поход

Пещерные города

Вчера вечером небо было ясным от туч, звезды (а их было много) было очень хорошо видно (в городе таким зрелищем не насладишься). Ночью неподалеку от нашего лагеря пробегала лиса, слышно было ее тявканье. Утром поднялись, когда начало светать. Начинался второй день похода

Пока ребята просыпались, мы успели подогреть себе воду на костре, попили чай, затем сложили все наши вещи и убежали на обрывы, любоваться Тепе-Керменом. В восходящем солнце он выглядел совсем по другому...
Вид на Тепе-Кермен

Вид завораживающий - под ногами обрывы
Обрывы плато Чуфут-Кале
впереди - вершина Тепе-Кермена, справа виднеется Кыз-Кермен, а вокруг - горы, горы, горы в утренней дымке
Вид на Тепе-Кермен

После фотографирования решили пройти по тропинке вдоль обрывов и обнаружили выложенную из камней стрелку
Стрелка из камней
Она указывала на спуск. Я спустился недалеко, чтобы проверить можно ли будет здесь спуститься с рюкзаками - в принципе можно, спуск натоптанный, не сыпучка, вокруг кусты и деревья, чтобы хвататься... Естественно, до самого низа я не спускался...

Поднялся назад и мы пошли дальше по тропинке вдоль обрывов. Больше никаких намеков на спуск не было, более того, к обрывам даже не подойдешь - все заросло кустами и деревьями, а тропинка вела все дальше. В одном месте видели недалеко от дорожки стоящую в кустах палатку (наверное, тоже народ до Тепе не добрался). До конца тропинки мы так и не дошли (подозреваю, что она вела на дорогу, у которой мы разбили лагерь), а напрямик через лес пошли в сторону нашего лагеря.

Ребята еще неспеша собирались, поэтому мы забрали свои рюкзаки и отправились на найденный спуск к Тепе-Кермену. Ребята будут спускаться другим путем - между плато Кыз-Кермен и Чуфут-Кале (по 90 маршруту). Договорились с ними встретиться непосредственно у подъема на Тепе.

Итак, наш спуск
Спуск с обрывов Чуфут-Кале

В самом начале было пару неприятных мест (голый камень, сыпучка), но очень скоро основной спуск закончился... Можно сфотографироваться на фоне скал, откуда сейчас спускаемся

А дальше тропинка просто пошла широкой и почти ровной в сторону Тепе-Кермена
Тропа к Тепе-Кермену

Вот тропинка со склона нырнула в лес и скоро вывела нас перпендикулярно на дорогу. Теперь предстояло решить куда двигаться дальше (налево или направо). Разошлись с Инной в разные стороны по дороге. Оказалось надо идти налево - тут на дереве висела табличка с номером маршрута
Табличка с номером маршрута
и уходила дорога на Тепе-Кермен
Дорога на Тепе-Кермен

Для начала решили подняться к щитам, установленным на подъеме к Тепе-Кермену

С этого места направо уходила проселочная дорога - нам туда не надо, там "пионерлагерь":)

А если обернуться, то можно увидеть во всей красе обрывы Чуфут-Кале, откуда мы спускались
Обрывы Чуфут-Кале

На панораме вид лучше

(клик на фото для просмотра)

Щиты оказались информационными - на них информация о пещерном городе Тепе-Кермен
Информационные щиты

А чуть сбоку еще одна интересная информация
Тепе-Кермен платный

Решили ребят не ждать, а сходить вдвоем на Тепе - может не будет билетеров... Рюкзаки решили спрятать в кустиках, все равно народа вокруг не наблюдается. Только мы слегка поднялись по дороге, которая превратилась в тропинку
Тропинка на вершину
а затем свернули в лес и здесь спрятали по деревом рюкзаки.

До нижнего яруса Тепе-Кермена
Нижний ярус Тепе-Кермена
мы добрались без проблем. Вот только ветер сильный тут
На Тепе-Кермене

Но это не помешало нам здесь немножко пофотографироваться

Тропинка шла дальше, вокруг Тепе, но мы решили вернуться назад и подняться выше. Тут уже пришлось карабкаться по тропинке вверх. В голове была только одна мысль "И охота билетерам сюда каждый день лазить?"

