поход

Шелеховская экспедиция

Для нашей семьи Шелеховское озеро является одним из мест на Сумщине, которое хочется посещать снова и снова. Мы каждый раз открываем для себя что-то новое и обязательно остается кусочек неизведанного. Так, например, до сих пор не был найден родник на берегу озера. А мартовский поход этого года показал, что в результате начатого лесниками благоустройства пропал геокэшерский тайник. Значит, нужно организовывать очередной поход, громко названный Шелеховской экспедицией. В этом мероприятии приняли участие пять человек, из них две девушки, которых не испугало возможное ухудшение погоды. Сбор группы был назначен на остановке "Воинская часть", что на улице Роменской. Из города мы выезжали ранним (в 6:30) рейсом "Сумы-Печище". По этому маршруту ходит вместительный автобус ЛАЗ,
В автобусе
куда мы гарантированно, в отличии от маршрутки, влезли бы с рюкзаками. Проезд до Сулы, точки старта экспедиции, обошелся в 6 грн.

День первый

Выгрузившись из автобуса в центре села, мы первым делом достаем фотоаппараты, GPS-навигатор, подгоняем снаряжение и начинаем свой поход.

Выйти из Сулы на запланированный маршрут можно двумя путями. Я выбираю более интересный, через туннель под автотрассой.
Туннель под трассой Сумы-Киев

Есть ли свет в конце туннеля?

Далее мы движемся строго по одному из участков Сумской кругосветки, только в обратном направлении.
На маршруте

За селом Зеленая Роща

Погода стоит очень подходящая - солнце скрыто за тучами, так что идти совсем не жарко. Где-то через час делаем первый привал. Поправляем мешающее снаряжение.

Нам предстоит подъем из оврага.

Наверху очень много цветущей травы - душица, бессмертник... Открывается вид на окрестности. Следующая обзорная точка находится у спуска в Лифино.

По пути сюда, на полевой дороге, мимо нас на большой скорости проносится черная "Волга". Стекла тонированы, поэтому не видно кто сидел в салоне. Бывшее имение Хрущова сейчас кем-то выкуплено. Может в машине был нынешний владелец или кто-то из его приближенных?

Перед кладбищем немного задерживаемся чтобы взглянуть на село. Хорошо просматривается старинное здание.

Дальше следует крутой спуск к ставу.
Ставок в Лифино

Еще один ставок, весь заросший водорослями.

Делаем привал у остатков здания 1906 года постройки.

Как раз в этот момент мимо проезжает маршрутка. Интересно, откуда она отправляется из Сум? Раз хоть какой-то рейсовый транспорт сюда ходит, то село живет... Маршрутка остановилась в конце дамбы, высадила пассажиров и затем уехала в сторону Хильково.

...С места нашей остановки планируется совершить налегке радиалку к месту закладки геокэшерского тайника и попутно осмотреть усадьбу. Но пока мы собираемся в путь, начинается дождь. Приходится доставать дождевики и тент от палатки.

Минут пятнадцать мы ждали пока утихнет дождь. За это время вернулась из Хильково маршрутка.

Инна остается с рюкзаками, а остальных я веду к усадьбе. Тропа вдоль ставка и дальше по склону заросшая. Дождь оказался очень некстати - от мокрой травы, по которой приходится пробираться, очень быстро намокает обувь и штаны, почти до колен.

Тайника на месте не оказалось:( Или ее снесло тающим снегом или же кто-то из местных просто забрал коробку. На эту мысль наводил разбросанный неподалеку от места закладки мусор. С собой был только один геокэшерский комплект, который предназначался для восстановления тайника на Шелеховском озере. Здесь же, в Лифино, закладку не стали восстанавливать. И, как показал дальнейший осмотр местности, это было правильное решение.

Бегло осмотрев бывшую усадьбу Хрущова,
Усадьба в Лифино

мы пошли к памятнику погибшим в годы Великой Отечественной войны односельчанам.
Памятник в Лифино

Справа от него росла мощная сосна,
Сосна
под которой, по преданию, Шевченко написал свое стихотворение "Ой, по горі ромен цвіте". Еще виднеются остатки домика, в котором жил великий Кобзарь, когда гостил по приглашению у Хрущовых. А вот реставрация бывшего сарая-погреба идет полным ходом. Мы планировали вернуться к Инне через село, чтобы не лезть обратно по мокрой траве, но дорога от усадьбы оказалась перегороженной солидным сетчатым забором с воротами (жалею, что не сфотографировал). Возле бывшего фельдшерского пункта валялись различные строительные инструменты и материалы. Имелась и собака, хорошо что привязанная, которая, завидев нас, подняла лай. Но на эти звуки никто из рабочих не появился. Чтобы не нарваться на неприятности, мы поспешили убраться отсюда. Неизвестно, что будет в дальнейшем с усадьбой, но пока это место потеряно для геокэшинга...

