотрели карту. Получалось, что ночевали мы аккурат на Чигенитре, только не на одноименной турстоянке, а на склоне этого ущелья. Чуть западнее мы видели сыпучий склон коричневого цвета, с хвойными посадками наверху. Ущелье спускалось от Караби до поселка Рыбачье. Сухое русло реки - это один из истоков реки Хун. У меня было сильное желание подняться по сухому руслу среди камней до самого верха, на плато. С места ночевки это сделать не удалось. Пора собирать вещи и переходить на турстоянку. Перед уходом ко мне подошел один из парней, что вчера нас здесь встретили, и поинтересовался как далеко до турстоянки и как оттуда найти спуск к морю.

Непросохшие до конца тенты мы не стали паковать, а несли их в обычном пакете. По чуть ранее найденной тропинке мы забрались по склону. Сказывалась усталость от всего похода и вчерашней пробежки - рюкзаки казались очень тяжелыми. Поэтому мы шли неспеша.

В балке, где меня привлек запах пряностей, обратили внимание на интересную сетчатую структуру грунта

С другой стороны балки была насыпь черного-черного цвета. А сам запах при общем решении очень походил на корицу, но что же именно пахло мы не искали.

Поднявшись из балки, я сделал пару фотографий верховий ущелья Чигенитра

До турстоянки мы добрались за 50 минут. Здесь в отличии от раннего утра, было очень оживленно. Оказалось что в палатках ночевали семьи с маленькими детьми (от 3 до 5 лет). Как раз сейчас они завтракали (этот процесс не везде проходил гладко, у кого есть маленькие дети - тот поймет) и собирали свои вещи. Чтобы не мешать этим процессам мы пока остановились на дороге. По очереди прошли к роднику за водой, чуть дальше я показал увиденные мной поляны - но они были открыты всем ветрам и поэтому мы однозначно решили стать лагерем на более закрытой поляне турстоянки. Во время хождения туда-сюда по дороге мимо источника проехал УАЗик без верха и раскрашенный под камуфляж. В машине восседали двое "пятнистых", на туристов они не обратили ровно никакого внимания, а лихо проскочили дальше на запад.

Чтобы не терять попусту времени, ребята из нашей группы отпустили меня с Инной прогуляться к верховьям Чигенитры. Я, как только мы оказались у турстоянки, с интересом начал поглядывать на тропу, карабкающуюся по скалам. Через некоторое время после того как мимо проехал УАЗик, по этой тропе начал подниматься один из ехавших в машине. Чуть позже начали свой подъем двое туристов. Мы только не поняли откуда они взялись на тропе. Вся тропа была как на ладони: хорошо видно где поднимается "пятнистый" и ребят.

Прихватив с собой фотоаппарат, КПК, распечатанную карту района (алтас за весь поход я так ни разу и не достал), небольшую бутылку с водой, мы ушли на тропу. Вначале думали, что она начинается от источника Суук-Су, но уткнувшись в заросли с мусором и человеческим навозом, повернули назад. Нужная нам тропинка вверх начиналась за большим камнем в конце поляны турстоянки.

Местами на тропе попадалась сыпуха, мы поднимались неспеша. Высоко справа от тропы виднелся зев какой-то пещеры, но мы не стали туда лезть. По пути попался небольшой ручеек, рядом среди деревьев было ровное место для установки только одной палатки. Судя по обгорелым веткам и кое-какому мусору тут изредка все-таки останавливаются. Воду можно набрать из ручья.

Погода стала портиться, окрестности затягивало облаками и туманом с побережья.

Туман, то скрывал от нас горы,

то частично пропадал

Смущало то, что впереди можем наткнуться на "пятнистого" и неизвестен был результат этой встречи. В конце крутого участка подъема (когда было не до фотографирования) тропа стала расширяться. Внизу мы увидели сухое русло реки и место ночевки

Тут же, на возвышающейся сбоку от тропы скале сидел "пятнистый". На нас он не обратил никакого внимания, мельком глянул в нашу сторону, и вперил свой взгляд обратно в долину.

После скал подъем уже не такой крутой, тропа достаточно широкая и причем идет уже среди деревьев

В лесу натыкаемся на выложенную из камней стрелку. Здесь слева от тропы есть просторная поляна с кострищами. Рядом русло реки, но сейчас оно сухое - так что стоять здесь некомфортно из-за отсутствия воды. Зато дров полно.

