прогулка

Как мы сходили на Джур-Джур

Ночью прошел небольшой дождик. Вставать пришлось рано - в пять часов утра Коля и Толя отправлялись за виноградом, а мы налегке идем к водопаду Джур-Джур. Ребята провели нас по виноградникам, призывая соблюдать тишину в особо опасных местах и не оставлять следы на дороге. Где-то посередине плантации охотники за виноградом больше похожие на туристов:) ушли за добычей, а мы уже вчетвером продолжили путь дальше.

Буквально сразу после того как мы расстались с ребятами, впереди показался отсвет фар, послышался шум автомобиля и через несколько минут возле нас остановилась белая "Волга". Сидящий за рулем крупный мужчина поинтересовался куда мы идем. Лариса тут же пристала к нему с вопросом как попасть к водопаду Джур-Джур. Пришлось на нее прикрикнуть и спросить дорогу к Генеральскому. Ведь сначала надо выйти в это село. Мужчина сказал что идти прийдется еще полтора часа. Задерживать нас или прогонять с виноградника он не стал.

Мы двинулись дальше по виноградникам. Со слов ребят в конце плантаций должна быть будка где ночует сторож и там же должна быть собака. Постепенно светает. Проходим мимо черной будки. Вокруг никого не видно и не слышно. Чуть дальше натыкаемся на скутер. Откуда-то снизу поднимается заспанный парень. Здороваемся, интересуемся дорогой в Генеральское. Лариса опять лезет со своим Джур-Джуром... Парень говорит, что мы идем немного не по той дороге, надо уходить вправо - там будет разъезженная тракторами прямая дорога в село.

Еще некоторое время идем по винограднику. Вскоре он заканчивается. Мы сворачиваем направо как и говорил парень, но вместо дороги попадаем на тропинку. Игорь замечает в траве плоды грецкого ореха. Накрапывает дождик, но мы минут десять собираем орехи в небольшой полиэтиленовый пакет.

Идя дальше по тропинке, натыкаемся на груши. Крупные плоды валяются в траве под деревьями.
Груши на пути к Генеральскому

Невзирая на протесты Игоря и Ларисы, я собираю груши в рюкзак. Нести его прийдется мне...

Дальше тропинка заканчивается, перед нами заросли кустарника и деревьев. Ищем путь дальше и, не найдя ничего лучше, пробираемся сквозь заросли. Выбираемся на дорогу. Наверное та про которую говорил парень. Снова находим грецкий орех.

Виноградники уже закончились. Слева от дороги посажены ряды каких-то деревьев.
Вдалеке Хапхал

Далеко впереди виднеется верхушка Хапхала, затянутая плотными облаками.

За рекой протекающей слева от дороги, по которой мы идем, слышны чьи-то голоса. Возможно там лагерем стоит туристическая группа.

Проходим мимо низких деревьев айвы. Плоды крупные, не то что в наших краях, но еще не спелые. Лариса берет с собой пару штук.

Впереди уже явно виден Хапхал, белеет какое-то строение.
Хапхал

Мы сворачиваем налево, переходим по мостику через речку и оказываемся у небольшого яблоневого сада. Он огорожен колючей проволокой. Под одним деревом валяется очень много яблок, они очень вкусные. Но набирать их с собой мы не стали - Игорь и Лариса сказали, что сделаем это на обратном пути. Ну лично я возвращаться так не собираюсь, но пока об этом помалкиваю...

У сада дорога раздваивается. Вначале наша группа пошла по прямой. Но включив GPS, я понял, что мы выбрали неверное направление. Пришлось вернуться на развилку и как бы этого не хотелось подниматься по другой дороге вверх. В некоторых местах было очень скользко после прошедшего дождя. С веток росших у дороги деревьев на нас капало.

В конце подъема мы повстречали молодого человека на скутере, ехавшего навстречу. Увидя нас, он остановился и слез со скутера. Охранник или просто едет за виноградом? Мы поинтересовались как попасть в Генеральское и дальше к Джур-Джуру.