На обратном пути нас снова застал дождь:( Инна говорит, что за время ожидания мимо проходило много местных, в разных направлениях, по одиночке. Это отнюдь не похоже на то тихое село, каким нам запомнилось Лифино...

Моросящий дождь шел недолго. Выходим дальше на маршрут. Поднимаемся из села по раздолбанной асфальтовой дороге. Из-за пасмурной погоды виды окрестностей не особо впечатляют. Почти в конце подъема приходится останавливаться и доставать спрятанные было дождевики - снова разверзлись хляби небесные. Я пытаюсь объять необъятное - натянуть дождевик так, чтобы он закрывал и меня и рюкзак:)

Особого смысла в этом нет - в рюкзаке все упаковано в полиэтиленовый мешок, так что вещи не промокнут.

После прохода под покровом деревьев (осенью здесь красивая дорога), выходим на открытую местность. Увиденный пейзаж

очень нравится попутчикам, даже не взирая на мрачную погоду.

Через некоторое время сворачиваем с асфальтированной дороги. От нее в овраг спускается грунтовка. Дождь наконец-то закончился. На склоне очень много цветущей душицы.
Дущица

Девушки рвут ее на букеты.

Достигнув низа оврага, дальше по плану мы не будем ломится в сторону Шелеховского озера через лес, в точности повторяя таким образом мартовский маршрут. Вместо этого группа сворачивает в сторону села Лободовщина. Этот вариант можно рассматривать как альтернативу участку Сумской кругосветки от Ворожбы, где приходится долго идти по селу.

Дорога к Лободовщине не сильно наезжена. Густая, мокрая после дождя, трава с вытекающими для нас последствиями.

Проходим мимо небольшого ставка.
Ставок возле Лободовщины

Вскоре начинается само село. Дорога выходит к заброшенному колодцу-журавлю.

"Рабочий" журавль находится чуть дальше, у одного из дворов. Там же сооружена какая-то "баба".

Все сначала подумали, что это человек стоит:)

Чуть-чуть проходим по Лободовщине, до дороги ведущей вверх по склону. Подъем довольно крутой. Опять начинается дождь. Я планировал, что в конце подъема мы остановимся на обед - оттуда открывается хороший вид на окрестности. Вместо этого приходится идти дальше и прятаться от дождя в лесу. Густая листва деревьев защищает нас от крупных дождевых капель, можно снять уже надоевшие дождевики. Рюкзаки накрываем палаточным тентом, сами располагаемся на обед. На десерт был своеобразный "деликатес".

Таких понтов у нас в походах еще не было:) Причем финальная стадия приготовления этой вкуснятины (посыпание сахарной пудрой) происходила прямо здесь. Один из участников от самой Сулы нес в руках непрозрачный полиэтиленовый пакет, не доверяя положить его в рюкзак и держа интригу до самого конца. Надо честно признать, что сюрприз удался и было очень вкусно!

Оказалось, что после перекуса дождь и не думал заканчиваться. Листья вверху над головой набрали достаточно воды и капли стали срываться вниз. Пришлось устраиваться основательно: с тентом

и костром.

Его развели быстро, не смотря на то, что дрова были мокрые и сверху продолжало капать. На костер была водружена кастрюля с водой и параллельно мы попытались хоть как-то просушить мокрую обувь и носки.

Нам особо некуда было спешить, длительный дневной привал все равно планировался, чтобы не идти по жаре. Попили чай, как раз и дождь закончился. Хорошенько засыпали землей тлеющие угли., собрались и вышли обратно на дорогу. Она верхами уходила в сторону Ворожбы, когда-то уже доводилось так идти. Местами живописно и интересно. Еще раз повторюсь, что это реальная альтернатива нудному участку Сумской кругосветки, проходящему по населенке.

Среди леса попались несколько полей кукурузы, было вырвано по качанчику каждому, чтобы вечером сварить.