Вот сбоку от тропинки увидели лаз в камне
Лаз в камне

Еще немного и мы у самого городища Тепе-Кермен
Пещеры Тепе-Кермена

Билетеров тут не было, тут вообще сейчас никого не было...

Немножко пофотографировались в пещерах
В пещере
и пошли искать путь на самый верх. На верхнем ярусе мы двинули на западный склон Тепе-Кермена, чтобы полюбоваться отсюда на соседний Кыз-Кермен
Вид на Кыз-Кермен

Панорама вида с Тепе-Кермена
(клик на фото для просмотра)

А внизу был виден "пионерлагерь"...

С западного склона мы пошли (под ногами у нас пещеры, к ним то и дело отходят тропинки) на северную оконечность Тепе-Кермена. Здесь раньше был Храм Солнца
Бывший Храм Солнца

Сфотографировали наш дальнейший путь
Дорога к селу

Пещеры мы особо не смотрели, только окрестности Тепе-Кермена, поэтому после фотографирования у Храма Солнца стали спускаться, сначала с самого верхнего яруса, потом по крутой тропинке (один раз протекторы на кроссовках не удержали - полетел, но без последствий) на самый нижний ярус. По пути так никого и не встретили, рюкзаки нашли на том же месте, что и оставили. Забрали их, переоделись полегче (нам сейчас предстояло идти по солнцу) и вышли с Тепе-Кермена. Здесь как раз и наши ребята появились. Сказали, что спуск по 90 маршруту не так и много времени у них занял, но ждать пока они на Тепе-Кермен сходят мы не стали. Здесь наши пути расходились - они шли в сторону Научного, а нам предстояло идти на Кыз-Кермен и дальше на Качи-Кальон. Поэтому групповое фото на память...
Фото на память

И мы ушли по белой (склоны тут такие) дороге, на трассу Бахисчарай-Синапное. Дорога спускалась лесом, маршрут (89 согласно атласу) был промаркирован, а направление к Тепе-Кермену показывали таблички.

Вот мы вышли из леса. Здесь в пожароопасный период путь закрывают шлагбаумом и висит соответствующая табличка (в этот период проход/проезд по лесу запрещен)
Выход из леса

Отсюда начала проглядывать северная, безлесая сторона Тепе ("некрасивая", как сказала Инна)
Вид на Тепе-Кермен

Пройдя чуть дальше по дороге, Тепе еще больше "обнажился"

А недалеко от поворота к "пионерлагерю" мы увидели весь северный склон Тепе-Кермена
Северный склон Тепе-Кермена

Здесь мы уже увидели и соседний Кыз-Кермен
Кыз-Кермен

Еще пару поворотов дороги и мы на трассе. Теперь нам надо пройти полностью Машино и в конце села подняться по дороге к Кыз-Кермену. По селу шли полчаса, затем в конце села присели отдохнуть в сосновой посадке у дороги
Посадка возле Машино

По улице мимо домов не пошли ("а вдруг там собаки?"), а по тропинке через посадку вышли на дорогу к Кыз-Кермену уже за последними домами. Вначале нам предстоял небольшой подъем и петляние по дороге
Подъем к Кыз-Кермену
а затем подъем закончился и дорога пошла прямо, по лесу, в ущелье между Качи-Кальоном и Кыз-Керменом.