Минут через десять после встречи с парнем мы стояли у указателя на трассе.
Начало села

Из нашего лагеря сюда мы шли 2 с половиной часа.

Спускаемся по асфальтированной дороге в село. Хорошо видно ущелье Хапхал, над которым уже разошлись тучи
Ущелье Хапхал

Проходим мимо автобусной остановки с ободранным зонтом. Местных жителей не видно, спросить дальнейшую дорогу к водопаду не у кого. Проходим мимо закрытого магазина. Есть указатель влево - "Водопад". Но идти туда мы не решаемся, есть боязнь нарваться на "билетеров". Идем дальше по селу. С одного из дворов выскакивает с лаем небольшая собака. Мы стараемся не обращать на нее внимание, но она увязалась за нами.

Наконец встречаем местных жителей - интересуемся у троих мужчин дальнейшей дорогой к водопаду Джур-Джур. Следуя их указаниям, сворачиваем на узкую улочку. По пути находим какие-то косточки в шелухе. Лариса говорит что это миндаль. На вкус он сильно горький. Набрав косточек пару пригоршней, позже мы их почти все выкинули.

Переходим по мосту через речку и оказываемся на стоянке. Сюда приходит дорога от магазина. Дальнейший путь перекрыт шлагбаумом. В деревянной будке возле него сейчас никого нет. Неспеша уходим по дороге вдоль реки. Точного расположения "билетеров" мы не знаем, поэтому каждую минуту ждем встречи с ними. Вот впереди показался какой-то мужик в пятнистой одежде - приходится пережидать пока он уйдет в село.

Дальше разбитая дорога идет с подъемом. Этот участок очень хорошо просматривается, поэтому нам пришлось увеличить скорость, чтобы быстрее его пройти. Навстречу прошел мужчина в камуфляже и с папкой в руках. Спрашивать про дорогу к Джур-Джуру мы не стали, и так понятно куда идти. Наконец впереди показались деревянные навесы торговцев сувенирами. Парочку навесов было опрокинуто вчерашним ураганным ветром. Тут же оказалось и двое местных мужиков. На "билетеров" не похожи, мы у них поинтересовались дальнейшей дорогой к водопаду... У навесов асфальт заканчивался и дальше была проложена тропинка.

Пока мы проходили мимо один из мужчин быстренько подсуетился, взял на руку павлина и стал предлагать с ним сфотографироваться... Ну хотя бы погладить...

Под одним из навесов оказались привязанными огромные белые собаки. Они подняли лай на собачонку, что увязалась за нами.

Мы проходим на тропинку и идем в сторону водопада. Под ногами валяются сломанные ветки с деревьев. Нас догоняет парень, что предлагал сфотографироваться с павлином. По пути он отбрасывает ветки с тропинки, говорит что это результат вчерашнего штормового предупреждения. Попутно спрашивает, а знаем ли мы что осмотр водопада платный (20 грн. с человека). С этими словами он быстро уходит вперед, скорее всего чтобы предупредить охрану что идут первые посетители.

Впереди уже слышен шум льющейся воды, видны какие-то строения. А вот и большой бук у которого фотографируются туристы. Сфотографировались и мы
Местная достопримечательность: бук

У бука мы стали решать что же делать дальше. Лично мне отдавать 40 грн. абсолютно не хотелось. Игорь с Ларисой были готовы заплатить. Была идея послать кого-то из них вперед на разведку, типа узнать цену. Конкретного расположения кассы мы не знали, Коля говорил что ее надо обходить от бука. Короче решили, что пойдем бесплатно, в обход.

От бука по незаметной тропинке дошли до склона холма. А дальше пришлось лезть вверх. Это было не так просто - Лариса сорвалась на скользкой от прошедшего дождя почве, вымазав себе одежду. Окончив подъем, мы сделали передышку.