Проходим мимо знака

Чуть дальше перекресток. Дорога продолжает идти через кукурузное поле,
Дорога в Ворожбу
таким образом можно попасть в Ворожбу. Мы же сворачиваем в овраг.

В низине трава сильно примята, а где голая земля - видны борозды от бежавшего потока воды. Дороги как таковой нет, идем по еле угадываемой заросшей колее. Из-за тучек впервые за день показывается солнце, становится даже жарко. Через некоторое время проходим мимо места, где согласно генштабовской карте должно быть небольшое озерцо. Это место определяется только по земляной дамбе, самого озера нет.

Продолжаем идти по оврагу и вскоре на его разветвлении делаем привал. Неподалеку на склоне видны остатки загона для коров.

Наступает время когда пора сворачивать в сторону Межирича. Мы и так уже для увеличения дневного километража заложили приличный крюк по направлению к Ворожбе.

Идущая от развилки дорога вскоре упирается в лес. Перед ним большая скошенная поляна в низине. Здесь колея и заканчивается. По густой траве (генштаб "рисует" здесь грунтовку) выбираемся из оврага и оказываемся у засеянного каким-то злаком поля. Вдалеке, среди деревьев, виднеются крыши домов - село Ступки.

По краю поля, прямо по посевам, проложена колея, вот по ней мы и идем. Погода резко начинает портится, еще недавно светило солнце, а сейчас все небо заволокло свинцовыми тучами

и даже гремит гром где-то в стороне. Это не позволяет в полной мере насладится открывающимися с высокой точки видами.

Именно сюда мы вышли в марте месяце. Оказавшись в знакомых местах, Инна понимает, что до Шелеховского озера нам еще идти и идти... Но сейчас не зима, нет снега, который затруднял передвижение и двигаться мы будем не напрямик через лес, а по дороге. Правда, которую еще предстоит найти:)

Группа делает привал на стыке леса и лесополосы, посаженной между полями. Я отправляюсь на разведку по колее, проложенной прямо среди подсолнухов.

Нахожу нужный поворот в лес.

Дорога в сторону Межирича оказывается заброшенной, но вполне проходимой. На нас сразу набрасывается туча комаров и приходится идти, постоянно от них отмахиваясь. Именно в лесу и застает группу все-таки начавшийся дождь. Какое-то время листва защищает нас от дождевых капель. Но при выходе на открытое пространство (уже знакомую поляну) дальше не имеет смысла идти - промокнем сразу. Приходится устраиваться вместе с рюкзаками под тентом.

Комаров вокруг много, но внутрь они почти не залетают. Мы пытаемся подремать, у кого-то это даже получается. Лично мне в одной позе долгое время сидеть неудобно, тело затекает. В голове мелькает мысль: "А может ну его, это озеро?" Выбраться в Ворожбу, на автобус и домой, где сухо, уютно и горячая ванна... Но это прийдется чуть ли не бежать да притом по раскисшей от дождя грунтовой дороге. Так что нет стопроцентной гарантии, что мы успеем на последний автобус из Лебедина. Поэтому остается идти только вперед, к намеченной цели экспедиции.

Окончания дождя пришлось ждать больше часа. С тента, в тех местах где были вентиляционные щели, уже даже начало капать внутрь. Полностью дождь все-таки не прекратился, а продолжал моросить. Но сидеть на месте больше нельзя, этак мы по темноте придем на Шелеховское озеро, хотя планировали быть там к пяти, максимум шести часам вечера. Так что пришлось натягивать дождевики, а кто-то шел под зонтиком:)

Повезло, что на поляне была скошена трава иначе бы мы промокли еще и снизу. Входим в лес. Глинистая дорога очень скользкая после дождя, я чуть было не полетел на подъеме.

Пройдя по открытой местности, вскоре группа попадает в заброшенный сад, где на деревьях (о, чудо!) висят яблоки.

Они оказываются довольно вкусными, так что мы нарвали их немного и сразу же, на ходу, оприходовали.

Если бы не дождь, который сделал траву мокрой, путь можно было бы срезать, а так приходится идти по дороге. Она делает петлю и проходит мимо небольшого озера.

У него мы заворачиваем к сосновому лесу. Здесь дорога прорезана среди холмов. На лесной опушке делаем небольшой привал, чтобы дождаться отставшую от группы Инну. Снимаем уже ненужные дождевики. Домики Межирича уже рядом, но до озера еще около часа ходу. Хотелось бы пополнить свои запасы воды, но по пути попадается только один колодец, который находится на территории двора.