С поляны поднимаемся дальше по тропе. Деревья расступаются в стороны, на другой стороне ущелья видна тропа, которая идет к Туакской пещере

Сведения о доступности этой пещеры очень противоречивы. Последнее, что я читал - подъем туда связан с определенным риском, необходимо иметь кое-какое альпинистское снаряжение. Поэтому от посещения пещеры прийдется отказаться - просто поднимаемся по тропе

Снова вступаем под сень деревьев. На тропе - многочисленные корни

Справа от тропы протянулась небольшая впадина, чуть выше видны скалы

Здесь мы догнали двух ребят (парня и девушку), которые уходили вверх с турстоянки вслед за "пятнистым". Инна с ними разговорилась - они сказали, что вчера лазили в Туакскую пещеру, тропа туда действительно опасная: жуткая сыпуха прямо у обрыва, до пещеры ребята так и не дошли.

Дальше мы выходим на небольшую ровную площадку

Здесь грунт серого цвета, с виду рассыпчатый как песок, только "песчинки" очень крупные. Кое-где валяются крупные камни. Площадка заканчивается небольшим холмом, который увенчан одинокой сосной. Здесь камней побольше. Внизу видно сухое русло реки

В него можно легко спуститься

На дне попадается маленькая ванночка с прозрачной водой.

Я выбираюсь обратно на тропу и мы поднимаемся по ней дальше

Вид сверху на ущелье

Там где грунт был похожий на песок - тропа была ровной, хорошо утоптанной. Но вот опять появляются под ногами камни

Пока я спускался в русло, парень с девушкой нас обогнали. Мы доганяем их возле леса, пестреющего всеми красками осени. Все вместе буквально застываем от такой красоты (ребята даже рюкзаки сбросили). Фотографируем это великолепие

Даже не представляю как передать это многообразие красок с помощью фотоаппарата. Это надо видеть только вживую! Вот еще пару снимков

Некоторое время идем по лесу среди вот таких разноцветных кустов. Тропа уже удалилась от самого ущелья. Когда кусты заканчиваются, мы уходим влево и попадаем на площадку находящуюся высоко над руслом реки

Снова здесь склоны из "песка"

Напротив видны "ручейки", проложенные водой

Дно ущелья чистое от камней и сухое. Мне очень хочется пройти по нему, ощутить мощь окружающих стен. Надо было чуть ранее не подниматься назад из русла, а идти по нему.

Возвращаемся на тропу. Опять доганяем парня с девушкой, которые сбросили рюкзаки возле колодца. Мы еще не начинали пить из прихваченной с собой бутылки, но интересуемся наличием воды. Ребята говорят, что на дне есть немного, но она застоявшаяся. У колодца очень примечательная крышка, точнее надписи на ней

Крышка закрывает сам колодец, оставляя с одной стороны просвет от земли сантиметров 20. Сверху колодец еще закрывается кусками полиэтиленовой пленки. Тут же есть место для лагеря.

От колодца тропа выводит нас на грунтовую дорогу,

которая приходит с Караби и взбирается на вершину Лапата-Хая. Сейчас она затянута туманом.

На дороге я включаю КПК и мы ждем пока он поймает спутники

Периодически туман полностью скрывает от взора окрестности

Спутники ловятся быстро, я ставлю точку на КПК, обозначающую поворот к колодцу, и мы уходим по дороге на Караби. КПК я включил для того, чтобы найти геокешерский тайник, находящийся в верховьях Чигенитры. В таком тумане, руководствуясь только текстовым описанием, тайник найти нереально.

Вдоль дороги попадается скальник

КПК показывает, что тайник расположен чуть дальше. Зато здесь должны быть два источника воды. Это оказываются два пересохших болотца. Теперь понятно почему в описании Крымских родников указано, что вода непригодна для питья. Ее или попросту нет (как сейчас) или же она типично болотная, да еще и загаженная коровами - на высохшей земле среди камышей видны следы.

Рядом с болотцами мы встречаем уже знакомого (по вчерашним поискам 2-го спуска) мужчину. Он хотел найти воду, а нашел камыш. Его второй напарник ищет воду в русле реки. Разговорившись, мы идем все вместе по дороге

Он живет в Симферополе, исходил весь горный Крым, за исключением заповедника. Напарник приезжает к ним два раза в год (весной и осенью) и они на две недели уходят в поход. После вчерашней втречи с нами их группа на остатках воды дошла вдоль обрывов Караби почти до конца плато. Ночевали в какой-то карстовой воронке, а теперь идут дальше в сторону Судака.