Прошли мимо родника "У дороги"
Родничек у дороги
Пить из него не стали (хотя рядом маленькие банки для набора воды стояли), вода согласно описанию да и на вид непрозрачная, беловатая. Ничего страшного - вода еще у нас есть, запасы пополним в Большом Гроте. Для этого с основной дороги мы свернули на тропу, которая уходила по склону в лес. Здесь даже была маркировка. Забираться конечно тяжеловато - очень долгий подъем, хорошо что не сразу резко вверх, а постепенно... А возле самого грота крутовато, но мы осилили подъем с рюкзаками. От подъема до грота надо было пройти налево (была стрелка на скале). Здесь, у родника, мы встретились с парочкой, которая вчера (пока я бегал в разведку, ища Тепе-Кермен) у остальных узнавала дорогу к Тепе. Они на Тепе так и не попали, а сейчас спустились с Кыз-Кермена и шли на Качи-Кальон... Пока я подсказывал путь туда покороче, Инна сходила к роднику
Родник в Большом Гроте
- большая яма, в которую сочиться вода со скалы. Рядом еще две ямы, но в них вода уже затхлая и не такая прозрачная как в первой. Попили водички (вода как вода), набрали с собой маленькую бутылку, попрощались с парочкой и отправились на Кыз-Кермен. Подниматься пришлось по вырубленным в скале ступеням, а дальше залазить на камень...

И вот мы на Кыз-Кермене. С западной стороны особо ничего не рассмотришь, поэтому мы прошли к восточной стороне.

Тепе-Кермен, вид с Кыз-Кермена
Вид на Тепе-Кермен

Т.к. восточная сторона Кыз-Кермена была выше западной, то отсюда было лучше видны окрестности на той стороне
Окрестности Кыз-Кермена

Здесь мы поступили также, как и на Тепе - рюкзаки в кусты, а сами налегке пошли на южную оконечность Кыз-Кермена (г.Кыз-Куле-Бурун). По восточной стороне в ту сторону шла хорошо наезженная дорога, которая затем превратилась в тропинку. По пути увидели вдалеке купола астрономической обсерватории, куда ребята из Киева сегодня собирались попасть
Вид с Кыз-Кермена

Раньше с Тепе обсерваторию не было видно, в той стороне все было в утренней дымке...

И вот тропинка привела нас к южной оконечности Кыз-Кермена. Самое главное что нам здесь было нужно - это увидеть наш дальнейший путь на Качи-Кальон, по ущелью мимо источника Папас-Чокрак. По картам и описаниями здесь получался разрыв в скалах
Разрыв в скалах Качи-Кальона

Разрыв был и судя по всему там еще и речка весной течет - сильно явный провал в лесу виднеется...

Кроме этого сфотографировали и виды с Кыз-Кермена
Виды с Кыз-Кермена
Его скалы и дорога внизу, по которой мы шли
Дорога из Машино

Особо тут не задерживались, а пошли обратно (рюкзаки все-таки, там рядом плановая тропа), Только пошли не по нормальной тропинке, по которой пришли сюда, а вдоль западной стороны Кыз-Кермена. Сначала шли по тропинке, которая вскоре пропала и пришлось нам по лесу наугад вдоль обрыва идти к искомой точке.

Вышли, забрали рюкзаки и расположились невдалеке, в тенечке, перекусить. После чего собрались и стали спускаться обратно с Кыз-Кермена
Спуск с Кыз-Кермена

Это те ступени, по которым поднимались, а сейчас спускаемся
Вырубленные ступени

После спуска с них, тропинка раздваивалась (дальше маркировка была в обеих направлениях, но аж 3 стрелки показывали в сторону Большого Грота). Я оставил здесь Инну с рюкзаками, а сам сбегал в Большой Грот за водой (набранную воду уже использовали). Здесь встретил двух парней, хоть и туристы (рюкзак при них, одежда соответствующая), но явно с перепоя. И мужик бомжеватого вида вместе с ними, который как раз одевал носки после омовения в одной из луж с отстойной водой. (Хорошо, что не Инна пошла за водой!) Когда я подошел к роднику, оказалось, что вода здесь уже мутная - дна не было видно. Неужели в нем купались? Набрал воды, но когда вернулся к Инне рассказал, что я увидел у родника и сказал, что пить эту воду ни в коем случае не будем...