Не задерживаясь (потому что солнце уже садится) идем дальше. Подход к Шелеховскому озеру был выбран самый легкий - по тропе вдоль широкого ручья, который впадает в сельский ставок. Около восьми часов вечера мы оказываемся на месте. Направляемся к беседке на острове.

Оказывается за время прошедшее с марта месяца на берегах Шелеховского озера появились еще несколько навесов со столиками и лавочками. Одна из таких конструкций была установлена на том месте, где мы три года назад встречали Новый Год. Сейчас там слышны были голоса - это местная молодежь приехала на лошади с подводой.

Наши отставшие члены экспедиции подтягиваются на остров, я даю им задание искать место для лагеря, а сам хватаю побольше пустых бутылок и отправляюсь на поиски родника. Стоило мне только спуститься к ручью, который выбегал из озера, как начался дождь. Очень быстро он перерос почти в ливень и я сразу пожалел, что не взял с собой дождевик...

На западном берегу озера обнаружился еще один навес с лавочками. Но вокруг него не было подходящего места для установки палаток. Потратив немного времени на осмотр, я практически бегу под дождем дальше. Неудивительно, что вскоре я подскользнулся и упал, причем ударился ощутимо. Так что приходится снизить скорость.

Была надежда, что родник обнаружится в верховьях небольшого затона. Дорога приходила туда и заканчивалась. При внимательном взгляде обнаружилась тропа, которая огибала затон и шла дальше по берегу озера. Она была узкой и натоптанной поперек склона холма, который спускался к воде. Соотвественно, на тропе имелся небольшой уклон. В очередной раз подскользнувшись на скользкой после дождя земле, я дальше перебегал от дерева к дереву, хватаясь за них. Наконец неприятный участок остался позади. Вскоре нашелся и родник. Столик, лавочки, вниз спускается тропинка, выложенная деревянными кольцами, потемневшими от времени. Вокруг заросли крапивы. Сам родник представляет собой как бы небольшой колодец , закрытый дверками и сверху имеется крыша. Сфотографировать не представляется возможности, т.к. не взял с собой фотоаппарат. По очереди опуская бутылки в колодец, набираю воду. Она оказывается очень холодной. В роднике плавает лягушка, значит не стоит пить воду сырой.

Неспеша иду назад к группе, хоть бы кто-то догадался встретить, а то большое количество полных бутылок нести неудобно. Дождь кажется и не думает заканчиваться. По дороге, круто спускающейся к озеру (один из вариантов подъезда), бежит два потока дождевой воды. Не стоит даже и думать, чтобы этим путем выбираться - на обуви точно будет по килограмму грязи.

Ребята, пока я отсутствовал, немного пофотографировали озеро.

В беседке

Когда я наконец добираюсь до беседки, дождь прекращается. Место для лагеря было найдено на восточном берегу, неподалеку от закладки геокэшерского тайника. Когда-то мне уже доводилось здесь ночевать. Сейчас здесь появился навес со столиком и лавочками, так что ужинать будем в относительном комфорте. Сам тайник проверять некогда, в быстро наступающей темноте ставим палатки, разводим костер. Он разжегся с одной спички, невзирая на то, что дрова вокруг были мокрыми. Воду для приготовления ужина прогоняем через фильтр. Молодежь, сидевшая под соседним навесом, на полуострове, к этому времени уехала обратно в село. Мы ужинаем и сразу же расходимся по палатками.

Так закончился первый день экспедиции. Пройденный путь на карте.

Уже на озере выяснилось, что батарейки в GPS-навигаторе разрядились и он выключился на поляне, неподалеку от места, где мы пережидали дождь под тентом. Так что недостающий кусок трека пришлось "дорисовать" в навигационной программе. Расстояние составило: 20 км + 6 км.

День второй

Я долго ворочался и не мог уснуть. Перед самой экспедицией, во время сборов, обнаружилось, что куда-то подевался один из наших спальников:( Пришлось вместо него брать одеяло. На вес рюкзака это особо не повлияло, они были легкими как никогда:) А вот комфорта это не прибавило, было прохладно, пока я не догадался натянуть флисовый свитер. Только так и удалось заснуть. Сквозь сон было слышно как барабанили капли по тенту палатки, ночью снова пошел дождь. От этого было некомфортно нашему другу, потому что у него палатка была накрыта полиэтиленовой пленкой и падающие дождевые капли производили очень ощутимый шум. Неудивительно, что друг встал раньше всех. Ему повезло сделать красивые снимки утреннего озера, когда туман клубился над водой.
На Шелеховском озере

Я же проснулся часов в семь и, вылезая из палатки, сразу захватил с собой фотоаппарат.