Дальше мы попали на небольшую поляну, затем была тропа с красной маркировкой и перпендикулярная этой тропе несильно выразительная дорога. Из-за массы росших деревьев окрестности просматривались плохо, мы не знали удалось ли нам обойти "билетеров". Чтобы уж наверняка уйти от них, мы ушли по дороге, но, видя, что она начинает растворятся в лесу, свернули направо и попали к балке. Спускаться на дно балки было бы полнейшим безрассудством - мокрая земля с мелкими камнями так и плывет из-под ног... Я достал GPS, чтобы определить наше местоположение. Вдруг на противоположном склоне балке послышался какой-то шорох листвы, треск сучьев и к нашей группе прибежали две небольшие собаки. Мы замерли, боясь даже пошелохнуться и думая, что затея обхода с треском провалилась - сейчас появится охрана... Собаки подняли лай и стали гонять псину, что нас сопровождала. Подняв шум и побаловавшись, они исчезли так же внезапно как и появились. Никто из людей сюда не явился, некоторое время мы еще стояли на склоне балки, я ждал когда же GPS-приемник "поймает" спутники. Накрапывал небольшой дождик. Чтобы не терять времени с GPSом, решили попросту немного вернутся назад и спуститься в более подходящем месте.

Спустились мы без проблем. И оказались у ручья, чуть дальше нашли сооруженный столик, кострище - видимо кто-то здесь останавливался на ночевку. С этой полянки нам пришлось подняться по скользкому склону, пройти немного среди деревьев и наконец мы очутились на огражденной деревянными поручнями дорожке, которая вела к водопаду Джур-Джур. Судя по обилию свежесломанных веток под ногами мы здесь были первыми посетителями.

Уже явственно слышен впереди шум воды, падающей с пятнадцатиметровой высоты. Мы уже почти бежим, соблюдая осторожность, чтобы не подскользнуться. И вот наконец площадка с поручнем, а между деревьев видна наша цель - водопад Джур-Джур
Водопад Джур-Джур

На обход билетеров мы затратили почти полтора часа. А с момента выхода из лагеря прошло четыре с половиной часа...

Переходим по деревянному мостику Улу-Узень
Река Узун-узень

и оказываемся на еще одной огражденной площадке, но уже в непосредственной близи водопада. С площадки куда-то вверх ведут ступени, тут же висит запрещающая табличка
Табличка у водопада

Чтобы не терять времени, фотографируемся у водопада
Водопад Джур-Джур

У водопада мы пробыли только 5(!!!) минут. Зато шли сюда чуть ли не 5 часов:)

Я предлагаю подняться выше водопада вдоль русла реки. Склон скалы истоптан тысячами ног туристов и подъем не вызывает затруднений. Вот так выглядит Джур-Джур сверху

Ближе подойти я не рискнул, чтобы не подскользнуться на мокрых камнях и не свалиться вниз.

Спускаемся по хорошо утоптанной тропинке к реке
Тропа над водопадом

и переходим по камням на другой берег.
Переправа через реку

Судя по всему, экскурсанты, что массово приезжают к водопаду, поднимаются и выше него - вдоль тропы стоят пластиковые ведра для мусора. Справа проходит черная труба, где-то впереди будет водозабор. А пока мы идем и любуемся мини-водопадиками.

Наконец доходим до водозабора
Водоазбор на реке

Дальнейший путь вдоль реки преграждает скала - это тот прижим, про который я читал, готовясь к походу.

Присев на камни, мы перекусили бутербродами со шпротами. Перепало и собаке, которая так от нас и не отстала. За время завтрака КПК "поймал" спутники и показал наше местоположение.
Игорь с Ларисой пойдут обратно, как мы и пришли. Я же с Инной пройдусь по Хапхалу вдоль Улу-Узени и поднимемся по тропе, по которой мы спускались 5 дней назад. Хотя тогда я говорил ребятам, что после дождя в ущелье нечего соваться - на тропе из/в Хапхал есть пару проблемных мест... А дождь прошел как раз сегодня ночью...