Спускались мы по другой тропинке, она получалась короче той, по которой пришли к гроту, но сильно крутой в конце
Тропинка к Большому Гроту

Спуск с нее приводил на развилку двух троп (здесь как раз были остатки костра)
Развилка троп на пути к Большому Гроту

Отсюда мы спустились назад к дороге (88 маршрут). Теперь надо было найти путь в ущелье к источнику Папас-Чокрак. Оказалось что недалеко от нашего выхода на дорогу с нее был поворот в нужную нам сторону - широкая тропинка уходила вниз параллельно дороге, а затем поворачивала в сторону источника. Здесь нам предстоял небольшой подъем и вот мы у самого источника Папас-Чокрак
Родник Папас-Чокрак

Здесь еще (согласно описанию) где-то грот должен быть, но искать желания не было - место было очень сырое и мрачное, да и время поджимало...

Поэтому мы от источника поднялись по тропе к выходу из оврага
Тур из камней
и попали на проселочную дорогу (маршрут 87). Через 15 минут мы вышли к большому перекрестку
Перекресток

По самому маршруту в село Предущельное мы не пошли
Табличка маршрута
а свернули в сторону монастыря. У этой дороги на дереве висела таблички "Скит" и "Тупик" - видать чтобы не шастали посторонние. Хотя, когда шли по дороге нам навстречу проехали оттуда две машины ("может не туда заехали?"). Двадцать минут спуска по этой лесной дороге и мы выходим к монастырю
Пещерный монастырь

Сейчас эти бывшие каменоломни активно обживаются монахами: постройки, какие-то грядки, везде очень много бочек для сбора воды. Сама церковь расположена в таком доме

В одном описании написано, что если дверь туда открыта, то можно пройти к церкви. Дверь была открытой, но мы не заходили, пошли дальше по дорожке в сторону Качи-Кальона
Дорожка к Качи-Кальону

Недалеко от дорожки шел шланг к монастырскому источнику, который мы посетили
Монастырский источник

Чтобы попасть в Качи-Кальон, надо вернуться от источника и пойти по дорожке дальше. Но в описании этого источника сказано, что в Первый грот Качи-Кальона можно пройти и отсюда, не спускаясь на дорожку. Поэтому мы прошли источник и стали забираться вверх по натоптанной и хорошо читаемой тропе. Но видя, что она сильно круто пошла вверх, я снял рюкзак, оставил его с Инной и пошел вверх на разведку. На самый верх Качи-Кальона еле забрался, хотя тут специально висела веревка для подъема (побоялся ею воспользоваться, фиг его знает за что она там привязана). От места подъема через кусты вышел к обрыву Качи-Кальона. Естественно никаких гротов здесь не было, эту площадку использовали для прыжков с парашютом, нам надо будет спускаться чуть ниже, чтобы попасть в Первый грот. А пока пофотографируем...

Какое-то село вдалеке
Вид с Качи-Кальона

База отдыха
(нам ее предстоит обходить по пути в Алимову балку)

С небольшим трудом спустился отсюда обратно к Инне. И мы пошли вдоль обрывов по направлению к Первому гроту. После небольших препятствий на пути мы попали на ровное место. Здесь можно и сфотографироваться
Качи-Кальон

Но до самого Первого грота нам еще предстояло идти
К Первому Гроту

Пройдя камни, мы наконец-таки оказались у Первого грота. Самое время сбросить рюкзаки и отдышаться. Затем Инна отправилась посмотреть гроты и найти источник Св.Анастасии. Вскоре она вернулась, источник не нашла, сказала, что здесь очень много пещер, все осмотреть невозможно. Пошел я прогуляться. По пути сделал пару фотографий
- самого Качи-Кальона
- базы отдыха напротив
База отдыха

Наконец дошел до Четвертого грота. Именно здесь расположен источник Св. Анастасии
Источник Св.Анастасии

Но вот досада... Экскурсанты, группа детей с взрослыми, фотографируются, моют руки в источнике... Набрал воды в бутылку в качестве доказательства, что нашел источник и пошел обратно. Запечатлел сам 4-й грот
4-й грот
третий грот
3-й грот

А когда вернулся к Инне. то решили сфотографироваться с жилищами первого грота
В 1-м гроте

После этого мы отправились на спуск с Качи-Кальона. Прошли мимо церкви в скале
Церковь в скале
и спустились к камню на перекрестке
Камень с надписью
(Налево пойдешь - в скит попадешь; направо пойдешь - в Качи-Кальон попадешь).