Пенек

оказался действительно пустой, без геокэшерского коробка.

Немного прошелся по окрестностям. На берегу неподалеку от столика

где вчера сидела молодежь, обнаружился рыбак - я его не сразу заметил из-за камуфляжной одежды.

Потом еще сходил на остров,
Остров на Шелеховском озере
там сделал несколько снимков.
Переход на остров

Беседка на острове

Южная часть Шелеховского озера

Навес на западном берегу

Навес на восточном берегу

...Необходимо было пополнить запасы воды, и вместе с другом я отправился к роднику, захватив, кроме емкостей, еще и фотоаппарат, GPS-навигатор, который "писал" трек, и новый геокэшерский набор.

Обновленная табличка у озера
Информационный щит

Навес на западном берегу

Вид отсюда на остров и противоположный берег.
На Шелеховском озере

Вид чуть дальше на само озеро.

Дорога сворачивает, обходя затон. Переправа
На Шелеховском озере
Непонятно зачем она: спускаться к дереву очень круто, легче просто обойти дальше по тропе. Что мы и сделали.

Вид с другой стороны затона на остров вдалеке.

На мысу обнаружился какой-то крест.
Крест на Шелеховском озере

А это та тропинка, на которой я вчера подскользнулся и упал.
Тропинка, проходящая по западному берегу Шелеховского озера

Через три минуты мы были у родника.
Родник на Шелеховском озере

Пока друг набирал воду (лягушки внутри уже не было),
я пофоткал окрестности.

Северная часть Шелеховского озера

Спуск к роднику.

Набрав воды, мы принялись за поиски места для закладки геокэшерского тайника. Восстанавливать его в прежней точке не имело смысла, в связи с возведением навесов там стало слишком людно. Думали спрятать у приметного пустотелого обрубка дерева, что лежал возле тропинки.

Но там оказался муравейник - еще утащат коробку:))) Подходящее место было найдено чуть выше, в корнях длинного поваленного дерева.

Сразу же после возвращения из экспедиции отредактировано описание тайника на сайте.

Еще несколько фотографий, сделанных на обратном пути к лагерю.
Шелеховское озеро

К нашему возвращению попросыпались остальные участники экспедиции. Так же быстро, как и вчера, разожгли костер. Отфильтровали воду и поставили ее кипятиться для чая. Пока шел этот процесс, мы с Инной сходили на остров, где можно было с доски нормально зайти в воду. Она оказалась на удивление теплой, опровергая тем самым теорию о ледниковом происхождении. Пока я купался,

Инна фотографировала окрестности. Лезть в воду она не захотела, хватило и вчерашнего дождя:)

Возвращаемся в лагерь, пьем горячий чай, завтракаем и начинаем собираться. Ближайший населенный пункт, откуда можно уехать на автобусе в Сумы - это Межирич. Но стоимость проезда будет довольно высока, поэтому я принял решение выходить обратно в Сулу. Все поставленные цели экспедиции (найти родник и восстановить геокэшерский тайник) были достигнуты.

Делаю напоследок еще несколько кадров.

На часах 10:30. Группа готова выйти на маршрут.

Мы отправляемся по дороге, идущей по берегу озера на север. В конце ее очень хорошо виден родник на противоположном берегу. Спускаемся с холма к воде.

Чистая гладь озера дальше превращается в болото, затянутое ряской, с кочками, растущими то там, то тут деревьями. Возле этого болота и заканчивается дорога. Приходится идти звериными тропами. Пересекаем балку и начинаем подъем по отрогу холма. Слева внизу еще тянется болото. От него отходит другая балка, на противоположном борту которой согласно генштабовской карте должна проходить дорога. Перебраться на ту сторону мешает топь и следующие за ней заросли крапивы, поэтому приходится дальше траверсировать склон.

Через пару минут выходим на перемычку между двумя вершинами.

Идем без всяких тропинок, чисто по направлению. Хорошо, что лес более-менее чистый, без подлеска, лишь кое-где валяются поваленные деревья.