За разговорами я успевал фотографировать окрестности

Втроем мы доходим до начала ущелья

Здесь мужчину ждет жена и его напарник, которому тоже не удалось найти воду. Они собираются и уходят по дороге от Чигенитры. Оставшись вдвоем с Инной, мы сходим с дороги и идем как показывает КПК к скальнику, в котором и спрятан тайник

Оставляем запись в блокноте тайника и возвращаемся к ущелью. Со слов мужчины с обрывов Караби открывается шикарный вид на всю Чигенитру. Не знаю, не знаю - сейчас ущелье почти полностью затянуто туманом

А на самом плато сейчас "чисто"

Тем не менее, мы решили пройтись вдоль кромки скал

А вдруг туман разойдется?

Иногда он действительно пропадал, но не полностью

Идем дальше, далеко внизу становится видна тропинка, по которой мы поднимались вдоль сухого русла

Само ущелье внизу

Туман отступает, хорошо видна тропа и очертания Лапата-Хая

Через две минуты все скрывается в тумане

Мы идем дальше вдоль обрывов Караби

в надежде, что сильный ветер все-таки разгонит облака.

Туман только немного отступает назад,

продолжая скрывать от нас все самое интересное.

Дальше мы идти не стали

Уже было понятно, что отсюда побережья мы не увидем. Кроме того, на западе Караби висели черные тучи - что подстегнуло нас возвращаться, не очень то и хотелось попасть под дождь.

Над верхохвьями Чигенитры на некоторой высоте продолжает висеть туман, который заполз снизу

Из-за того, что он висит на некоторой высоте от земли - более-менее хорошо видно само ущелье и грунтовая дорога под ним

А когда мы выходим обратно к началу ущелья, тучи на короткий миг почти полностью рассеиваются

Я уговорил Инну пройти по ущелью с самого начала по сухому руслу

Спустившись с Караби, мы легко спускаемся по небольшому склону в русло. Сейчас здесь полностью сухо. Через две минуты пути русло значительно расширяется, попадаются заросли камыша

За камышом, через минуту, русло начинает извиваться среди отрогов

Попадается лужица воды.

Дальше склоны расходятся в стороны, русло немного расширяется. Находим какое-то вкопанное кольцо

По видимому оно служит как некий резервуар для накопления воды, чтобы потом ее можно было набрать. Естественно в подходящий для этого период года - сейчас здесь сухо, как в пустыне Сахара.

За поляной с кольцом склоны опять зажимают русло, заставляя его извиваться

Здесь уже воды больше.

А вот целый каскад луж

Вода прозрачная, вот только набрать ее никак - разве что ложкой черпать:)

Идем дальше

Начинают попадаться первые родники - вода, пробиваясь откуда-то сквозь слоистую структуру почвы, создает лужи побольше, чем мы до этого видели

Левый (относительно нашего движения) склон отступает - здесь как бы небольшой островок суши посреди реки

Затем русло опять сужается

Интересна структура дна. При визуально кажущейся сыпучести самих склонов, оно отшлифовано так, что похоже на бетон (и по твердости тоже)

Русло значительно расширяется,

образовывая как бы поляну. На ней растет очень густая трава, несколько кустарников. Судя по всему река в свое полноводное время покрывает водой все это пространство, соответственно здесь нет пробитого в скальной породе русла. В траве видны тропы, проложенные какими-то животными. Мы проходим по краю этой поляны, стены ущелья опять смыкаются, русло начинает выписывать зигзаги.

В боковом отроге ущелья встречаем первый нормальный родник. Воду набирать только ложками, но зато здесь виден явный сток. Лужицы стоят прозрачные, но мы не рискнули употребить эту воду в сыром виде.

Чуть ниже родника, в небольшой канавке вода уже зацвела.

Дальше воды становится много

Группе, которая искала воду в верховьях Чигенитры, надо было попросту спуститься дальше по руслу... Все эти микрованночки легко обходятся, не замочив обувь.