Когда спускаешься к самой трассе, то по незнанию, никогда бы не сказал, что в том ущелье расположен монастырь
Ущелье Фыцки

А вот и сама трасса
Трасса Бахчисарай-Синапное
(столбы стоят в начале подъема к Качи-Кальону. Вдалеке видно ущелье Таш-Аир)

А это вид отсюда на сам Качи-Кальон
Вид на Качи-Кальон

По трассе мы дошли до поворота к гидропосту
Съезд к гидропосту

Еще одна фотография Качи-Кальона (Четвертый грот)
Качи-Кальон
и мы уходим к Каче, которую благополучно пересекаем не замочив ноги
Река Кача

На другом берегу Качи нам предстояло обойти базу отдыха "Алимова балка" и попасть в саму Алимову балку. Бредем по дороге - с одной стороны - Кача, с другой - забор из колючей проволоки... Но вот поворот в нужном нам направлении.

Вид отсюда на Качи-Кальон изумительный
Качи-Кальон

Дорога нас приводит к воротам базы отдыха. Здесь начинается нужная нам тропа в Алимову балку
Тропа маршрута
Начинает попадаться маркировка на деревьях, тропинка постепенно набирает высоту. Затем начинается небольшой спуск, на дно балки. Фотографий не делаю, здесь сумрак, а надо экономить заряд аккумуляторов. У Алимового навеса тропы разбегаются, очень много мусора. Пройдя еще немного мы попадаем к роднику "Качнедже-нижний", шум воды услышали издалека, но начало родника (труба) нашли не сразу. Здесь полностью запаслись водой. Чуть выше родника слышны голоса, оттуда пахнет шашлыками. Думаем, что там отдыхают местные, но когда от родника поднимаемся туда, оказывается, что на полянке установлены две палатки и сидят туристы (парни и девушки). Видя наше замешательство, одна из девушек подсказывает что чуть выше, у другого родника, есть поляна для установки палатки. Идем туда, хотя нам вообще-то надо на турстоянку "Алимова балка". Обнаруживаем указанную девушкой полянку, но оставаться здесь на ночь нет никакого желания (слишком сыро от протекающего здесь ручья и темновато). Поэтому начинаем искать путь отсюда наверх, на саму турстоянку. Выбираемся только благодаря тому, что наверх идет еле видимая тропа, но приходиться по ней в некоторых местах карабкаться. Попадаем на полянку. Здесь на дереве висит марка 77 маршрута и отсюда уходит набитая тропа вниз, к роднику, где мы набирали воду. Кроме того, проходит дорога в сторону обрывов Алимовой балки. Идем в том направлении. Как здесь светло по сравнению с дном балки!!! Бросаем рюкзаки и отправляемся на осмотр окрестностей и фотографирование
Над Алимовой балкой

Вот внизу вздымается скала Алимов навес
Именно там сидят туристы:)

А мы пошли дальше. Сразу понятно, что здесь турстоянка - очень много кострищ в разных местах. Дорога ведет куда-то на южную оконечность, но мы далеко не уходим из-за оставленных рюкзаков. Людей нет никого, не видно и не слышно, но мало ли что...

Фотографируем напоследок Качи-Кальон
Вид на Качи-Кальон
Он на закате наиболее красив. За ним вдалеке видна вершина Тепе-Кермена.

Возвращаемся за рюкзаками и отправляемся на поиски места ночевки. У самой дороги не стали останавливаться, нашли неподалеку неплохую полянку, окруженную кустами и деревьями. Пока светло я сбегал к началу 77 маршрута, чтобы завтра утром соориентироватся в какую сторону нам идти. Затем поставил палатку и разожгли костер, чтобы разогреть воду для каши и чая
Приготовление ужина

А после ужина отправились спать.