Вобщем мы расстаемся: Игорь забирает пакет с грецкими орехами, рюкзак с грушами прийдется тащить мне - я ж их собирал:) Договариваемся, что через два часа мы включим мобильники и созвонимся.

Уже вдвоем с Инной забираемся на скалу за водозабором. Часть прижима проходится легко
Скальный прижим в Хапхале

Дальше приходится попотеть - камни гладкие, уцепиться не за что.

Плохо что не взяли с собой палок. Инна ругается... На меня:)

Можно конечно было обойти этот прижим, но пришлось бы высоко подниматься, а потом спускаться по крутой тропе. Еще один вариант - пройти по руслу реки:) Но вода очень холодная.

Благополучно преодолев скальный прижим, мы очутились на тропе. Она была уже не так утоптана как до водозабора. Тропа идет с постепенным подъемом на некотором удаление от русла самой реки. Очень много водопадиков.

Есть и побольше

Ну спуститься ниже я не рискнул.

В одном месте русло Улу-Узени перегорожено валунами и упавшими деревьями
Красоты Хапхала

Здесь на берегу были видны остатки костра - кто-то из туристов ночевал. Хорошее место - вокруг почти джунгли, дров много, воду брали в реке. Хотя на другом берегу есть что-то похожее на родник - из-под корней дерева сбегает струйка воды

Выше - опять каскады водопадиков

Но пройти вдоль русла невозможно из-за камней и поваленных деревьев. Приходится подниматься выше и уже сверху, с тропы, смотреть на эту красоту
Красоты Хапхала

В некоторых местах спускаться для фотографирования не хотелось - под ногами сыпучка из опавших листьев и мелких камней. Где было возможно там мы подходили ближе к реке

Попалась еще одна полянка, на которой ночевали туристы. Здесь я включил GPS, чтобы посмотреть сколько осталось еще идти до точки, где мы 5 дней назад спустились к Улу-Узени. Связь со спутниками установилась быстро - нам еще идти столько же сколько мы прошли от водозабора.

Сделав парочку фотографий,
Красоты Хапхала

отправляемся дальше. Через пару минут видим, что на той стороне реки появляется тропинка

Вот здесь можно перебраться

По другой стороне будет идти легче, там тропа идет с небольшим подъемом.

Фотографирую реку
Красоты Хапхала

и, прихватив палку для опоры, перебираюсь вслед за Инной по бревнам и камням на другой берег. Тот же порожек, только уже с другой стороны

Дальше с тропы открывается шикарный вид на русло Улу-Узени, заваленной камнями и упавшими деревьями

Ну и конечно водопады
Красоты Хапхала

По той стороне мы бы так просто не прошли - склоны очень крутые.

Фото из разряда "Я и памятник":)

Красотища!!!
Красоты Хапхала

В Хапхале стоит постоянный шум от текущей по перекатам воды. Но вот он усиливается, и мы видим высокий водопад

По высоте как два Джур-Джура, но рассмотреть получше не получается - закрывают деревья, а спуск очень крутой. Кроме того сбоку в основное русло вливается сухая балка. нам приходится туда спустится, а потом подняться на противоположный склон. Сильно близко к водопаду не получаетя подойти - здесь мы впервые почувствовали что такое Хапхал после дождя, попался скользкий глинистый участок. Фотографирую русло выше водопада

Мы забираемся выше по склону и попадаем к небольшому гроту
Небольшой грот

Вокруг много мест для установки палаток, кое-где попадаются кострища. Самое главное что мусора нет! Хапхал выше водозабора - это действительно кусочек дикой природы. Ну если не считать протоптанных тропинок:)

Фотографирую Улу-Узень
Красоты Хапхала

Я думаю, что мы уже почти пришли, но приходится идти еще минут десять по тропе вдоль реки. Наконец попадаем на место, где я уже был - дальше все знакомо, поэтому можно сильно не спешить. Хочется искупаться в чистой воде Улу-Узени, но здесь нет глубоких мест, поэтому ограничиваемся легким умыванием

и уходим на подъем по уже знакомой тропе. Очень часто приходится останавливаться, чтобы отдышаться. Тропа кое-где завалена ветками, которые сорваны вчерашним ураганом. Как же хорошо, что мы вовремя ушли из гор!