После появления воды, начинается самое интересное. Склоны ущелья поднимаются на значительную высоту,

по сравнению с тем, что было до этого. Состав грунта похож на мешанину битой керамической посуды

с вкраплением рядов "кирпичей"

В одном месте эти "кирпичи" дугой похожи на ворота

По руслу мы дошли до того места откуда видна площадка, где мы сверху фотографировали эту песочную реку

Отсюда мы повернули назад

Снова те же "ворота"

Перед выходом на поляну

Чтобы не идти дальше по руслу, мы с поляны легко поднялись на один из отрогов

Однако дальнейший путь к грунтовке был перекрыт сыпучей канавой. Пришлось спуститься обратно в русло и выходить из него так, как мы заходили.

Тем временем на турстоянке, семейные туристы свернули свой лагерь и ушли. Наши ребята установили палатки,

Игорь еще немножко полазил с фотоаппаратом по горам. Он пытался забраться в пещеру, которая расположена чуть выше турстоянки. Однако сыпучий грунт у него попросту плыл целыми пластами из-под ног, поэтому в пещеру он так и не попал.

Мы же с Инной с Караби решили выбираться по грунтовке через перевал Большие Ворота. Дорог на самом плато - масса

Нужная нам легко находится.

Над севером Караби еще светит солнце,

но с побережья наползают темные тучи

Опять попадаем в туман

Хорошо, что дорога здесь одна - заблудиться нереально.

Начинается спуск с плато.

Очень много мелких камней, поэтому соблюдаем осторожность при ходьбе.

Дорога входит в лес. Здесь туман уже не так ощущается. На небольшой поляне нам посчастливилось найти пару деревьев кизила с ягодами. На протяжении всего похода мы часто встречали эти деревья, но ягод на них уже не было. Здесь же место малолюдное, наверное поэтому они и сохранились. К сожалению у нас с собой нет ни одного пакета, только маленькая бутылка с водой. Воду мы допиваем, а кизил собираем в уже пустую бутылку. Если отсюда до лагеря недалеко, то можно будет сбегать с ягодами...

Из леса выходим на большой перекресток дорог. Это перевал Большие Ворота. Все скрыто в густом тумане

Читаю описание геокешерского тайника. Легко находим сам тайник

Те, кто находил тайник раньше, в блокноте пишут какой отсюда открывается суперский вид. Инна вносит в блокнот нашу "ложку дегтя" - ничего не видим из-за тумана

Хотя подождите... Туман рассеивается

Становится видна спускающаяся с перевала дорога

Мы уходим по ней. Наконец видны и сами скалы

Внизу правда еще висит дымка

Минут через десять пути наконец становится видно побережье

Оглянувшись назад, видим как над перевалом снова нависли тучи

Где-то через час ходьбы мы видим далеко впереди Чигенитру

С перевала до лагеря

мы шли очень долго, около полутора часов. О том, чтобы сбегать туда за кизилом не может быть и речи - весь путь это сплошной подъем.

Пришли мы как раз к обеду. Ребята нашли кем-то оставленный пакет на дереве, в нем была картошка, майонез и лук. На ужин запланировали сварить суп, а сейчас поели кашу и салат из консервы с майонезом.

Кроме нашей группы на поляне больше никого не было. За время нашего отсутствия только пару человек (в том числе и "пятнистый") проходило мимо лагеря.

К вечеру погода резко испортилась - поднялся сильный ветер. Пришлось срочно закреплять палатки. Растяжки до этого мы никогда не использовали, обходились без них. В этот раз пришлось использовать даже камни, ибо палатки могло попросту унести или сломать стойки. Хуже всего пришлось Виталию - он поставил свою палатку на проходе, где были самые сильные порывы ветра. Но она выдержала благодаря своей низкой высоте. Очень хорошо, что мы не разбили лагерь на одной из открытых полян ниже родника - оттуда приходил мужчина, говорит, что у него палатку попросту складывает ветром.

Из-за таких сложных погодных условий я не стал снимать группу с регистрации - подождем до завтра. Хотя стоило бы попросту позвонить в КСС и сдвинуть контрольный срок на один день.

Перед самым закатом по тропе через Чигенитру с Караби спустилась большая группа молодежи. Сказали, что на плато ветер еще сильнее.

Зато закат был шикарный

Мы сделали очень много фотографий

На ужин мы сварили суп с грибами. Правда они оказались очень уж солеными, пришлось, не доев, вылить суп из мисок.

Ветер немного утих, поэтому спать мы ложились со спокойной душой.