Слева глубокая балка, справа высокая вершина, обозначенная на карте как высота 203,9. Мы огибаем ее и вскоре попадаем на нормальную дорогу, которой уже не раз доводилось приходить и уходить с озера. Еще через некоторое время выходим к кленовой посадке.

За буйной растительностью совсем не видно дороги, а она здесь есть!

Дожидаемся отстающих.

В сторону озера по краю посадки спускается другая дорога.

Я прошел по ней немного, пока не уперся в непроходимые заросли. Этот путь уже давно не дает нам покоя, но чтобы разведать его сюда нужно приходить в другой период года. Не исключено, что этой осенью организуем очередную экспедицию;)

Немного отдохнув, продолжаем путь и через пару минут попадаем на открытую местность. Слева вышка охотников.

Дальше еще одна, и еще, и еще... Идем по высокой траве.

Осенью здесь очень красиво! Березы стоят в золоте, сквозь них вдаль открывается вид на многочисленные холмы....

Наконец-то оказываемся на дороге, спускающейся в Межирич. Взглянув на часы, я прикидываю, что у нас есть шанс успеть на автобус, отправляющийся из Сулы в 14:00. Об этом было сообщено группе, когда мы вышли в поля

и сделали привал.

И тут я совершил большую ошибку - включил мобильник (на Шелеховском озере сигнал не ловится). Естественно пришли смс-ки "вам звонили". На выяснение обстоятельств что именно случилось на работе было потрачено драгоценное время...

Группа разделяется. Мы прощаемся с одним из друзей, которого "подкосил" траверс лесных склонов - за ним должна приехать машина. Остальные отправляются по полевой дороге.

Если бы не кукуруза, можно было срезать через поле...

Начинает моросить дождь. Приходится останавливаться и натягивать дождевики. Через полчаса выходим на дорогу, засыпанную щебенкой.

Вокруг практически бесконечные поля, идти психологически тяжело - глазу не за что зацепиться, из-за этого кажется что мы перемещаемся очень медленно.

Перекресток: налево село Остробуры, направо - дорога в Лифино. У поля стоит знак.

В этом районе очень много сельскохозяйственных угодий названо именами воинов-интернационалистов.

Впереди спуск в овраг.

Вот и машина едет за оставленным нами другом. Он, кстати, по ровной местности развил приличную скорость и почти догнал нас.

Перевалили через овраг

и через две минуты хлынул ливень,

который к счастью быстро закончился.

Добравшись до лесополосы, мы видим, что следующее поле тоже засажено кукурузой, а значит так путь не срежешь. Хорошо что вдоль посадки уходила дорога, вот на нее мы и свернули. Оказалось, что она вела к пасеке.

По кукурузе все таки пришлось пройти. Совсем немного. Потом опять появилась дорога.

Я расчитывал, что вдоль лесополосы получится выбраться как можно ближе к автомобильной трассе. Но грунтовка раньше, чем нужно свернула к скошенному пшеничному полю. Часть его была уже перепахана. В отдалении стоял массивный сельскохозяйственный агрегат и острыми гранями плугов сверкал на солнце.

Мы прошли вдоль пашни, а потом ступили на стерню

и стали держать направление на угол лесополосы и поля подсолнухов.

Минут через пятнадцать выходим

на нормальную дорогу.

Почти два часа дня. А нам еще предстоит иди до трассы. На нее грунтовка выходит в том месте, где стоят знаки, обозначающие границы Лебединского и Сумского района. Теперь нам еще топать до поворота на Печище. Не доходя метров двести, мы видим как оттуда выезжает автобус:( Вот как раз тех минут, что я потратил на разговор по телефону, нам и не хватило.

Тот самый поворот.

Уже не так быстро идем в Сулу.

На трассе рейсовый транспорт не остановится, нужно ловить его на остановке в центре села.

Ждем.

Я помню, что следом за автобусом с небольшим интервалом должны идти еще маршрутки. Если все сразу со снаряжением не влезем, то прийдется уезжать по двое.

Вот на горизонте показалась какая-то маршрутка, "Липовая Долина - Сумы". На наши поднятые руки водитель сбрасывает скорость, но потом, видимо узрев рюкзаки, не останавливаясь проезжает мимо. Ругались по этому поводу мы недолго, вскоре ехала другая маршрутка, в которую мы все вчетвером влезли, еще и свободные места были. С прибытием в Сумы и закончилась Шелеховская экспедиция.

Пройденный во второй день путь.

Расстояние: 14 км, затраченное время - 3 часа 53 мин.