При подъеме прихватываю пару палок, чтобы легче было забираться. В одном месте, как и ожидалось, у нас возникли проблемы. Это крутой гладкий участок тропы с порослью деревьев слева, а на самом подъеме ухватиться не за что. А сейчас здесь еще и скользко после дождя... Кое-как, помогая себе палками и ухватившись за поваленное дерево, мне удалось забраться почти на самый верх. Инне же не помогла даже рифленая подошва Вибрам - она постоянно сплывала вниз. Естественно я ей помог забраться наверх, но сколько я при этом услышал матов:) "Чтобы я еще когда-нибудь пошла с тобой в горы!..." ну и в том же духе. При карабкании наверх (по другому это не назовешь) вымазали в глину свою обувь, а Инна - еще и свои штаны.

Дальше мы поднимались уже без особых проблем. Только часто останавливались отдыхать - хоть и шли налегке (если не считать рюкзака с грушами), а быстро уставали (ноги и дыхание).

При подъеме я ничего не фотографировал - фотоаппарат мы предусмотрительно спрятали в рюкзак. На месте где нас когда-то ждала Инна
Над Хапхалом

мы были через в 12:30, затратив на весь подъем из Хапхала чуть больше часа.

К этому времени погода резко поменялась. Если внизу нам было жарко от солнца, то сейчас со стороны Курлюк-Баша надвигались свинцовые тучи. Из-за ветра пришлось надевать капюшоны, а чуть позже мы надели и ветровки.

Полюбовались на село Генеральское
Над Хапхалом

и ушли на Тырке-яйлу.

Еще на подъеме из Хапхала я включил свой мобильник, чтобы позвонить Игорю что с нами все в порядке. Но там связь была неустойчива. Поэтому созвонились уже наверху. У них не обошлось без приключений - чуть ли не заставили платить за выход, хорошо что охранник нормальный попался и показал как выйти мимо другой, пустующей кассы. Инна также позвонила в Сумы, а то уже пришла смс-ка, что тесть звонил. Правда пришлось ей стоя на месте разговаривать - чем дальше мы двигались по яйле от Хапхала, тем неустойчивее была связь.

Идти пришлось по уже знакомой грунтовке. Прошли мимо большого табуна лошадей, которые без надзора паслись на яйле. Там, где открылся вид на гору Долгую, мы решили срезать и прошли к обрывам над Хапхалом
На Тырке-яйле

Здесь вдоль кромки плато Тырке, над Хапхалом, шла дорога

по которой мы попали на Стол-гору.

Снова довелось нам увидеть Кара-Тау
Вдали массив Кара-Тау

и бескрайнее плато Караби.

С самой горы спуска в Генеральское не было. Нам пришлось спускаться как и 5 дней назад по колее, усыпанной камнями. Занятие не из приятных...

На развилке мы тогда ушли налево, к роднику Сулух-Оба. В этот раз мы пошли направо. Почти сразу с небольшой поляны увидели Нос Тырке
Нос Тырке

Дальше деревья подступили вплотную к дороге. Мы спустились на большое ровное место с остатками кострищ. Хорошо видимая колея дороги здесь заканчивалась. Мы потратили минут пять на поиски нужного направления движения. Чисто интуитивно мы нашли продолжение дороги под опавшей листвой и парочкой упавших деревьев. Спускаться пришлось аккуратно, чтобы не подскользнуться. В конце концов мы очутились на дороге, по которой не так давно шли к Восточному Суату. Через пару минут мы оказались на поляне со столбом. Дальше мы ушли по разбитой грунтовке в сторону Генеральского. На первой же попавшейся развилке, увидев красную метку на буке, мы ушли направо - я руководствовался описанием маршрута через поляну Гамбич-Токай. В атласе это 147-й маршрут. Однако на саму поляну мы не вышли. Меток на деревьях больше не попадалось, пришлось доставать КПК. Спутники так и не поймались, мы только время зря потратили. Решили вернуться назад и пойти по хорошо укатанной грунтовке.

Вобщем шли мы очень долго. В КПК, который так и не показал наше местоположение, разрядились оба аккумулятора и пришлось ориентироваться только по карте. Никого так и не встретив, вышли мы аж у Ай-Алексия. Не возле самой стоянки, а у небольшого озерца
Небольшое озеро

За полтора часа пути нас занесло очень далеко от Генеральского, но хоть теперь понятно где мы. В село мы возвращались по хорошо промаркированному 138-му маршруту. Только в одном месте пришлось разойтись в разные стороны, чтобы определить дальнейшее направление движения. На тропе встретили единственную за весь день группу туристов. Молодежь одета сильно по летнему (майки, футболки с короткими рукавами, шорты). Они интересовались как далеко до Ай-Алексия.

Перед выходом в село маркировка окончательно пропала. Мы выходим на большую ровную поляну. Сюда уже приходит дорога. Это наверное бывшая турстоянка. Мы переживали чтобы не нарваться на билетеров, дежуривших у Джур-Джура, поэтому пошли не по дороге, а по тропе. Видны зубцы над Хапхалом
Ущелье Хапхал

Опять выходим на дорогу. Мимо нас проносится открытый УАЗик с молодежью. Ужас, как они умудряются еще и гонять на таких дорогах?! Дальше мы шли, игнорируя правые ответвления дороги, чтобы уже точно не попасться к билетерам. Прошли мимо огражденного колючей проволокой грушевого сада. Плоды, красные и крупные, валялись под деревьями. Инна попробовала на вкус - эти груши оказались слаже, чем те, что собрали утром. Все равно их мы не стали выкидывать, а добрали еще немного этих спелых груш.

Наконец мы вышли на улицу Генеральского. Прошли мимо двора, у которого стояло много машин, в основном грузовых. Хорошо, что собак не оказалось.

Вот он красавец Хапхал
Ущелье Хапхал

Теперь нам надо было поспешить чтобы успеть на маршрутку, потому что после спуска от Ай-Алексия абсолютно нет сил идти пешком в Малореченское.

Инна поинтересовалась у одного встреченного мужчины, будет ли в пять часов маршрутка - сказал, что не знает, потому что не местный. Затем тот же вопрос задала встречному парню (тот, которого мы утром видели со скутером) - тоже не дал вразумительный ответ: "Вроде есть, а когда не знаю". Удивительно, но точно нам смог сказать, что в пять часов будет маршрутка, водитель Хаммера:) Мы поторопились к выезду из села. Через пару минут подъехала маршрутка. Проезд до Малореческого обошелся в 5 грн. с человека. Проехали Солнечногорское, впечатлили новопостроенные коттеджи на въезде в поселок. Водитель нас высадил возле парка в центре Малореческого. По улице Парковой мы вышли на набережную
На набережной Малореченского

К нашему лагерю мы прошли вдоль моря,
Тропа вдоль моря

Море, вид на Аю-Даг

а не лазая по склонам.

Сумчане Толик с женой уже уехали. Осталась только наша группа да Коля. Первым делом мы поели. Игорь рассказал про то как они выбирались из Хапхала: у Джур-Джура повстречался им охранник, который предупредил что на кассе прийдется заплатить за выход. Раньше брали только за вход, а теперь как сказал парень, власть поменялась и деньги берут и с тех, что выходит. Чтобы не было проблем, охранник показал как выйти бесплатно, через пост, на который он шел. По пути через виноградники в Малореченское ребят остановил мужчина. Он в принципе разрешил рвать виноград, но чтобы не оставляли шкурок и веток на дороге. Ну Игорь с Ларисой и объелись в полном смысле этого слова:)

После ужина, учитывая такой насыщенный день, уже никуда не хотелось идти. Отбой и спать...